Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Противоборство Ирана и Израиля, принявшее чуть ли не экзистенциальный для обеих сторон характер, все более обостряется. Существует реальная угроза его перерастания в открытый вооруженный конфликт. С непредсказуемыми последствиями для региона и, даже, всего мира.
Убийства и заговоры
Поводом к очередной и, как показывает ход событий, более острой, чем предыдущие, эскалации напряженности между Ираном и Израилем явилась серия загадочных убийств ряда иранских ученых и высокопоставленных офицеров. Все они имели определенное отношение к развитию ядерной и ракетной программ. В целом - оборонного потенциала Ирана, к политике, направленной на противодействие Израилю на международной арене.
Как и следовало ожидать, Тегеран обвинил Израиль в физическом устранении неугодных ему представителей иранской армии и науки. Главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Хоссейн Салами даже поклялся отомстить Израилю. На фоне поступающих из Тегерана угроз израильское государство призвало своих граждан покинуть ряд стран из-за опасений по поводу возможных терактов.
В эпицентре противостояния между Ираном и Израилем оказалась, в частности, Турция. Стало известно о предотвращении совместными усилиями органов безопасности Турции и Израиля атак против израильских граждан. Посетивший Турцию глава МИД Израиля Яир Лапид поблагодарил турецкие спецслужбы «за раскрытие иранского заговора», а его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара не допустит каких-либо угроз в отношении иностранных граждан, посещающих Турцию.
Совместная операция сил безопасности Турции и Израиля явилась, кстати говоря, еще одним знаковым показателем интенсивно развивающегося в последнее время сближения двух государств. Однако региональный масштаб ирано-израильского противостояния не ограничивается той или иной степенью вовлеченности в этот процесс Турции, которая, к слову, демонстрирует стремление углублять свой диалог также и с Ираном.
Одной из площадок обостряющегося противостояния между Ираном и Израилем является Сирия. Израиль периодически наносит удары по позициям проиранских военизированных формирований на сирийской территории. Вот и целью удара по аэропорту Дамаска, в результате которого были выведены из строя взлетно-посадочные полосы, было объявлено предотвращение поставок предназначенного для группировки «Хезболла» иранского оружия. При этом Израиль предостерег президента Сирии Башара Асада от «дальнейшего сокрытия операций Ирана в его стране и передачи качественного оружия в Сирию», пригрозив, что целью следующего удара может стать один из президентских дворцов.
Между тем на фоне активизации антииранской деятельности Израиля в Сирии нарастают его противоречия с Россией, не заинтересованной в ослаблении позиций своего союзника - официального Дамаска. Москва выражает свое недовольство, в частности, намерением Израиля не предупреждать ее, как это происходило раньше, об операциях против проиранских сил в глубине Сирии, что может повлечь за собой жертвы среди российских военных. Примечательно и то, что по итогам очередной, 18-й по счету, международной встречи по Сирии в Астанинском формате, проходившей в Нур-Султане, Иран, Россия и Турция не только вновь «подтвердили свою приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики», но и осудили продолжающиеся военные удары Израиля по Сирии.
Однако проблемы, возникающие у Израиля с отдельными странами, главным образом на почве антииранского противодействия, не влияют на его решимость и далее активно продвигать свою политику. Тем более что все еще актуален ключевой фактор, коим Израиль мотивирует необходимость сдержать Иран, отказывающий еврейскому государству в самом праве на существование. Речь идет о ядерной программе ИРИ, которую Израиль намерен решительно пресечь, дабы не допустить ее подъема до кульминационной точки - создания ядерного оружия.
Мосты сжигаются?
Несмотря на заверения Тегерана, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели, споры вокруг этой чрезвычайно болезненной международной проблемы не прекращаются. Сам Иран, вышедший из ядерной сделки - Совместного всеобъемлющего плана действий - вслед за аналогичным односторонним шагом США, не скрывает своего возвращения к высокому уровню обогащения урана. Последнее, в свою очередь, создает благоприятную почву для утверждений Израиля и США о приближении ядерной программы Тегерана к стадии производства ядерного оружия.
Между тем Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) принял резолюцию, осуждающую Иран за несоблюдение правил международных инспекций его деятельности в ядерной сфере. В частности, речь идет о непрояснении происхождения частиц урана на нескольких «незаявленных» ядерных объектах. Накануне принятия данного документа МИД Ирана предупредил, что это может привести к срыву переговорного процесса по восстановлению ядерной сделки. А уже после принятия резолюции глава парламентской комиссии ИРИ по национальной безопасности и внешней политике Махмуд Аббасзаде Мешкини инициировал приостановление членства Ирана в этой международной организации. Это означает, что в Тегеране допускают возможность прекращения сотрудничества с МАГАТЭ, чреватого информационным вакуумом относительно развития ядерной программы ИРИ.
Израиль расценил подобную ситуацию как подтверждение необходимости ужесточить давление на Тегеран. Министр обороны Израиля Бени Ганц, ссылаясь на резолюцию МАГАТЭ, заявил: «Иран еще раз продемонстрировал, что он угрожает миру, как в регионе, так и в глобальном масштабе». О том, какой логический вывод делает Израиль из данной им оценки, дали понять очередные предупреждения относительно наличия у него «права принять меры» с целью срыва ядерной программы Ирана.
Израиль открыто заявляет о прогрессе в подготовке к возможным ударам по иранским ядерным объектам. В частности, израильскими ВВС разработаны возможности, позволяющие перебрасывать истребители-невидимки F-35 Adir из Израиля к границам ИРИ. Причем они уже не нуждаются в дозаправке топливом в воздухе из-за большого расстояния.
Демонстрацией израильской решимости можно считать периодически проводимые военные учения, имитирующие нападение на Иран. В их ходе отрабатываются нейтрализация иранских радаров и систем обнаружения, кибероружия и систем РЭБ, моделирование дальних боевых полетов. Громкий резонанс вызвали, к примеру, учения над Средиземным морем с участием десятков истребителей ВВС Израиля. Они имитировали массированный удар по ядерным объектам Ирана, включая в себя, как сказано в заявлении Армии обороны Израиля, «дальний полет, дозаправку в воздухе и нанесение ударов по удаленным целям».
Масштабные антииранские планы Израиля отражаются и на концептуальном уровне. Так, выступая перед комитетом Кнессета (парламента) по иностранным делам и обороне, премьер-министр Нафтали Беннет акцентировал внимание на изменении израильской стратегии в отношении Тегерана за последний год. По словам Беннета, она «действует против головы, а не только против рук». Что следует понимать как спроецированное на военно-политическое руководство Ирана мощное давление (а возможно, и прямую угрозу физического устранения). Этой стратегии соответствуют и заявления израильтян о переходе к так называемой «доктрине осьминога», которая предусматривает, что Израиль будет иметь своей первичной мишенью сам Иран, а не его союзников в регионе. Но при этом сохраняется курс на ограничение возможностей Тегерана на уровне региональной геополитики, о чем говорит активное участие Израиля в создании антииранского альянса совместно с арабскими странами и под руководством США.
Иран вносит свой вклад в накал ситуации, предупреждая «сионистский режим», что в случае «любого неверного шага» с его стороны вооруженные силы Исламской Республики «сотрут с лица земли Тель-Авив и Хайфу». А в качестве подтверждения своей мощи Иран сообщает об оснащении ВС ИРИ высокоточным, дальнобойным и интеллектуальным оружием, включая ударные беспилотники и крылатые ракеты.
Таким образом, противостояние между Ираном и Израилем напрямую угрожает глобальной и региональной безопасности. Этот процесс стремительно движется в сторону развертывания вооруженного конфликта, участия в котором - если его не удастся пресечь - не смогут избежать и другие силовые центры. Вокруг ирано-израильского противостояния завязано слишком много приоритетных и побочных проблем мировой и региональной повестки. Но выход набирающей обороты эскалации, так сказать, из-под контроля вряд ли приведет к их решению. Более того, он создаст новые проблемы, причем отнюдь не в интересах глобального мира, безопасности региональных стран.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: