Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Саммиты ЕС, G7 и НАТО, прошедшие поочередно в Брюсселе, Эльмау и Мадриде в конце июня с целью оказать действенную помощь Украине в войне с Россией, вновь заострили глобальное внимание на этой теме, но так и не приблизили заветного дня мира. Более того, пока лидеры мировых держав собирались и совещались в красивых и ухоженных городах Западной Европы, шла война, принося все новые потери и разрушения.
План Маршалла для Украины
Продолжение военных действий в Украине и радикализация общественных настроений в Европе по отношению к России создают Киеву благоприятные условия для реализации своих устремлений по членству в Евросоюзе. В этом можно убедиться на примере того, как лидеры ведущих европейских стран поменяли или меняют свою первоначальную позицию по возможной интеграции Украины в политическое и экономическое пространство Евросоюза. При этом многие из них по-прежнему выступают против разработки специальных мер, предусматривающих создание льготных условий для полноценного членства Киева в ЕС.
Между тем война существенно изменила «правила игры» в Европе и создала условия для переформатирования политического и экономического пространств Украины согласно требованиям ЕС. Предполагается, что разработка и реализация плана Маршалла для Украины позволят усилить влияние Брюсселя на экономику и политику Киева. Особую активность в этом демонстрирует Германия, которая, несмотря на все текущие сложности, по-прежнему выполняет роль финансово-экономического локомотива Европы. Официальный Берлин может рассчитывать, что, находясь в авангарде европейской помощи Украине, он значительно нарастит свой авторитет и сможет обеспечить долгосрочное влияние в Украине и Восточной Европе в целом.
Правда, столкнувшись с беспрецедентным энергетическим кризисом за всю свою послевоенную историю, Германия сегодня сама нуждается в серьезной поддержке. В июне «Газпром» сократил поставки по газопроводу «Северный поток» на 40% - с плановых 167 млн. до 100 млн. кубометров в сутки. В госкорпорации снижение поставок связывают с плановой профилактикой и компанией Siemens, которая из-за канадских санкций не может вернуть из ремонта газоперекачивающие агрегаты. В ЕС действия России называют шантажом, а Берлин перешел на вторую ступень аварийного плана, разработанного на случай чрезвычайной ситуации в газовой сфере. Он предусматривает принудительную экономию газа для отдельных предприятий. Эксперты полагают, что если ситуация в ближайшие месяцы не изменится, то страну может ожидать массовое закрытие энергоемких производств, а в целом - экономическая стагнация.
Впрочем, столь тревожную перспективу в Германии предпочитают не рассматривать. А план Маршалла для Украины в Берлине видится не только как средство оказания поддержки Киеву, но и как инструмент для роста своих инвестиций в прибыльные отрасли украинской экономики.
Президент Украины Владимир Зеленский, говоря о своем видении реализации данного плана, заявлял, что «это технологии, специалисты, возможности для роста, которые необходимы для возвращения к безопасной жизни, модернизации и социального развития».
Кроме того, он предложил странам - донорам Украины взять шефство над отдельными регионами, городами и отраслями, пострадавшими в ходе боевых действий. А это может означать непосредственное участие ЕС или отдельных его стран в государственном управлении.
Заветная «путевка» в ЕС
Считается, что наиболее эффективным средством контроля за реализацией масштабного донорского содействия Украине может считаться предоставление Киеву статуса кандидата в члены ЕС. Как известно, согласно требованиям Евросоюза, кандидат на членство должен выполнять соответствующие требования Брюсселя практически во всех областях. И Украине, если она действительно намерена приблизить день своего членства в ЕС, придется следовать этим требованиям достаточно скрупулезно, выполняя все условия и реагируя на все замечания. Этот процесс сам по себе дает возможность Евросоюзу фактически определять линию поведения Киева, направлять его действия.
При этом данное обстоятельство вовсе не гарантирует, что Украина получит полноправное членство в желаемое для себя время.
Хотя справедливости ради следует отметить, что реализация донорской помощи Украине и выполнение процедурных вопросов по вступлению Киева в ЕС в значительной степени обуславливаются прекращением военных действий. Поскольку война и продолжающееся разрушение Украины затрудняют реализацию требований, выдвигаемых к кандидату Евросоюза, и тем более восстановление своей экономики.
Между тем, вопреки ожиданиям, 23 июня на саммите развернулись серьезные обсуждения по поводу расширения списка кандидатов на вступление в ЕС.
Причиной тому было желание некоторых стран, в частности Австрии, предоставить статус кандидата на вступление в ЕС также для Боснии и Герцеговины. Так, канцлер Карл Нехаммер считает, что Австрия исторически ответственна за судьбу стран Западных Балкан, большинство из которых являются кандидатами на вступление в ЕС, хотя этот процесс в значительной степени затормозился.
Несмотря на настойчивость Вены, положительного решения по данному вопросу достичь все же не удалось. Не назвали также дату начала переговоров о вступлении в ЕС (по причине непреклонной позиции Болгарии) Албании и Северной Македонии, Грузия же получила отказ в предоставлении статуса кандидата. В Тиране, Скопье, Сараево и Тбилиси эти решения назвали несправедливыми.
В то же время получить статус кандидата для Украины и Молдовы оказалось намного легче, поскольку консенсус в этом вопросе был достигнут за несколько дней до начала саммита.
Саммит ЕС был первым среди других, на которых украинский вопрос доминировал. Обсуждение этой темы на саммитах G7 и НАТО в военно-политическом преломлении позволит завершить общую картину стратегических действий Запада в отношении Украины.
Намеренная блокада или исполнение предписания
Продолжающийся конфликт между Россией и Западом из-за войны в Украине привел к возникновению и углублению еще одной проблемы. Так, 17 июня Литовские железные дороги уведомили, что с 18 июня прекращают транзит в Калининградскую область и из нее значительного перечня товаров, которые подпадают под европейские санкции. По предварительным оценкам, это от 40 до 50% всей номенклатуры транзитных грузов. При этом Вильнюс ссылается на решение Еврокомиссии от 15 марта. Согласно ему, в списке запрещенных грузов уже значатся стройматериалы, металлы, промышленное оборудование и изделия для использования в авиационной и космической сферах. Причем до конца года список запрещенных для транзита товаров поэтапно будет увеличиваться. Уже с 10 июля будет запрещен транзит цемента и изделий из бетона, древесины, лаков и красок, удобрений, стройматериалов, спиртных напитков и икры, после 10 августа - угля, а с 5 декабря - бензина и дизельного топлива. Затем, 21 июня, Литва распространила ограничения на перевозки санкционных товаров в Калининград и на грузовой автомобильный транзит. При этом Вильнюс подчеркивает, что не вводил односторонние ограничения, - такой запрет предусмотрен санкциями ЕС.
В ответ на эти действия секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что Москва в ближайшее время ответит на решение Вильнюса объявить транспортную блокаду Калининградской области, и жители Литвы серьезно ощутят на себе последствия этих мер. Предполагается, что в качестве ответной меры может быть усилено патрулирование российских военных кораблей близ литовской акватории в районе порта Клайпеда. Это может заблокировать либо серьезно затруднить заход иностранных судов в единственный морской порт Литвы, по которому в страну поступает основной поток грузов.
Впрочем, в самой Литве считают такой сценарий маловероятным и дают понять, что от своего решения не отступят. В любом случае ситуация позволяет прийти к выводу, что российская граница с ЕС, равно как и белорусская, будет усиливаться барьерными функциями. Что в значительной степени сокращает транзитную роль России, вынуждая перенаправлять существующие собственные и транзитные грузопотоки на южное и юго-западное направления.
Новая фаза военной кампании
24 июня, ровно через четыре месяца после начала войны в Украине, некоторые СМИ сообщили, что подразделения ВСУ покинули часть промзоны Северодонецка, фактически полностью оставив город.
По данным СМИ, британская разведка оценила взятие Россией города в качестве «значительного успеха в рамках ее уменьшенных целей войны (выхода на границы Донецкой и Луганской областей)». Однако утверждается, что «это только одна из ряда непростых задач, которые России придется выполнить для захвата всего Донбасса. Это, в том числе, наступление на Краматорск и поддержание основных цепочек поставок в Донецк».
26 июня министр обороны РФ Сергей Шойгу впервые за время войны посетил Донбасс, где проинспектировал группировку войск, посетил командные пункты, заслушал доклады о текущей обстановке и действиях российских войск на главных направлениях. Можно предполагать, что готовится новая фаза военных действий в течение ближайших недель для полного установления контроля над Донбассом.
Тревожным сигналом стал обстрел Киева, в результате которого погибли мирные жители, были повреждены жилые здания. Украинская сторона утверждает, что ракетный обстрел осуществлялся с «самолетов из района Каспийского моря». Речь идет о стратегических бомбардировщиках Ту-95 и Ту-160, которым необязательно запускать ракеты с территории Украины. Для этого им достаточно лишь взлететь и выйти на боевой курс. По версии Москвы, это связано не с обстрелом, а с ошибочными действиями украинских ПВО, в результате чего украинская ракета поразила жилой дом.
Между тем, согласно имеющимся сообщениям, НАТО готовит новую стратегию военного развертывания, базирующуюся на масштабной гонке вооружений и создании эффективного щита на востоке для отражения любой возможной агрессии.
Будет ли она эффективной и остановит ли войну, сегодня на эти вопросы нет однозначного ответа. Президент Владимир Зеленский считает, что боевые действия необходимо закончить до начала зимы. И для этого, по его мнению, стране необходимо получить системы противовоздушной обороны. А это значит, что Украине, Европе и всему миру следует готовиться к жаркому лету.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: