Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Уже двенадцать лет прошло с момента запуска процесса «демократизации по западному образцу» в странах Северной Африки и Ближнего Востока, более известного как «арабская весна». 14 декабря 2010 года в маленьком тунисском городке Сиди-Бузид уличный торговец Мохаммад Буазизи совершил самосожжение в знак протеста против учиняемых муниципальными властями препятствий. Это послужило толчком к протестам сначала в самом Тунисе, а затем и других странах арабского мира. Известная в Тунисе как «жасминовая революция» волна всенародного возмущения была прозвана «арабской весной» вскоре после ее молниеносного распространения на территории других стран. Она запустила ряд роковых перемен в арабском мире, приведя к смене правительств в одних странах и развязав продолжающиеся до сих пор гражданские войны в других.
Характерные черты «арабской весны»
Революционные, по сути, процессы наиболее серьезно проявили себя преимущественно в государствах с республиканской формой правления: Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, Сирии. В странах же с монархическим устройством «арабская весна» запомнилась относительно небольшими масштабами протестов. Самый бурный из них наблюдался в Бахрейне - маленьком островном государстве, считающемся ареной политико-идеологического соперничества между Ираном и Саудовской Аравией. Попытки увязать манифестации с религиозными разногласиями и иранским влиянием в стране спровоцировали соседний Эр-Рияд ввести части своей армии на остров в соответствии с решением Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Это обусловило полный провал надежд организаторов волнений. В Иордании и Кувейте протесты привели к обновлению правительств этих монархий, а в других странах, где проходили акции меньшего масштаба, их успешно подавили.
Основные революционные процессы, как было отмечено, происходили в арабских странах с республиканской формой правления. Так, в начале января 2011 года правивший страной в течение 23 лет президент Туниса Зейналабдин бин Али бежал в Саудовскую Аравию, что означало победу революции в первой стране, настигнутой «арабской весной». Похожая ситуация произошла в еще одной североафриканской стране - Египте. Правительство Хосни Мубарака смогло выдержать лишь три недели протестных акций, начавшихся 25 января 2011 года. А уже 11 февраля Мубарак подал в отставку.
В ожидании грядущих перемен волнения вскоре перешли в полномасштабные гражданские войны. Начавшиеся мирные протесты в соседней с Тунисом Ливии вскоре переросли в вооруженные столкновения и ожесточенную схватку между правительственными войсками и противниками полковника Муамара Каддафи, правившего страной в течение 42 лет. В конце марта 2011 года НАТО оказало военную и политическую поддержку ливийской оппозиции, разбомбив правительственные войска страны.
То же произошло и в Сирии, еще одной арабской стране с республиканским устройством, где протесты примерно через три месяца приняли вид уже гражданской войны.
Аналогичная ситуация имела место также в Йемене, расположенном на юге Аравийского полуострова. Акции против правившего страной на протяжении 30 лет Али Абдуллы Салеха начались в феврале 2011 года и закончились отставкой президента через год. Следует отметить, что революция в самой нестабильной стране региона затем перетекла в борьбу между различными вооруженными группировками, которая продолжается по сей день.
Второе мгновение «весны»: хлеб или демократия?
Причины «арабской весны» до сих пор объясняют самыми различными факторами - такими как всплеск волны демократизации, бедность, исламское пробуждение и т.п. Однако каждый из них по отдельности не влиял на общий процесс. Хотя в определенные периоды «арабской весны» эти факторы более или менее заметно проявляли себя.
Например, в экономически бедном Тунисе первые недовольства начались под лозунгами, призывавшими к искоренению бедности и безработицы. В соседней же Ливии на фоне нефтяных доходов страны серьезного уровня бедности не наблюдалось. А в Египте и Сирии основным лейтмотивом протестных акций был назван феномен «исламского пробуждения», хотя местные исламистские группировки до этого особо себя не проявляли. Укрепившиеся впоследствии исламистские организации смогли взять на себя руководство уличными протестами и превратились в политическую силу лишь на более позднем этапе всенародного возмущения. Причиной тому было то, что в перечисленных странах отсутствовала практика политического плюрализма. Оппозиционные политические партии были ликвидированы, уступив место действовавшим до этого в тени исламистским движениям вроде египетских «Братьев-мусульман», объединенным вокруг религиозных ценностей.
Революции в арабских республиках с авторитарными режимами можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, это республиканский строй. В этих странах формой политического правления, пусть и формальной, была республика, а население было знакомо с практикой смены власти. Более того, в отличие от монархий, конституция и законы этих стран давали возможность для осуществления перемен.
Во-вторых, социально-политическая несправедливость. Документы WikiLeaks, обнародованные незадолго до начала «арабской весны», представили очень серьезные факты коррупции и политических интриг внутри арабских властей. Многие считают, что разоблачения WikiLeaks также способствовали накалу протестных настроений в этих странах. В любом случае, социальная несправедливость, концентрация государственных богатств и должностей в руках одной группы людей, бедность и отсутствие прав у подавляющего большинства населения стали основными движущими силами революций.
Третья причина - отсутствие крупных запасов нефти, или «нефтяной подушки безопасности». За исключением Ливии в других странах - жертвах «арабской весны» доходы от продажи углеводородов были незначительными. Поэтому их правительства не смогли вовремя задобрить недовольный сегмент населения доходами от таких продаж. С другой стороны, ненефтяные страны не смогли заручиться своевременной иностранной поддержкой, которая была доступна правительствам, имеющим доходы от нефти. Единственным исключением здесь была Ливия. Но полный отказ Каддафи повиноваться Западу обрек его на трагический и мучительный конец.
Почему революция не принесла демократию?
Как известно, спровоцированные «арабской весной» общественные протесты привели к свержению действующей власти лишь в четырех арабских республиках - Тунисе, Египте, Ливии и Йемене. В Сирии протесты превратились в гражданскую войну, за которой последовали продолжающиеся до сих пор террор и хаос. Ни в одной из этих пяти республик не удалось установить демократию и стабильность. Частично стабильность и переход к демократии зафиксированы только в Тунисе, первой жертве революции. Однако из-за глубокого конфликта между политическими исламистами и светскими политическими блоками в этой стране тунисская демократия также находится под серьезной угрозой.
Относительно благоприятные перспективы ситуации в Тунисе и появление там парламентской демократии можно объяснить несколькими обстоятельствами. Это отсутствие опыта военных переворотов, размеренный период республиканского правления после обретения независимости, когда страну возглавляли всего два президента, не отмеченные ни в гражданских войнах, ни в военных переворотах. Кроме того, это некоторая удаленность от горячих точек, отсутствие нефти и, наконец, наличие политических институтов. В том, что революция в Тунисе прошла более-менее бескровно и привела к формированию в стране парламентской системы правления, представленной различными политическими силами, также заслуга исламских лидеров, в частности главы движения «Нахда» («Пробуждение») Рашида Ганнуши.
Судьба революций в Египте, Ливии, Сирии и Йемене сложилась иначе. В Ливии и Йемене смена режима привела к гражданской войне, а в Сирии смены режима, как таковой, вообще не произошло.
Самым существенным фактором, повлиявшим на исход революций в этих четырех странах, была иностранная интервенция. В 2012 году в Египте, где активисты «арабской весны» одержали свою первую победу, оппозиционное движение «Братья-мусульмане» завоевало большинство в парламенте, а также пост президента государства. Однако вскоре правление исламистов столкнулось с серьезным противостоянием как внутри страны, так и за рубежом. В итоге в 2013 году произошел военный переворот, и главой государства стал командующий Генштабом египетской армии Абдул-Фаттах ас-Сиси.
В других странах протестные акции переросли в гражданскую войну, повлекшую за собой хаос и террор, очаги которого росли по мере прямого и косвенного вмешательства иностранных государств. Продолжающиеся в течение многих лет гражданские войны в Ливии, Йемене и Сирии, а также невозможность установления мира в них можно объяснить внешним воздействием. Йемен стал жертвой опосредованной войны между Ираном и Саудовской Аравией, Ливия - между Турцией и Катаром с одной стороны, и Саудовской Аравией, ОАЭ, а также рядом европейских стран - с другой. А Сирия - между Турцией, США, странами Европы и Персидского залива - и России, Ирана и отчасти Китая. Именно поэтому достижение прочного и стабильного мира в этих трех странах пока представляется невозможным.
Несмотря на широкий географический охват, «арабская весна» привела к смене власти только в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене, а в трех из них (Ливия, Йемен и Сирия) вылилась в гражданскую войну. В Тунисе кризис власти продолжается до сих пор. Ни в одной из стран нет ни демократии, ни стабильности, ни развития. Похоже, что этого не произойдет и в ближайшие несколько лет.
Наоборот, «арабская весна» вскрыла ящик Пандоры для радикальных вооруженных исламистских группировок на Ближнем Востоке, став катализатором распространения в регионе терроризма и анархии. С другой стороны, стала явно вырождаться идеология политического ислама, успешно развивающаяся до этого. Так, не выдержало политического испытания движение «Братья-мусульмане», на которое возлагались большие надежды в Египте. Вместо этого исламизм представился в новых ипостасях - в виде радикальных исламистских группировок вроде ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра» и др. Одновременно были похоронены всякие надежды на перемены через демократию и революции. А процесс восстановления, вероятно, займет еще много времени. В ближайшие годы странам региона предстоит еще долго залечивать раны, нанесенные «арабской весной».
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: