24 Ноября 2024

Воскресенье, 09:04

ОГУЗСКИЙ АЛЬЯНС

Баку, Анкара и Ашхабад намерены уделить особое внимание энергетической и транспортной составляющим повестки

Автор:

15.12.2022

Анонсированная несколько недель назад встреча президентов Азербайджана, Турции и Туркменистана в Авазе (г.Туркменбаши) состоялась и ознаменовала собой начало нового этапа отношений между тремя государствами. И это не просто слова, это реальность, отражающая сложный характер процессов, происходящих сегодня в регионе и в мире.

 

Формат длиной в два десятилетия

Следует отметить, что трехсторонний формат сотрудничества Азербайджан-Турция-Туркменистан имеет многолетнюю историю и стал формироваться еще с конца нулевых годов. При этом первый саммит лидеров трех стран состоялся 29 ноября 2008 года в прикаспийском городе Туркменбаши, на котором президенты Туркменистана - Гурбангулы Бердымухамедов, Азербайджана - Ильхам Алиев и Турции -  Абдулла Гюль обсудили перспективы торгово-экономического сотрудничества и возможное участие в проекте строительства газопровода по дну Каспийского моря.

Однако в то время текущая политическая и экономическая конъюнктура, продолжающиеся переговоры по определению окончательного политико-правового статуса Каспийского моря и незавершенность Южного газового коридора создавали определенные препятствия для реализации масштабных энергетических соглашений между тремя странами. 

Если мысленно перенестись в то время, то мы увидим, что в центре внимания находился проект газопровода «Набукко», который так и не удалось реализовать в силу экономических и политических причин. А проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) не был даже анонсирован. Поэтому продолжающиеся споры о том, откуда будет проходить магистральный газопровод, связывающий Каспийский регион с Европой, и где будет находиться его конечная точка, вкупе с вопросами цены за транзит и издержками на строительство, волновали участников и потенциальных покупателей газа намного больше. 

И тем не менее уже в 2008 году стороны условились, что будут активно развивать сотрудничество в двух основных направлениях - в энергетике и транспорте. К слову, начиная с этого времени объем грузоперевозок между тремя странами стремительно рос.  При этом использовалась созданная в предыдущие годы транспортная инфраструктура, в частности железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. 

Еще одна встреча трех лидеров состоялась 5 июня 2014 года в Бодруме после завершения заседания IV Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Ашхабад к этому времени уже полностью переориентировался на поставки газа в Китай, и европейское направление перестало быть для туркменской стороны столь актуальным. С другой стороны, Азербайджан и Турция полным ходом приступили к реализации проекта TANAP и рассматривали Туркменистан как важного, но все же потенциального участника проектов транспортировки газа в Европу. 

Правда, справедливости ради надо сказать, что определенные поставки туркменской нефти через Азербайджан в Турцию и далее на европейские рынки регулярно осуществлялись, что не теряло актуальности темы энергетического взаимодействия трех стран.

В 2017 году, когда Ашхабад принял решение не транспортировать свою нефть через Махачкалинский порт до Новороссийска, стороны предметно обсуждали вопрос увеличения объемов поставок туркменской нефти и через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. В августе 2017 года этот вопрос, а также вопрос транзита туркменского газа с использованием возможностей транспортной инфраструктуры Азербайджана и Турции были в центре внимания визита президента Г.Бердымухамедова в Баку. Однако на встрече не был затронут вопрос реализации Транскаспийского газопровода. Все вопросы фокусировались вокруг темы перевалки нефти и газа посредством морского транспорта от порта Туркменбаши в азербайджанскую столицу, а затем либо по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, либо с использованием возможностей железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. 

19 апреля 2019 года в Стамбуле состоялась трехсторонняя встреча министров энергетики Азербайджана, Турции и Туркменистана, на которой вновь были обсуждены перспективы транспортировки туркменских энергоресурсов в Европу. И эта встреча прошла уже в принципиально иных условиях, когда состоялось долгожданное принятие политико-правовой Конвенции Каспийского моря и проводились завершающие работы по строительству Трансадриатического газопровода (ТАР), составляющего итоговое звено в системе Южного газового коридора (ЮГК). Еврокомиссия по вопросам энергетики, основной участник переговоров с Ашхабадом по поставкам туркменского газа в ЕС, также стимулировала переговорный процесс по подключению этой страны к инфраструктуре ЮГК. И это в свою очередь способствовало повышению интереса туркменской стороны к сотрудничеству в энергетическом формате с Азербайджаном и Турцией.

 

Новые договоренности, новые перспективы 

Однако готовность Туркменистана к поставкам значительных объемов в первую очередь газа по ЮГК оставалась под вопросом, причем по веской причине. Так, по-прежнему было не ясно, какие объемы газа предложит Туркменистан для экспорта в Европу.  Особенно если учесть, что практически весь свой экспортный газ Ашхабад поставляет в Китай. Кроме того, Туркменистан имеет договоренность с Пекином по дополнительным объемам в планируемый четвертый трубопроводный маршрут. 

Поэтому встречу в Авазе следует рассматривать не столько в контексте договоренностей на тему транспортировки туркменского газа в Европу, а как общее согласование возможностей расширения энергетического коридора Туркменистан-Азербайджан-Турция. Что же касается Транскаспийского газопровода, то он для Ашхабада по-прежнему остается перспективным проектом. Транскаспийский трубопровод пока даже не спроектирован, до сих пор неизвестно, как организационно будут реализовываться работы по его строительству. Будет ли создан операционный консорциум по разработке проекта, кто в него войдет, как будут распределяться доли владельцев?

Можно предположить, что Ашхабад, Баку и Анкара в обозримом будущем могут сконцентрироваться именно на этих вопросах, поскольку потребность Европы в газе в ближайшем будущем продолжит оставаться высокой.

В то же время встреча имеет и большое политическое значение, так как призвана продемонстрировать, прежде всего Еврокомиссии, что все три страны не отказываются от идеи трехстороннего энергетического сотрудничества, работают над возможностью реализации проектов по поставкам растущих объемов каспийского газа в ЕС. Вместе с тем стороны, видимо, готовы предложить и другие проекты в энергетической сфере, которые могли бы быть интересными как самой «тройке», так и Евросоюзу.

Примечательно заявление президента Турции, что его страна готова сотрудничать с Туркменистаном и Азербайджаном в разработке азербайджано-туркменского нефтегазового месторождения Dostluk в Каспийском море. Как известно, ранее особый интерес к разработке данного месторождения демонстрировала российская компания «ЛУКОЙЛ». Однако в свете проблем, вызванных антироссийскими санкциями, ее участие в проекте, видимо, может быть под вопросом. Анкара, предлагая свои услуги в разработке месторождения, надеется замкнуть проект на интересах тройки, что станет показателем практической значимости трехстороннего сотрудничества в энергетической сфере.  

Президент Эрдоган также выразил готовность Анкары обсудить с Туркменистаном и Азербайджаном вопрос импорта электроэнергии в Турцию. Это предложение имеет практическое значение не только в свете роста потребностей самой Турции, но и в условиях повышения ее роли как транзитной страны для передачи электроэнергии в европейском направлении.

Президенты выступили в Авазе с довольно многозначительными инициативами, раскрывающими суть переговоров. В частности, Президент Ильхам Алиев, отмечая важность транспортных коридоров, связывающих страны, подчеркнул значение Зангезурского транспортного коридора. «В настоящее время идут активные работы по созданию Зангезурского коридора. На азербайджанском участке Зангезурского коридора объем выполненных работ по железной дороге составляет 40%, а по строительству автомобильной дороги - 70%. Все работы будут завершены в 2024 году и в результате будет создан новый транспортный коридор», - сказал Ильхам Алиев на саммите.

А президент Турции напомнил о транспортном проекте «Лазуритовый коридор», основная часть которого проходит по территории всех трех стран. 

Как известно, этот проект был рассчитан на реализацию грузоперевозок из Афганистана и в обратном направлении и виделся в качестве основного маршрута помощи для этой страны. Однако после прихода к власти в Кабуле движения «Талибан» и последующих событий на мировой арене о проекте пришлось забыть. Теперь, в новых условиях, когда мировое сообщество задумывается над реализацией масштабной гуманитарной помощи афганскому народу, проект с участием Турции, Азербайджана и Туркменистана вновь приобретает свою актуальность. 

Помимо этого турецкий лидер особо отметил перспективы развития сотрудничества в энергетической сфере и выразил надежду на поставки туркменского природного газа на свою территорию через Каспийское море.

В подписанной по итогам саммита совместной декларации лидеров трех стран особый акцент был сделан на необходимости совместного сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, транспортной и гуманитарной сферах. 

Последнее далеко не случайно. Ведь три страны не просто объединяет тюркское происхождение их народов, но и тот факт, что и турки, и азербайджанцы, и туркмены принадлежат к одной и той же ветви тюркской языковой семьи - огузской.  И поэтому президент Турции в своем выступлении на саммите уделил особое внимание проблемам воспитания будущего поколения. Он анонсировал инициативу, позволяющую молодежи трех стран лучше знать язык, религию, культуру друг друга. Реджеп Тайип Эрдоган отметил, что ежегодно для молодежи будут проводиться курсы в азербайджанской Габале и туркменском Авазе. «Таким образом они узнают и Габалу, и Авазу, у нашей молодежи будет гораздо больше познаний с точки зрения языка, религии, истории», - сказал Эрдоган.

На саммите по итогам договоренностей подписаны следующие документы: «Межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве», «Межправительственная рамочная программа сотрудничества в области науки, образования и культуры на 2023-2025 годы», «Межправительственный Меморандум о взаимопонимании по созданию Совместной консультативной комиссии по таможенному сотрудничеству», «Межведомственный Меморандум о взаимопонимании по развитию энергетического сотрудничества», «Межведомственный Меморандум о взаимопонимании по развитию сотрудничества в сфере транспорта».

Уже сам факт принятия подобных документов говорит о том, что в ближайшее время формат Азербайджан-Туркменистан-Турция будет наполняться конкретным содержанием и послужит важным составляющим элементом в укрепляющемся сотрудничестве тюркских государств.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

113


Актуально