24 Ноября 2024

Воскресенье, 09:06

КОРИДОРЫ КОНЧАЮТСЯ СТЕНКОЙ

Чем завершится сорванный мониторинг рудников «Гызылбулаг» и «Демирли» в Карабахе?

Автор:

15.12.2022

«Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет», - пел когда-то Владимир Высоцкий. Лачинский коридор, строго говоря, не заканчивается стенкой как в прямом, так и в переносном смысле. Но драматические события, разворачивающиеся на этой дороге, могут и «упереть в стенку», и «вывести на свет» явно застопорившийся процесс нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. 

С 11 декабря главные новости на Южном Кавказе приходят именно отсюда - из Лачинского коридора. На дороге у города Шуша пикет азербайджанских активистов. Напротив - внушительный кордон росмиротворцев с бронеавтомобилями и бронетранспортерами. А предшествовали «дорожному кризису» события, связанные с очень важной и серьезной для Азербайджана темой - незаконной добычей полезных ископаемых. 

 

Грабеж недр и режим «проходного двора»

О том, что на территориях, оккупированных Арменией, находятся богатые месторождения полезных ископаемых, включая медь, молибден, золото, строительный камень и т.д., в Азербайджане говорили еще задолго до 44-дневной войны. Незаконная эксплуатация месторождений в большинстве стран мира влечет за собой серьезное наказание и имущественные иски - в зависимости от финансового и экологического ущерба. Несмотря на спутниковые снимки, доказательства участия, а точнее, соучастия зарубежных фирм в грабеже азербайджанских ресурсов, незаконная добыча продолжалась. 

В результате Отечественной войны Азербайджан положил конец армянской оккупации своих земель. Был восстановлен также контроль над золоторудным месторождением «Веджнели», большей частью «Сейюдлю» («Зодский рудник») и т.д. 

Между тем два месторождения - золоторудное «Гызылбулаг» и медно-молибденовое «Демирли» - находятся в той части Карабахского экономического региона, где временно размещены российские миротворцы. После военной паузы эксплуатация рудников возобновилась. В азербайджанских СМИ неоднократно публиковались фотографии и горных работ, и грузовиков, которые везут в Армению награбленный золотоносный колчедан через Лачинский коридор - причем совершенно беспрепятственно. 

К этому моменту у азербайджанской стороны уже накопилось предостаточно вопросов по деятельности российского миротворческого контингента (РМК). И МИД, и Минобороны Азербайджана неоднократно выступали с заявлениями, где требовали от командования РМК указывать в своих релизах названия городов и поселков Карабахского региона соответственно азербайджанскому законодательству и административно-территориальному делению. То есть писать не «Степанакерт», а Ханкенди, не «Мардакерт», а Агдере, не «Мадагиз», а Суговушан. Если вначале обеспокоенность азербайджанской стороны доводилась до сведения российского военного командования по конфиденциальным каналам, то теперь об этом было заявлено открыто. 

Не меньше вопросов накопилось и по такой деликатной теме, как режим пропуска через российский блокпост у въезда в Лачинский коридор. 

Шероховатости по этому поводу возникали и прежде. Согласно достигнутым договоренностям, граждане Армении и России имеют право проезжать здесь свободно. А вот граждане и подданные третьих стран должны получать разрешение властей Азербайджана. Тем не менее в Ханкенди еще несколько месяцев назад «провезли» кандидата в президенты Франции Валери Пекресс, побывала здесь и экс-депутат Европарламента Элени Теохарус. Наконец, в Баку продолжают вызывать недоумение и вопросы, как в Карабах просачиваются террористы вроде Вовы Вартанова. 

Переполнил же чашу терпения Азербайджана проезд в Ханкенди 14 граждан Ирана.

 

«Мирные строители» или диверсанты?

Как сообщили СМИ Азербайджана, 24 ноября в Ханкенди проследовали 14 граждан ИРИ. Никакого разрешения на такой вояж от Азербайджана не было - то есть налицо откровенное нарушение. Но и это не верхушка айсберга. 12 из этих 14 «персидских гостей» - выходцы из иранской провинции Хузестан, точнее, города Изех. Здесь армяне составляют значительную долю населения, а армянский язык считается одним из основных. Самое же примечательное, что в этом городе находится секретная база иранских спецслужб, специализирующихся на терроре и диверсиях. 

Словом, сомнений, что прибывшие в Ханкенди иранцы вовсе не торговцы коврами и финиками, совершенно не было. Уже потом в прессу просочились сведения о щедром подарке Ирана для Армении. Официальный Тегеран тайно направил в Армению 600 ракет иранского производства - 500 противотанковых управляемых ракет типа «Дехжлавийе» и 100 «Алмас». Такие противотанковые ракеты специалисты называют «идеальным оружием террористов» - они сравнительно небольшие, легкие в обращении, а подбить ими можно как танк, так и бронированный лимузин, пассажирский автобус. Не исключено, что таинственные «персидские гости» прибыли в Ханкенди, чтобы обучить террористические группы в Карабахе, где временно дислоцирован РМК, использованию оружия иранского производства.

Такая политическая «спайка» никого в Азербайджане не удивила. Сотрудничество Ирана и Армении имеет долгую историю, в том числе в деятельности спецслужб. Но каким же образом миротворцы пропустили иранцев в Ханкенди? 

Неожиданно для многих Азербайджан в истории с гражданами ИРИ выиграл и «войну разведок». В Баку располагали фотосканами удостоверений въехавших в Карабах иранцев, а также фото микроавтобуса, которым они  воспользовались. Командующий РМК генерал Андрей Волков попытался выдать иранцев за «мирных строителей», но ему ожидаемо не поверили. Зачем везти строителей из Ирана в Ханкенди, где предостаточно кадров из соседней Армении? Какие масштабные строительные работы ведутся в Карабахе, что это потребовало иностранного участия? Наконец, почему строителей, которые должны были пробыть в Ханкенди до 13 декабря, спешно убрали оттуда на второй день после того, как «всплыла» данная информация? 

Одним словом, в Азербайджане накопилось достаточное количество претензий к миротворцам. Однако роль спускового крючка сыграло другое.

 

Цена сорванного мониторинга

3 декабря на перекресток дорог у Дашалты прибыли сотрудники Минэкологии и Минэкономики Азербайджана, а также компании AzerGold. После нескольких часов ожидания здесь появился и генерал Волков. Переговоры продолжились в Ханкенди, где 7 декабря состоялась еще одна встреча. Азербайджанская сторона объявила о намерении провести мониторинг рудников «Гызылбулаг» и «Демирли», прекратить их незаконную эксплуатацию и оценить ее последствия. Согласно достигнутым договоренностям, мониторинг должен был состояться 10 декабря. Но когда сотрудники упомянутых ведомств прибыли на рудник, дорогу им преградили весьма агрессивно настроенные местные армяне. Вскоре здесь же оказался и небезызвестный российский олигарх Рубен Варданян, с приездом которого в Ханкенди и начала накаляться обстановка. Сей персонаж представился «госминистром» и потребовал переговоров. Та же картина повторилась и на другом руднике. Поcле чего азербайджанские представители были вынуждены возвратиться в Шушу. И именно в ответ на этот сорванный мониторинг азербайджанские экологи начали акцию протеста на дороге Шуша-Ханкенди. 

 

В поисках выхода из коридора

Требования пикетчиков просты и понятны: встреча с генералом Волковым, мониторинг рудников, прекращение экологического террора. При этом азербайджанская сторона выражает готовность пропускать гуманитарный транспорт и решать все гуманитарные проблемы жителей Ханкенди. О чем прямо заявляют официальные лица. Все упирается лишь в политическую волю другой стороны.

 

МНЕНИЕ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СИТУАЦИИ НА ДОРОГЕ ХАНКЕНДИ-ШУША

Одним из главных вопросов, которые возникают в связи с тем, как развиваются события в этом регионе Азербайджана, является вопрос: какие действия должны предпринять Силы по поддержанию мира (СПМ)?

Прежде всего специфика нашей ситуации заключается в том, что у СПМ и Мониторинговой миссии (ММ) нет утвержденного участниками мандата и не подписан меморандум о взаимопонимании с принимающим государством. Далее, правовая основа развертывания этой миссии базируется на согласии руководства страны развернуть ее деятельность на суверенной территории Азербайджана. В этой связи следует отметить, что внутренние правовые процедуры еще не завершены.

Участниками миссии являются три государства: Азербайджан как принимающая сторона, Россия и Турция как страны-участницы, предоставившие свои воинские контингенты. Важно отметить, что финансирование этой миссии осуществляется всеми тремя участниками.

Согласно официальной позиции Азербайджана, «нагорно-карабахский конфликт», являвшийся на протяжении 28 лет задачей посреднической деятельности ОБСЕ, завершен.

Сегодня перед Азербайджаном стоят следующие задачи:

- окончательно устранить последствия вооруженной агрессии Республики Армения против Азербайджана;

- устранить последствия тотальной этнической чистки, осуществленной вооруженными силами Армении против 857 тысяч граждан Азербайджана, и обеспечить условия для достойного и безопасного возвращения беженцев и перемещенных лиц в места постоянного проживания;

- обеспечить процесс политической и правовой реинтеграции в Азербайджанскую Республику армянского населения в местах компактного проживания.

Именно для реализации этих целей в качестве вспомогательного инструмента были приглашены СПМ и ММ.

Процесс реинтеграции не предполагает обсуждения с кем-либо каких-либо тем, предполагающих особые правовые привилегии в отношении населения, реинтегрируемого в правовое поле нашего государства.

Согласно международной практике, деятельность миротворческих миссий носит ограниченный по времени характер и не предполагает передачу принимающим государством каких-либо суверенных прав и каких-либо экстерриториальных полномочий. Следовательно, деятельность такого военно-технического инструмента, как СПМ и ММ, не может предполагать каких-либо действий, выходящих за рамки вспомогательного содействия деятельности государственных структур Азербайджана. Та роль и исходящие из этой ситуации полномочия должны быть осознаны руководством СПМ и ММ и неукоснительно выполняться.

Тофик Зульфугаров, бывший министр иностранных дел Азербайджана

 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

116


Актуально