27 Ноября 2024

Среда, 23:26

ГОЛОС АФТЕРШОКОВ

Землетрясение оказало существенное влияние на предвыборную ситуацию в Турции

Автор:

01.03.2023

На фоне постигшего Турцию катастрофического землетрясения в стране стали раздаваться голоса о возможном переносе намеченных на    14 мая президентских выборов. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в турецкой политике, что, несомненно, оказывает существенное влияние на предвыборную ситуацию в целом. Несмотря на то, что о такой возможности говорили преимущественно средства массовой информации страны, версия о возможности переноса выборов заняла приоритетное место в политическом дискурсе страны в последние недели.

В ответ на звучащие предположения источники в правящей партии заявили, что для переноса выборов на дату позже 18 июня, которая жестко определена законом, требуются поправки в Конституцию Турции. Это делает невозможным любое решение о переносе даты голосования на более поздний срок.

 

Оппозиция обвиняет, но ничего не предлагает

Оппозиция обвиняет власти в том, что это с их подачи тема запущена в информпространство, поскольку в результате землетрясения критика в отношении единого кандидата от правящего тандема, действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана принимает все более широкий характер. К традиционному набору претензий к властям, касающихся чисто экономических проблем: нестабильность курса турецкой валюты, необходимость повышения уровня жизни, высокий уровень безработицы, - добавляется еще коррупция в строительном секторе, ставшая причиной огромных разрушений. Именно они во многом обусловили гибель более четырех десятков тысяч жителей страны. 

По данным министерства градостроительства и окружающей среды,   не менее 56 тыс. зданий в пострадавших от землетрясений провинциях Турции разрушены или находятся в аварийном состоянии.

Свыше 216 тыс. человек, оставшихся без крова, были вынуждены покинуть города и села. 

Оппозиция считает действия турецких властей по преодолению последствий землетрясений, которые, к слову, продолжаются, недостаточными. А судебные иски против недобросовестных застройщиков и глав местных администраций, раздававших разрешения на строительство зданий, как желание создать впечатление масштабных разбирательств. В то время как большое число лиц, в том числе и влиятельных, не несут какой-либо ответственности. 

Другой претензией оппозиции Турции к правительству стало недовольство результатами масштабного телемарафона, проведенного в стране. Утверждается, что из 115 млрд турецких лир, собранных в прямом эфире, 90 млрд были пожертвованы государственными учреждениями.

Власти в ответ на эту критику приводят свои аргументы. Так, глава Центробанка выступил с разъяснениями, что пожертвования госучреждений изначально были предназначены для других целей. А после передачи их на нужды пострадавших от землетрясения станут использоваться исключительно для проведения восстановительных работ или удовлетворения первоочередных потребностей населения. Поэтому утверждения, что государство просто перекладывает деньги из одного кармана в другой, абсолютно неуместны.

 

Единый кандидат от оппозиции: каким он будет?

Всего через два дня после разрушительного землетрясения, когда поисково-спасательные работы шли полным ходом, председатель Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу выступил со следующим заявлением: «Я отказываюсь смотреть на то, что произошло, с политической точки зрения или с точки зрения правительства. Я ни на каком основании не встречусь с Эрдоганом». Некоторые из его сторонников не согласились с этим, считая, что он нарушил дух солидарности после землетрясения.

Так или иначе, оппозиция кажется растерянной. В частности, с ее стороны до сих пор не был представлен план действий по борьбе с последствиями   «катастрофы века», совпавшей с предвыборной кампанией 2023 года. А за обвинениями в адрес властей может скрываться банальное отсутствие реальных предложений по выходу страны из создавшегося положения.

В отличие от властей, которые пообещали восстановить разрушенные города и села за год, а также предоставить 270 тыс. человек, оставшихся без крова, временное жилье, оппозиция все больше говорит о выборах, что воспринимается в обществе неоднозначно.

Помимо всего прочего, основным в повестке дня для оппозиции остается вопрос, кто будет ее представлять на выборах? То есть, кто будет единым кандидатом от оппозиции. 

18 февраля шесть оппозиционных партий Турции провели встречу, на которой обсуждалась ситуация в стране, вызванная землетрясениями. Лидеры этих партий подтвердили, что, согласно Конституции, выборы должны состояться до 18 июня, и вероятность их проведения 14 мая невелика. При этом оппозиционеры заявили, что объявят единого кандидата в президенты только после того, как будет официально назначена дата выборов, подчеркнув, что они категорически против их переноса.

Между тем, не дожидаясь сроков оглашения имени единого оппозиционного кандидата, НРП - ведущая партия Турции - уже стала осуществлять своеобразную перегруппировку сил. 

Один из фаворитов в качестве кандидата на высший пост страны мэр Анкары Мансур Яваш заявил, что хотел бы видеть президентом Турции председателя НРП Кылычдароглу. На церемонии закладки фундамента десяти парков в турецкой столице Яваш, обращаясь к Кылычдароглу, сказал: «Надеемся увидеть вас на их открытии в качестве президента!»

Ранее и мэр Стамбула Экрем Имамоглу высказался, что поддерживает кандидатуру лидера НРП. Вместе с тем в самом Стамбуле все чаще слышится критика в адрес местной оппозиционной администрации.

Интересно, что в то время как оппозиция и ряд СМИ Турции обвиняют правительство в неготовности Стамбула к землетрясению,  проправительственные СМИ, напротив, обвиняют оппозиционного мэра Стамбула, представляющего НРП.

В качестве аргумента приводится информация, по которой мэр Стамбула Э.Имамоглу сократил долю городского бюджета, выделяемого для предотвращения последствий землетрясения, с 5,5% в 2018 году до 1,6% - в 2023-м. Также утверждается, что Имамоглу в самом начале своего правления сократил бюджет департамента управления рисками землетрясений на 65%, что негативно сказалось на качестве введенного в строй жилья. На фоне возросшей критики исход участия Имамоглу в предвыборной кампании в качестве кандидата от ведущей оппозиционной партии представляется сомнительным.

Вполне возможно также, что партийная элита решила сделать упреждающий шаг, чтобы не допустить внутрипартийных разногласий по этому важному вопросу.

Прокурдская Демократическая партия народов (ДПН), которая входит в состоящую из левых партий «Коалицию труда и свободы», заявила, что выдвинет собственного кандидата. Многие эксперты полагают, что в какой-то момент ДПН отзовет свою кандидатуру, если ей удастся договориться с шестью партиями о кандидате, который устроил бы всех. Впрочем, сопредседатель партии Первин Булдан тут же добавила, что призывает оппозиционный блок отказаться от своего кандидата и голосовать в пользу их представителя. 

По сути, этот политический торг способствует разобщению оппозиции, что негативно влияет на ее имидж в целом.

 

Вопреки рейтингам

В сложившихся условиях оппозиционные лидеры выражали в основном чрезмерный оптимизм, граничащий с эйфорией, по поводу результатов предстоящих выборов. Многим кажется, что после землетрясения позиции действующего президента пошатнулись настолько, что их уже не исправить. 

Один из ближайших советников лидера «Хорошей партии» Мерал Акшенер иронично заметил, что «Эрдоган имеет привилегию выбрать день своего поражения». В любом случае, вплоть до землетрясения 6 февраля, опросы давали оппозиции явное преимущество. По опубликованным результатам шесть ведущих оппозиционных партий вместе набирали от 45 до 47% голосов респондентов. Тогда как партия президента Эрдогана, хотя и являлась абсолютным лидером по числу поданных голосов, отставала от конкурентов, которые могли превзойти ее, объединив свои рейтинги. 

Нельзя забывать и о том, что наряду с президентскими в стране состоятся также парламентские выборы. И такие показатели являются довольно тревожным сигналом для правящей Партии справедливости и развития. 

Еще недавно опросы общественного мнения свидетельствовали, что голосование станет самым сложным предвыборным испытанием для правящей партии - не только из-за землетрясения, но и по причине роста стоимости жизни и падения курса лиры в последние годы.

Причем пострадавший от землетрясения регион традиционно поддерживал Эрдогана. На последних президентских выборах 2018 года он получил здесь 55% голосов, в то время как у правящей коалиции такой же уровень поддержки был на парламентских выборах.

Наблюдатели утверждают, что катастрофы и бедствия всегда влияли на поведение избирателей.

После мощного землетрясения 1999 года, унесшего жизни 17 тыс. человек на северо-западе Турции, критика стала одним из решающих факторов падения популярности тогдашнего правительства, что помогло ПСР победить на выборах 2002 года.

Между правительством и оппозицией ведутся ожесточенные споры и о том, может ли Эрдоган снова баллотироваться, будучи президентом с 2014 года и отбыв свой второй срок.

Согласно конституции, глава турецкого государства может иметь право участвовать в выборах только в том случае, если они состоятся до июня.

Конституция ограничивает возможность избрания президентом двумя сроками. Но может быть и исключение - если парламент назначит досрочные выборы до истечения второго срока. Таким образом, если бы Эрдоган баллотировался позже, Конституцию пришлось бы поменять.

Так или иначе, и сторонники, и противники сходятся в том, что Эрдоган опытный и проницательный политический деятель и не стоит ожидать, что он так легко опустит руки перед трудностями. Ведь с его именем связывают даже появление такого явления, как «экономика выборов». Накануне выборов президент Турции разрешил миллионам работников моложе пенсионного возраста начать получать пенсии, удвоил минимальную заработную плату, выдвинул законопроект о списании долгов и даже объявил о возвращении 10 тыс. водительских прав с приостановленным действием.

Масштабная программа расходов Эрдогана начала окупаться. В начале февраля опросы показали, что его поддержка достигла двухлетнего максимума. Если бы не землетрясение, ему и вовсе можно было бы расслабиться перед выборами.

Землетрясение расстроило все планы руководства страны. Оно стало единственной повесткой дня в Турции, и эта тема, вероятно, будет доминировать во внутренних дискуссиях в обозримом будущем. 

Эксперты убеждены, что обо всех политиках будут судить по тому, как они себя проявят в течение следующих трех месяцев. 

Эрдоган в этом смысле может даже иметь преимущество перед соперниками из оппозиции, если предпримет эффективные шаги по восстановлению разрушенного. Он уже пообещал в течение года построить дома для миллионов граждан, оставшихся без крыши над головой. Турецкие власти также выдали более 100 ордеров на арест в связи с нарушением правил строительства.

Эрдоган сегодня извлекает очевидную выгоду из того, что оппозиция еще не договорилась по кандидату и отодвинула крайний срок, чтобы прийти к соглашению из-за землетрясения. Каким будет ее ответный шаг, пока никто не знает. А между тем время неумолимо приближает страну к выборам.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

117


Актуально