Автор: Тофигаханум КАСИМОВА
Итоги 44-дневной второй Карабахской войны, как отмечают многие эксперты, не ограничиваются только изменением территориального расклада. Азербайджан активно восстанавливает освобожденные земли и уже планирует экспорт выработанной там «зеленой» энергии. В ведущих военных академиях мира изучают опыт применения беспилотников и штурм города Шуша со стороны скальных обрывов Джыдыр дюзю.
В числе прочего 44-дневная война, по убеждению многих, еще и уничтожила установку в стиле «локальные конфликты на территории бывшего СССР не имеют военного решения». Азербайджан первым продемонстрировал, что военное решение вполне возможно. Особенно если переговоры не приносят никакого результата.
Теперь же, судя по многим публикациям, Азербайджан вслед за военной победой уверенно продавливает и новое прочтение дипломатического урегулирования. Где изрядную пищу для размышлений дает состоявшаяся недавно Мюнхенская конференция по безопасности. Точнее, пленарное заседание «Преодолевая горы? Построение безопасности на Южном Кавказе», на котором вновь прошли живые дебаты Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Двухвекторное решение
Ильхам Алиев четко и недвусмысленно провел красные линии и разграничил переговорные треки. Как отметил Президент Азербайджана, «есть общее понимание того, что необходим двухвекторный подход к ситуации в регионе. Во-первых, это вектор мирных переговоров между Азербайджаном и Арменией. Во-вторых, это связь Азербайджана с армянским населением Карабаха». Как пояснил глава государства, «это двухвекторное решение фактически отделяет наши переговоры с Арменией от наших внутренних вопросов, таких как общение с армянами в Карабахе. С нашими международными партнерами было согласовано, что будут обсуждаться права и гарантии армянского меньшинства в Карабахе. Мы готовы к этому. Но с теми представителями армянской общины, которые жили, которые родились и всю жизнь прожили в Карабахе. А не с тем человеком, который был экспортирован из России, чтобы занять руководящую должность в Карабахе. Возможно, «экспортирован» - это неподходящее слово. Наверное, я бы предпочел выражение «ввезен контрабандным путем». В переводе - Ильхам Алиев еще раз подчеркнул, что никакого упоминания о Карабахе в будущем мирном договоре с Арменией не будет. Вопрос закрыт и более не подлежит обсуждению.
А затем, уже в ходе интервью с азербайджанскими журналистами, Президент Азербайджана в числе прочего обозначил еще один существенный сдвиг: Баку предложил установить контрольно-пропускные пункты на армяно-азербайджанской границе в двустороннем порядке. «Я сказал (на встрече с главой Госдепа США и премьер-министром Армении. - Ред.), что было бы лучше, если бы Армения и Азербайджан установили контрольно-пропускные пункты на армяно-азербайджанской границе в двустороннем порядке - на обоих концах Зангезурского коридора и на границе между Лачинским районом и Арменией», - сообщил И.Алиев журналистам.
По сути, Президент Азербайджана очертил новые реалии переговорного процесса, которые должны еще дальше увести регион от конфликтной ситуации. Мирный договор без отдельного упоминания Карабаха, КПП на транзитных дорогах вместо миротворческих постов - это именно то, что отличает действительно прочный и долгосрочный мир от перемирия. Предложение об установке КПП на фоне пикета азербайджанских экоактивистов как минимум позволит оздоровить ситуацию на Лачинской дороге. О которой надо бы сказать подробнее, особенно с учетом недавнего решения Международного суда ООН.
Именем закона!
То, что вердикт Международного суда ООН по искам Баку и Еревана вызовет споры и дискуссии, было ожидаемо. В Армении немедленно попытались возопить о своей победе… Однако из разъяснения МИД Азербайджана становится понятно, что на самом-то деле вердикт суда далеко не в пользу Еревана. Как напомнили в Баку, Международный суд не вынес никаких решений, которые требовалось бы немедленно исполнять, - он всего лишь призвал. В правовом поле это огромная разница.
Несмотря на все сопротивление Армении и ее адвокатов, были отклонены два из трех требований Еревана - о «временных мерах, касающихся обвинений в организации и поддержке Азербайджаном протестов» и «немедленном полном восстановлении и воздержании от нарушения подачи природного газа…» То есть суд признал, что пикет на дороге Лачин-Шуша-Ханкенди не организован властями Азербайджана и не управляется ими, а представляет собой гражданскую акцию. После такого вердикта прежние требования к официальному Баку немедленно открыть дорогу уже повисают в воздухе. И хотя было обращение к Азербайджану принять меры для открытия движения по Лачинской дороге, в реальности это совсем не то, чего ждали в Армении. Более того, из финального вердикта по требованию Армении об открытии «беспрепятственного движения» по Лачинской дороге были исключены формулировки «свободно» и «все». То есть право на провоз по Лачинской дороге любых грузов Армения не получила.
И решение этой международной структуры не противоречит планам Азербайджана по установке КПП. В дополнение Международный суд ООН подтвердил свой призыв воздерживаться от любых действий, которые могут усугубить или расширить спор между двумя странами. В соответствии с вердиктом от декабря 2021 года по-прежнему существует обязательство, адресованное Армении, принять срочные меры для предотвращения разжигания и пропаганды расовой ненависти в отношении азербайджанцев.
Сепаратизм за вычетом Варданяна
Главная плохая новость для армянской стороны, наверное, в том, что сепаратистский лидер Араик Арутюнян отправил в отставку «госминистра» Рубена Варданяна. Того самого российского криминального олигарха, с которым Азербайджан категорически отказался вести переговоры.
О возможной отставке Варданяна в регионе говорили уже давно. Криминальный олигарх, как указывают эксперты, практически по всем статьям потерпел провал. Вместо консолидации «карабахцев» Рубен Варданян только обострил соперничество между местными кланами. Вместо роли «кошелька» для сепаратистов и экономических успехов - талоны на макароны и рис. Вместо «второго дыхания» карабахского движения - лишь уязвимость «огрызка» со стороны внешнего давления.
Исчез и главный козырь Варданяна - убежденность, что у него есть ну очень серьезные связи в Москве. После того, как «госминистр», несмотря на все вопли и истерики, так и не смог добиться ни открытия Ходжалинского аэропорта, ни силового разгона пикета азербайджанских экоактивистов, это ударило не только по его авторитету в Ханкенди, но и подрубило шансы стать вторым Иванишвили на политическом поле Армении. Азербайджан поставил Варданяна в такое положение, что даже авторы проекта «Варданян» посчитали за лучшее убрать своего протеже с глаз долой из Ханкенди.
Можно делать какие-то предположения и выдвигать версии, как повлияет отставка Варданяна на внутриполитический расклад сил в самой Армении, на баланс различных кланов и группировок в Ханкенди. Но факт остается фактом: Азербайджан, по сути, продавил отставку Варданяна. Это стало сильнейшим ударом по престижу всей армянской верхушки. Демонстрация мягкой силы Азербайджана оказалась столь убедительной, что теперь в Ереване, а тем более в Ханкенди оказались в очень затруднительном положении: как объяснить, интерпретировать хотя бы в мало-мальски удобоваримой форме происходящие события.
Операция «Перехват» российской дипломатии
На этом фоне совершил визит в Баку глава МИД РФ Сергей Лавров. Формальный повод как бы не связан с Карабахом - первая годовщина подписания Московской декларации о союзническом взаимодействии. Между тем сегодня российская дипломатия на южнокавказском треке прилагает серьезные усилия, чтобы перехватить инициативу в посредничестве между Баку и Ереваном. Тем более что стараниями Франции и Армении посредничество ЕС фактически сорвано. В Мюнхене глава Евросоюза встречался и с Алиевым, и с Пашиняном, но организовать трехстороннюю встречу не получилось. Разворачивают посредничество также США, но оно пока еще не «вышло на режим». В такой ситуации у российской дипломатии есть хорошие шансы вновь выйти в лидеры. Тем более что здесь размещены российские миротворцы. И в отличие от невнятных евросоюзовских наблюдателей, что Лавров назвал «нелегитимным», с российскими миротворцами готовы взаимодействовать обе стороны. Но при этом многое зависит от того, сможет ли Россия усадить за стол переговоров Армению, вновь избравшую тактику затягивания переговорного процесса.
Во всяком случае, говоря о возможности трехсторонней встречи министров иностранных дел, Лавров заявил, что «в декабре прошлого года была достигнута договоренность провести очередную встречу наших коллег на территории России. Джейхун Байрамов напомнил о дальнейшем развитии событий. Наши армянские коллеги заявили, что не смогут принять участие в этом мероприятии. Мы подтвердили готовность провести такую встречу. Азербайджанская сторона также выразила готовность. Армянская сторона заявила, что не возражает против этого, но пока не дала окончательного согласия».
Если Армения вновь сорвет российское посредничество, политическая цена для Еревана может оказаться довольно высокой.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: