24 Ноября 2024

Воскресенье, 05:56

ПРАВО НА МИР

Несмотря на усилия Баку, в регионе и за его пределами есть силы, не заинтересованные в скором завершении конфликта

Автор:

15.03.2023

Фраза генерала Карла фон Клаузевица «Война есть продолжение политики другими средствами» стала уже классической. Другое дело, что использование военных средств - это априори «выбор последнего момента». И прибегать к нему имеет смысл, когда испробованы все другие - политические, юридические, дипломатические рычаги. 

Именно эту политику демонстрирует на карабахском треке Азербайджан. Что и показывают события вокруг инцидента на дороге Ханкенди-Туршсу. 

 

Опасная контрабанда… под прикрытием РМК?

Наверное, правы те, кто полагает, что эта информация расколола послевоенный этап событий вокруг Карабаха на «до» и «после». Как сообщало Минобороны Азербайджана, «поступила  оперативная информация об осуществлении перевозки военного оборудования, боеприпасов и личного состава из Республики Армения на территории Азербайджана, где временно дислоцируется российский миротворческий контингент, с использованием грунтовой дороги Ханкенди-Халфали-Туршсу. Утром 5 марта с целью проверки поступившей информации подразделениями Азербайджанской армии была предпринята попытка задержания и проверки транспортных средств, осуществляющих незаконные военные перевозки. С противоположной стороны был открыт огонь, и в результате перестрелки есть потери и раненые с обеих сторон». Потом стали известны подробности: с азербайджанской стороны погибли двое, с армянской - трое. В интернет и социальные сети просочились видео- и фотоматериалы, убедительно доказывавшие, что УАЗик «буханка», остановленный на дороге азербайджанскими военнослужащими, перевозил оружие - в объектив попали и автоматы, и ящик с патронами. 

Сепаратисты оперативно запустили свою версию: дескать, плохие азербайджанцы расстреляли автомобиль «паспортно-визовой службы полиции Нагорного Карабаха». Нечто похожее появилось даже в пресс-релизе РМК. В Баку, и не только, начали задавать вопросы, без сомнения, очень неудобные для многих. Для сообщения между зоной временного размещения миротворческих сил России и Арменией используется Лачинская дорога, о чем напомнили в Минобороны. Добавим от себя: эта дорога открыта для гуманитарных перевозок. Зачем понадобилось ехать в обход? Что делал на территории Азербайджана автомобиль с государственными номерами Армении? Да еще и с грузом оружия? И что это за «паспортно-визовая служба» у никем не признанного сепаратистского образования?

Причем вопросы адресовались не только сепаратистам, но и российским миротворцам. Почему более чем через два года после развертывания РМК в Ханкенди продолжают действовать вооруженные формирования сепаратистов? Почему РМК, у которого на Лачинской дороге свои блокпосты, не пресекает такого рода незаконный транзит оружия, боеприпасов, мин? Как объяснить попавшие в прессу шокирующие кадры, где росмиротворцы сопровождают армянские грузовики с опасной контрабандой?

Официальная Москва молчит, как молчала и после обнаружения в Шуше осколков «Искандеров». Но это ни в коей мере не освобождает от политической ответственности. Тем более в нынешней обстановке. 

 

Инцидент на фоне диалога

Инцидент на дороге Ханкенди-Халфали-Туршсу произошел вскоре после встречи азербайджанского переговорщика Рамина Маммедли с представителями армянской общины Карабахского региона. Той встрече эксперты уделили весьма пристальное внимание, что вполне логично. Добившись отставки Рубена Варданяна, Азербайджан возобновил диалог с армянской общиной Карабаха - в полном соответствии с заявлением Президента Ильхама Алиева на встрече в Мюнхене, где глава государства очертил два переговорных вектора. Первый путь - мирный договор с Арменией, где не будет никакого упоминания о Карабахе, второй - обсуждение вопросов интеграции в азербайджанское общество с армянами Карабаха. Азербайджан категорически отказался обсуждать что-либо с «экспортированным» в регион российским криминальным олигархом Рубеном Варданяном - и добился своего. 

Встречу, как того и следовало ожидать, приветствовали посредники - и Россия, и США, а также Евросоюз. А вот в стане самих сепаратистов она вызвала явное замешательство. Сначала там вообще взяли паузу. Потом попытались сделать вид, будто никакой встречи и не было. Затем все же выдавили из себя «релиз»: да, встреча была, но на ней не обсуждались вопросы интеграции! Азербайджанцы попытались что-то такое обсудить, но наши представители не позволили! 

Можно, конечно, воздержаться от язвительных параллелей с 44-дневной войной, «тактическим отступлением» в заявлении Арцруна Ованнисяна и не интересоваться, имеет ли место «тактическое отступление» теперь уже в пресс-релизе. Важно другое. Возобновившийся диалог показывает, насколько изменились настроения в Ханкенди. Там уже понимают, что возвращения к 1988 году не будет. И что придется интегрироваться в азербайджанское общество на условиях Баку, то есть без административной автономии, и тем более можно поставить жирный крест на проекте «миацума». И самое неприятное для националистов, что в Ханкенди, Агдере, Ходжавенде предостаточно тех, кто такой вариант готов принять. 44-дневная война подвела черту под «миацумом». С самого начала все несбыточные мечты о присоединении Карабаха к Армении держались лишь на грубой силе. И сегодня, когда этот силовой аргумент исчез, пора уже браться за ум и строить свое будущее, исходя из реалий, а не чреватых фантазий. В результате в зоне временного размещения РМК ощущается скрытая паника. К такому повороту событий верхушка сепаратистов не была готова. И теперь здесь не знают, что делать: идти на поклон к Баку? А если спросят за все содеянное? Продолжать гнуть свою линию? Но каким будет ответ? Особенно на нынешнем фоне.

 

Дипломатическое переформатирование

Армянская верхушка не может не понимать, что страна вслед за военным разгромом терпит и дипломатическое поражение. Выступая на Глобальном форуме в Баку, Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «Конфликты можно разрешить двумя путями: мирным и немирным. Мы очень старались урегулировать конфликт с Арменией мирным путем». Однако, как подчеркнул глава государства, Армения проигнорировала резолюции СБ ООН по Карабаху, продемонстрировав неуважение к международному праву и сообществу. Отметив, что Минская группа ОБСЕ, как показалось Азербайджану, хотела заморозить ситуацию, глава государства продолжил: «Но мы с этим не согласились. Мы сделали то, что посчитали нужным сделать, используя наше право на самооборону, Устав ООН, в частности статью 51. Мы освободили наши территории силой. Это было наше законное право». Сегодня Азербайджан вновь выступает за мирный путь. Более того, сегодня к урегулированию отношений между Баку и Ереваном активно подключаются и Россия, и США, и Евросоюз. Спецпредставитель ЕC Тойво Клаар и его американский коллега Луис Боно совершают челночные вояжи по региону, не так давно Баку посетил также глава МИД РФ Сергей Лавров. И Боно, и Клаар согласились с тем, что Лачинская дорога должна использоваться только для перевозки гуманитарных грузов и что озабоченность Азербайджана в связи с незаконным транзитом вполне обоснована. 

Наконец, и посредники это прекрасно понимают, в нынешней ситуации диктует повестку дня уже Баку. После победы Азербайджана в 44-дневной войне в регионе начался процесс геополитического переформатирования, роль и вес Баку на международной арене возросли, и это не учитывать уже не получится. 

Но, судя по всему, и в самом регионе, и за его пределами есть силы, которые не заинтересованы в мире. Именно поэтому глава представительства Азербайджана в НАТО Джафар Гусейнзаде, заявив, что при поддержке российских миротворцев Армения продолжает переброску своих войск через альтернативную грунтовую дорогу Ханкенди-Халфали-Туршсу в Карабахский экономический регион Азербайджана, предупредил: «Умышленное нарушение трехстороннего Заявления <…> может спровоцировать возобновление боевых действий».

И вряд ли в этом случае у Армении будут шансы на силовой реванш.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

111


Актуально