24 Ноября 2024

Воскресенье, 05:34

ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Поколение Z и этнические курды могут оказать решающее влияние на исход выборов в Турции

Автор:

01.04.2023

Намеченные на 14 мая президентские и парламентские выборы в Турции пройдут в непростой для страны период. Учитывая, что в этом году отмечается и столетие республики, именно благодаря им станет ясно, с какой силой она проложит курс в будущее, каким будет выбор турецкого народа. Будет определяться, останутся в стране консервативные силы или уступят место новым.

Уже сейчас ясно, что двумя основными противоборствующими сторонами на выборах выступят «Республиканский альянс» во главе с правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и «Национальный альянс», представленный основными оппозиционными партиями. Уже известны имена кандидатов от правящего и оппозиционного блоков. Ими станут соответственно действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган и лидер Республиканской народной партии (РНП) Кемаль Кылычдароглу.

Как правило, предвыборная гонка в Турции идет между кандидатами от основных политических партий. То есть кандидаты, не поддерживаемые основными политическими партиями, не могут быть фаворитами на выборах. А в целом партии обеспечивают себе стабильный процент голосов электората.

Поэтому сегодня внимание растущего числа наблюдателей приковано к конкретным группам, голосами которых пытаются заручиться политические партии и основные кандидаты, зная, что именно они во многом определят судьбу предстоящих выборов в Турции. А таких групп на данный момент две - это молодые граждане республики, родившиеся после 1997 года, также известные как поколение Z, и курды. Рассмотрим ситуацию подробнее.

 

Курды

Точных данных о количестве курдского населения Турции не существует. Но электорат левой прокурдской Демократической партии народов (ДПН) является одним из основных показателей для оценки числа курдских избирателей. Заметим, что не все курды страны поддерживают ДПН.

На последних парламентских выборах 2018 года партия получила 11,7% голосов. А во всех опросах общественного мнения, проведенных в последние месяцы, количество отданных в пользу ДПН голосов колеблется в пределах 8-13%, что делает партию и фактически курдских избирателей одной из решающих групп на предстоящих выборах.

Известно, что ДПН резко настроена против действующей власти. В этом смысле весьма вероятно, что партия пойдет на выборы со своим кандидатом и во втором туре поддержит Кемаля Кылычдароглу.

Однако это не означает, что выбор всех курдов будет за ДПН или РНП, поскольку часть курдского электората Турции отличается особой религиозностью и консерватизмом. До выборов 2015 года консервативное крыло курдов отдавало голоса за ПСР. Однако жесткая националистическая риторика правительства изменила направление курдских голосов в пользу ДПН.

Сейчас же правящая ПСР активно работает над тем, чтобы вновь привлечь консервативные курдские группы в ответ на действия РНП, которая сумела заручиться поддержкой левых курдов в лице ДПН. Предвыборный союз ПСР с радикальной исламистской партией Huda-Par, пользующейся популярностью в юго-восточных провинциях Турции, является одним из шагов, рассчитанных на привлечение религиозно-консервативных курдов. Вдобавок предвыборные контакты с религиозными общинами, обладающими значительным влиянием на курдов, в частности в Адыямане, указывают на сильное желание правительства Эрдогана получить голоса курдских избирателей. По крайней мере, голоса консервативных курдов.

 

Кошмар выборов 2023 года - поколение Z

Поколением Z условно называют представителей возрастной группы избирателей, родившихся в 1997-2012 годы. По официальным данным, в этом году общее количество избирателей в Турции составит от 62,4 до 64 млн человек. Из них 9 млн, то есть 13%, составляют поколение Z. А около 6-7 млн молодых людей из этого числа будут голосовать впервые.

Все политические силы в Турции обращают особое внимание именно на эту группу избирателей, так как она выделяется на фоне всех остальных своей динамичностью. Более того, в отличие от предыдущих возрастных групп они не имеют политического опыта, предпочитают не вмешиваться в политику и жить на волне новой эпохи.

Если среди представителей предыдущего поколения только у 5% молодых людей матери имели высшее образование, то сейчас этот показатель составляет около 25%. То есть эти будущие избиратели - выходцы из семей с высоким процентом образованных людей. Это один из факторов, влияющих на их выбор.

По результатам опросов, проведенных среди турецкой молодежи 18-23 лет, представителей этой возрастной группы больше всего интересуют такие темы, как социальная справедливость, миграция, выбор достойных кадров и прозрачная экономика. Вместе с тем они далеки от внешней политики, национальной промышленности или тем историко-идеологического характера.

Как известно, наиболее серьезными вопросами, стоящими перед правительством ПСР, являются социально-экономические. Среди них резкое обесценивание турецкой национальной валюты, стремительный рост инфляции и снижение покупательной способности населения в последние годы.

По словам Мурада Гезиджи, руководителя известной турецкой организации по проведению социологических опросов «Исследовательский центр Гезиджи», несмотря на недовольство большинства молодых избирателей действующей властью, подавляющее их число не являются приверженцами какой-либо идеологии, а многие не доверяют оппозиции. По его данным, 80% избирателей из этого поколения не хотят голосовать за ПСР. Но нельзя утверждать и то, что все они уже сделали свой выбор.

Мехмет Али Кулат, директор компании MAK Consulting,  утверждает, что 70% избирателей в возрасте от 18 до 29 лет поддерживают оппозицию. По его мнению, избиратели среднего возраста больше внимания уделяют реализации инфраструктурных проектов вроде строительства больниц и дорог, в то время как молодежь предпочитает сравнивать реальную экономическую ситуацию в стране с зарубежными аналогами.

Что касается распределения голосов поколения Z по конкретным партиям, то по результатам опроса, проведенного исследовательской компанией ORC, 13% представителей этого поколения заявили о своем желании проголосовать за ПСР, а 34% - за РНП. Как видно,  далеко не все представители поколения Z поддерживают оппозицию. Рост уровня безработицы, предпринимаемые правительством меры по ограничению социальных сетей и усилению государственного контроля над интернетом в последние годы вызывают недовольство среди молодежи.

Интересно также, что большая часть турецкой молодежи не доверяет ни правительству, ни  судебной системе страны. Так, по результатам очередного соцопроса 50,7% молодых спрогнозировали ухудшение состояния национальной экономики в следующем году, 35,1% полагают, что она останется в нынешнем состоянии, и только 14,2% надеются, что она улучшится. А 78,7% молодых людей вообще заявили, что не доверяют судебной системе.

Примечательно, что государственным институтом, пользующимся наибольшим доверием турецкой молодежи, является армия, несмотря на то, что она считается аполитичным институтом. В то же время интересна и незначительная привлекательность среди молодежи вопросов, связанных с «политикой идентичности». Разница в идентичности больше не является препятствием для нее.

Вместе с тем напряженность в отношениях турок с курдами, вызванная террористическими актами со стороны Рабочей партии Курдистана, а также озлобленность по отношению к сирийским беженцам в целом влияют и на молодежь. Поэтому вероятность манипулирования ею, используя такие темы, остается высокой.

Большая часть молодежи в возрасте до 30 лет существенный отрезок своей жизни провела при правлении Эрдогана. Поэтому в представлении большинства из них именно ПСР является источником всех бед и недостатков в стране. Только 15-18% таких избирателей все еще поддерживают правящую партию по идейным соображениям и политическим взглядам. Согласно отчету Türkiye Gençlik Araştırması, 48% молодых людей не верят президенту страны, а 56% не доверяют политикам в целом.

В США, например, 25% молодежи поколения Z вообще не участвуют в выборах. В других странах, в том числе в Турции, этот показатель может быть больше. Отметим, что в силу преклонного возраста ни один из основных кандидатов в президенты Турции особой привлекательностью среди молодежи не пользуется. Существует риск, что часть населения, готовая проголосовать за любого кандидата, кроме кандидата от власти, вообще не будет участвовать в выборах.

Еще одним немаловажным фактором является то, что молодые люди ценят  материальные блага больше остальных. Это особенно заметно среди людей в возрасте от 15 до 25 лет в условиях экономического спада, инфляции и периода пандемии в последние годы. Это указывает на значимую роль, которую будут играть экономические вопросы в их выборе.

 

В сухом остатке

Агитационная предвыборная кампания в Турции уже запущена и продлится более 40 дней. Ожидается, что она будет отличаться особой скоротечностью и динамизмом. Хотя общее мнение об электоральной поддержке тех или иных партий и их кандидатов формируется еще загодя путем проведения всевозможных опросов. А опыт прошлых лет указывает на то, что итоги майского всенародного волеизъявления во многом определит агитационная деятельность кандидатов в важный предвыборный период.

Для правительства ПСР наблюдающийся в последние годы спад в экономике страны, резкая потеря стоимости национальной валюты и даже последствия землетрясений и наводнений, произошедших в год выборов, считаются серьезным минусом. Но власти  собственную мощную партийно-организационную поддержку и многолетний опыт участия президента Эрдогана в выборах считают достаточно сильными козырями, которые позволят преодолеть эти негативные факторы. 

Но, как отмечалось выше, ряд насущных вопросов все же остается без ответа - как для властей, так и  для оппозиции страны. Среди них наибольшее внимание привлекают этнические курды и голосующие впервые молодые люди, условно именуемые поколением Z. Таким образом, голоса организационно представленных этнических курдов и неорганизованного нового поколения не особо интересующихся политикой молодых турок могут стать решающими на предстоящих выборах.

Отметим, что оба основных кандидата в президенты Турции считаются пожилыми. Председателю ПСР, действующему президенту Реджепу Тайипу Эрдогану - 69 лет. Его главному сопернику, председателю РНП и единому кандидату от оппозиции Кемалю Кылычдароглу - 74 года. Поэтому одной из главных задач для обоих кандидатов является то, чью сторону поддержит молодежь и как ее привлечь. Но, похоже, по данным опросов, значительная часть молодежи все еще не определилась с выбором.

В настоящее время турецкие политологи и эксперты бьют тревогу по поводу «детей компьютерного века», которых политика и выборы по большому счету не интересуют. Хотя именно их выбор может оказать решающее влияние на исход голосования. Тем более что молодость - это еще энергия, сила и, самое главное, будущее. А что предложат кандидаты старшего возраста для привлечения молодежи, мы увидим в ближайшие недели.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

108


Актуально