24 Ноября 2024

Воскресенье, 03:29

ВЫБОР ИЗ ТРЕХ

Какие планы может иметь Тель-Авив в отношении Ирана?

Автор:

01.05.2023

Несмотря на занятость израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху из-за решения внутренних проблем, возникших после объявления злополучных судебных реформ и вылившихся в протесты с многотысячными толпами недовольных, тема Ирана по-прежнему остается топовой в израильской повестке. Официальный Тель-Авив на протяжении без малого десяти лет заявляет о нанесении превентивных ударов по ядерной инфраструктуре Ирана, учитывая возможности последнего заполучить собственное ядерное оружие в ближайшем будущем.

Как ни странно, но главным препятствием перед Тель-Авивом в этом вопросе стали США, поскольку вступление Израиля в войну с Ираном именно сейчас будет означать для Вашингтона открытие нового фронта на Ближнем Востоке. Именно поэтому Израиль не рискнул напасть на Иран даже во время правления Дональда Трампа.

 

Риски традиционного метода

В феврале этого года США и Израиль провели совместные военные учения в Средиземном море, условным объектом поражения которых стали иранские атомные электростанции. В ходе операции военная авиация обеих стран отработала серию воздушных налетов с использованием бомб для разрушения бункеров. Однако эксперты считают, что в рамках тех учений американо-израильское командование могло с равным успехом рассчитывать и на возможность таким образом сдержать и принудить Тегеран к переговорам по ядерной проблематике.

По мнению многих специалистов, включая результаты анализа Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, протесты против судебной реформы в Израиле ослабили власть Нетаньяху, что может привести к отсрочке планов по нападению на Иран. Да, сам Нетаньяху не прочь нанести бомбовые удары по ядерным реакторам Ирана, дабы перенаправить общественное внимание на военную операцию. Но разногласия внутри правительства вкупе с ослаблением власти серьезно мешают реализации этого плана. Это мнение также было отражено в отчете ЦРУ от 23 февраля, которое попало в руки израильских СМИ в прошлом месяце.

Понятно также - в случае успеха Ирана с обогащением урана до 90%, что достаточно для получения ядерного оружия, у Израиля, вероятно, не останется иного выбора, кроме как разрушить соответствующие объекты своего противника. В этом плане военные приготовления Израиля относительно Ирана сейчас больше беспокоят США, чем сам Тегеран. Потому что нападение Израиля приведет к вовлечению в войну и Соединенных Штатов, что не выгодно Вашингтону. По этой причине власти США пристально следят за каждым шагом Израиля, связанным с Ираном.

Еще одним фактором, ослабляющим возможность прямого военного вмешательства Израиля, является процесс ближневосточного примирения, инициированный Китаем. 10 марта в Пекине при непосредственном посредничестве китайских властей состоялось знаменательное событие - примирение двух враждующих более семи лет ближневосточных стран - Ирана и Саудовской Аравии. Через неделю тот же Иран заявил о примирении с Объединенными Арабскими Эмиратами. Можно с уверенностью сказать, что эти два события фактически положили конец процессу большой вражды, определявшей систему политических взаимоотношений на Ближнем Востоке последние семь лет. 

Ирано-арабское примирение привело также к потере Израилем своих арабских союзников против Ирана. Конечно, вряд ли арабские страны напрямую поддержали бы Израиль в возможной войне, но антииранский фронт, сформированный при поддержке США, можно считать распавшимся. Таким образом, Китай превратился в настоящего активного игрока на Ближнем Востоке.

Еще в начале апреля между министрами иностранных дел Китая и Израиля Цинь Ганом и Эли Коэном состоялся телефонный разговор, в ходе которого последний попросил Пекин воздействовать на Тегеран для прекращения его ядерной программы. Это можно считать ответом на распространенные в СМИ сообщения о посреднических усилиях Китая между Ираном и Израилем. Кстати, ни одна из сторон их так и не опровергла. Возможно, Китай выступал с такой инициативой, но процесс все же не состоялся. Но даже само наличие такой просьбы с израильской стороны свидетельствует о превращении Китая во влиятельного игрока в этом регионе, и Израиль принимает эту реальность как данность.

Несмотря на усилия Вашингтона и Пекина, ирано-израильский конфликт становится все более неизбежным. Параллельно с израильскими военными учениями в Средиземном море Иран тоже готовится к военному конфликту с Израилем, поставляя оружие в Сирию. В прошлом году в региональных СМИ появились сведения о переброске Ираном различных видов и объемов вооружения и техники (включая беспилотники) в Сирию по различным каналам, в том числе на пассажирских самолетах. Не секрет, что именно этот фактор стоит за атаками Израиля на аэропорты Дамаска и Алеппо.

Тегеран планирует отвечать на удары Израиля по иранским ядерным объектам из Сирии, Ливана и Палестины, стараясь переориентировать ситуацию в крупный ближневосточный конфликт. Создается впечатление, что у Тель-Авива нет никакой эффективной альтернативы этому плану Ирана, кроме бомбардировок баз бригад «Кудс» на территории Сирии. Нападение поддерживаемых Тегераном сил в конце марта на военную базу США в сирийском районе Танф показало недостаточную эффективность израильских авианалетов и наличие значительного потенциала Ирана в Сирии.

Все понимают, что нападение на ядерные объекты Ирана может привести к ответным действиям и, как следствие, крупному конфликту и войне. Поэтому такой ход событий рассматривается как исключительный вариант даже при праворадикальном правительстве Израиля. Другими словами, перед лицом риска приобретения Ираном ядерного оружия крайним средством, к которому может прибегнуть Израиль, является бомбардировка ядерных объектов, чтобы затормозить деятельность Тегерана в этом направлении как минимум на десять и более лет. Возможно также проведение уже в Иране военной операции, аналогично осуществленной в 1981 году израильскими ВВС против реактора «ОСИРАК» в Ираке. Однако эта операция сопряжена с рисками. Помимо прямого контрудара Тегеран может организовать крупномасштабный ответный удар по Израилю через поддерживаемые им силы на Ближнем Востоке. Поэтому вероятность такого варианта сейчас очень невысока. Единственное, что может усилить эту вероятность, - подтвержденная информация, что Иран близок к получению ядерного оружия. Но такая информация пока не поступала.

 

Череда покушений

В настоящее время у Израиля есть два основных «оружия» против Ирана - атаки на ядерные и военные объекты, а также организация протестов, этнического сепаратизма и вооруженных конфликтов, способных ослабить режим изнутри.

В последние годы израильская разведка провела ряд операций в Иране, нацеленных на ядерную и военную промышленность страны, в частности, объекты по производству ракет и беспилотников. В январе этого года была организована атака на один из заводов по производству беспилотников в Исфахане. Минобороны Ирана подтвердило факт бомбардировки при помощи небольших беспилотников с территории Ирана, заявив в то же время о безуспешности операции. Так, один из БПЛА был сбит в воздухе, а два выведены из строя. Однако если верить американским источникам, акция была эффективной и объект был серьезно поврежден. В целом же за предыдущие десять лет израильтяне провели множество разведывательных операций против Ирана, включая покушения на иранских специалистов-ядерщиков.

Вторым действенным оружием в руках Израиля и его союзников могут стать усилия по ослаблению иранского режима изнутри, включая мобилизацию недовольных группировок в стране для роста нестабильности. В этом случае, в отличие от варианта прямого военного нападения и риска развязывания войны, союзники не будут препятствовать Израилю, а, наоборот, смогут оказывать ему разведывательно-информационную поддержку. 

Начавшиеся в сентябре прошлого года и продолжавшиеся более трех месяцев волнения после смерти гражданки ИРИ Махсы Амини выявили наличие очень сильных протестных ресурсов в стране, мобилизация которых может привести к серьезным последствиям для правящего режима Ирана.

Несмотря на видимую потерю Израилем своих серьезных сторонников после недавнего ирано-саудовского примирения, ясно, что эта линия контрнаступления на Иран будет продолжена при поддержке западных стран. Приглашение в апреле Резы Пехлеви, сына последнего шаха Ирана, в Израиль указывает на то, что в ближайшие годы он, видимо, будет еще одним оружием Тель-Авива против Тегерана.  

Правда, бытует мнение, что семья шаха вряд ли снова вернется к власти в Иране. С другой стороны, главным недостатком движения против нынешнего иранского режима является отсутствие альтернативного лидера. Личности или точки сбора, которая смогла бы объединить или представлять различные группы недовольных хотя бы во время протестов. И, возможно, поэтому Реза Пехлеви понадобился Израилю именно сейчас. Известно, что во время переговоров в Тель-Авиве он просил израильские власти поддержать протестующих против иранского режима. 

Визит Резы Пехлеви в Израиль также может прояснить уровень его соответствия роли предполагаемого лидера. Но в любом случае можно сказать, что протесты против правящего режима Ирана в ближайший период станут более интенсивными. Если, конечно, быстрый прорыв ИРИ в ядерном вопросе не приведет к началу внезапной войны.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

116


Актуально