Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Осталось совсем мало времени до всеобщих - одновременно и президентских, и парламентских - выборов в Турции. 14 мая республика, отмечающая в нынешнем году свое столетие, будет выбирать не просто тех или иных представителей политического класса, но и то, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. В этом поистине судьбоносном выборе переплетаются серьезные внутренние и внешние факторы, различное отношение к которым со стороны ведущих политических сил Турции и определяет, главным образом, остроту борьбы между ними в ходе избирательного процесса.
Экономика - в эпицентре схватки «альянсов»
В центре внимания, прежде всего, президентские выборы, хотя в сочетании с парламентскими они являют собой своего рода общенародный референдум по вопросу о доверии к правящей силе - представляемой главой государства Реджепом Тайипом Эрдоганом Партии справедливости и развития (ПСР).
Основная борьба развернулась между двумя центрами сил. Первая - это Эрдоган, являющийся кандидатом от «Республиканского альянса», образованного ПСР совместно с ее многолетним коалиционным партнером в лице Партии националистического движения (ПНД). Вторая - Кемаль Кылычдароглу, лидер Республиканской народной партии (РНП), который выступает общим кандидатом от «Народного альянса» шести ведущих оппозиционных партий. Кроме них в президентских выборах участвуют также кандидат от альянса «Ата» Синан Оган и лидер партии «Отчизна» Мухаррем Индже.
О высоком накале внутриполитического противостояния свидетельствуют его криминальные проявления. Так, к примеру, нападениям подверглись офисы правящей ПСР в Стамбуле и провинции Адана.
Между тем основным предметом предвыборных дебатов являются проблемы в экономическом развитии страны и последствия разрушительного землетрясения. Оппозиция критикует власти за неудачи в экономической политике, ссылаясь на высокую инфляцию (за последний год цены выросли на 50%), а также обесценивание турецкой лиры. Эта критика действительно приносит оппонентам Эрдогана определенные дивиденды, поскольку опирается на рост социального недовольства в связи в первую очередь со значительным подорожанием продуктов питания. И, как полагают эксперты, данный фактор способен отвернуть от правящей силы определенную часть его базового электората - нижний слой среднего класса, в наибольшей степени страдающий от инфляции.
Однако президент Эрдоган противопоставляет выдвигаемым против него доводам не менее веские аргументы. Ссылаясь на высокие инвестиции при практикуемых его правительством низких процентных ставках, он обещает снизить инфляцию и стабилизировать цены на продовольствие. Дальнейшие успехи в социально-экономическом развитии страны он связывает и с укреплением ее энергетической независимости. На состоявшейся в газоперерабатывающем комплексе «Фильос» в провинции Зонгулдак церемонии, посвященной началу поставок в Турцию черноморского газа, Эрдоган пообещал, что в течение года потребители не будут платить за газ при его использовании на кухне и в бойлерах для горячей воды, а также при отоплении домов. В числе анонсированных им социальных мер также предоставление молодоженам при вступлении в брак беспроцентных кредитов без выплат в течение определенного периода времени, а также оплата государством части страховых взносов домохозяек при выходе на пенсию.
Оппозиционным высказываниям, подвергающим сомнению эффективность экономической политики властей, противопоставляются заявления ближайших к Эрдогану лиц, доказывающих правомерность действий президента. Одним из них является министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу, превратившийся за период предвыборной кампании в один из основных рупоров команды действующего главы государства. Сойлу расценивает Эрдогана как «революционера, привязанного к своим ценностям», лидера, превратившего Турцию в «страну с готовой инфраструктурой, стремительно направляющейся в будущее».
Другая часть громких заявлений Сойлу касается внешнеполитического спектра вопросов, составляющих предмет острых дискуссий в ходе избирательной гонки. И они подтверждают точку зрения многих не только турецких, но и западных экспертов о том, что предстоящие выборы в Турции определят ее дальнейший геополитический курс. Если переизбрание Эрдогана будет означать продолжение курса на превращение Турции в самодостаточный центр региональной и глобальной политики, то приход к власти Кылычдароглу может привести к возврату страны в орбиту западного, прежде всего американского, влияния.
На кону - «полная независимость»
Сойлу обвинил США в том, что они являются первоисточником переживаемых Турцией многочисленных проблем, включая сокращение инвестиций, рост протестных настроений и угрозу терроризма. Под последней глава МИД Турции имеет в виду поддержку Соединенными Штатами курдских террористических группировок в Сирии и Ираке, против которых Анкара провела в течение последних лет четыре крупные военные операции.
Впрочем, суть антиамериканских заявлений Сойлу сводится к тому, что США и весь Запад пытаются лишить Турцию суверенитета, а предстоящие 14 мая президентские и парламентские выборы - это не просто переизбрание руководства страны, а решение вопроса о сохранении ею своей политической независимости.
«Это не выбор Эрдогана, это выбор будущих поколений Турции, выбор полной независимости Турции. Вот почему Америка давит, Европа давит», - подчеркнул Сойлу. При этом он выразил уверенность в том, что «с Божьей помощью будут закрыты рты Америки, Европы и всего зла. 50-граммовые бюллетени покажут тем, кто считает себя самыми могущественными в мире, что такое демократия и что они ничего не понимают в демократии». Сойлу призвал избирателей быть «сынами своей страны», «защищать фундаментальные ценности нации».
Сложные отношения турецкого руководства с Вашингтоном еще более обострила встреча посла США Джеффа Флейка с оппозиционным кандидатом в президенты Турции Кемалем Кылычдароглу. Эрдоган резко отреагировал на этот демарш главы американской дипмиссии, указав тому, что его собеседником должен быть президент Турецкой Республики. И в наказание за дерзость посла, демонстративно проведшего переговоры с ведущим турецким оппозиционером, Эрдоган заявил о собственном отказе иметь дело с Флейком. «Наши двери для него закрыты, он больше не сможет войти», - заявил президент Турции.
Таким образом, противоречия между эрдогановской Турцией и США, а в широком смысле и всем Западом, проявляющиеся с самого начала властвования ПСР, обнаружили себя и в ходе нынешней избирательной гонки, итоги которой определят будущее турецкого государства. Вокруг этих противоречий во многом завязан и другой турецкий узел - тот, что разделяет политическую элиту страны на сторонников строгой светскости с одной стороны и консерваторов-традиционалистов - с другой. Первые группируются преимущественно вокруг кемалистской РНП, а вторые - правящей силы в лице ПСР, выступающей в качестве умеренно-исламистской организации.
Примечательно, что «околорелигиозный» аспект межпартийной борьбы нашел свое отражение и в ходе избирательной кампании кандидатов. В частности, Кемаля Кылычдароглу. Во время поездки в юго-восточную провинцию Адыяман, пострадавшую от разрушительного землетрясения, он принял участие в праздничной молитве по случаю завершения священного месяца Рамазан, а также посетил мавзолей одного из сподвижников пророка Мухаммада. Оба события сопровождались выкриками из толпы в адрес Кылычдароглу, которому пришлось услышать, что «он не знает, как правильно читать Фатиху», что «он не мусульманин» и «ему здесь не место». Оппозиционному кандидату не осталось ничего другого, как поскорее приостановить свою предвыборную поездку и покинуть Адыяман.
Таковы основные штрихи политического действа, предваряющего судьбоносные всеобщие выборы в Турции. Именно в качестве «судьбоносных» их рассматривает президент и кандидат от партии власти Р.Т.Эрдоган. И это мнение, несомненно, полностью разделяет оппозиционный лагерь. Однако это единодушие мнений - лишь один из немногих показателей, сближающих турецкие власти с оппозицией. По сути же вопроса и та, и другая стороны связывают будущее Турции с собственным ожидаемым триумфом. Но кто именно удостоится лавров победителя - решит турецкий народ.
Если в начале предвыборной гонки результаты социологических исследований говорили скорее о предпочтительности шансов Кылычдароглу на победу в президентской гонке, то последние опросы указывают на рост вероятности переизбрания Эрдогана. При этом исследования не исключают и проведения второго тура выборов.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: