24 Ноября 2024

Воскресенье, 03:24

САММИТ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ

G7 пытается выработать согласованные шаги в условиях формирующегося нового миропорядка

Автор:

01.06.2023

Состоявшийся в японской Хиросиме саммит G7 хоть и рассматривается в качестве знакового события, все же не смог расставить все точки над i применительно к оценкам происходящих в мире процессов, в первую очередь вокруг Украины. Раздражение действиями Китая вперемежку с осуждением России и поддержкой Киеву нашло свое отражение в итоговом коммюнике саммита. Вместе с тем критики утверждают, что действия «Большой семерки» могли бы быть более артикулированными. В частности, считается, что поддержка Киеву является все еще недостаточной, хотя прогресс по созданию «коалиции истребителей» F-16 налицо. 

 

Бахмут как индикатор военной активности

Противоречивые заявления относительно взятия Бахмута российским ЧВК «Вагнер» были в числе вопросов, которые находились в центре внимания участников саммита. Сам Зеленский, уклончиво отвечая на вопрос об утрате ВСУ контроля над городом, тем временем всячески лоббировал поддержку со стороны лидеров «Большой семерки» планов по оснащению украинской армии передовыми образцами западной техники, в частности истребителями F-16. 

Лидеры США, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Канады и Японии подтвердили свою солидарность с Украиной в преддверии готовящегося контрнаступления, которое может определить, как и когда закончится война.

Зеленский добился важного прорыва. Перед саммитом президент США Джо Байден согласился на обучение украинских пилотов на американских истребителях      F-16. Хотя все говорит о том, что в действительности подготовка украинских летчиков идет уже несколько месяцев. Поступающая информация подтверждает серьезность намерений Запада оказать еще одну важную поддержку Украине. Сообщается, что президент Зеленский пообещал Байдену, что самолеты не будут наносить ударов по России, что их будут использовать лишь в пределах украинской территории. 

Между тем ситуация с выделением США очередной партии помощи Украине не столь однозначна на фоне конфликта Белого дома и Сената по повышению потолка американского госдолга. Связанное с Конгрессом издание The Hill выступило с предположением, что в условиях текущих проблем США могут и задержать выплаты Украине.

По данным The Hill, американское правительство даже приняло решение перенести обсуждение следующей порции финансовой помощи Киеву из-за неопределенности по контрнаступлению украинской армии.

В США считают, что недостаточно подготовленное контрнаступление может привести к неоправданным затратам.

Агентство Reuters сообщает, что за день до начала саммита «Большой семерки» Пентагон обнаружил ошибку в бухгалтерском учете, в результате чего были выявлены неучтенные $3 млрд. В целом же остаток средств в американском оборонном бюджете составляет менее $14 млрд, что достаточно для финансирования военных операций ВСУ только до сентября.

Тем не менее в Конгрессе подчеркивают, что правительство и законодатели не обсуждают сокращение оборонных расходов, поскольку это несет угрозу интересам Вашингтона.

 

Бразилия, Индия и Китай в планах G7

В ходе саммита, на котором присутствовали также лидеры Индии и Бразилии, Зеленский надеялся убедить руководителей так называемых «колеблющихся государств» присоединиться к западным державам и поддержать Украину. Но ни Нарендра Моди, ни Луис Инасиу Лула да Силва никаких признаков того, что готовы изменить позицию, не проявили и призвали лишь к прекращению войны. 

Приглашение лидеров Индии  и Бразилии на саммит в какой-то степени преследовало цель создать хотя бы видимость возможности достижения общих подходов к глобальным процессам со стороны G7 и двух экономических гигантов, которые дрейфуют сами по себе в океане глобальной геополитики. Но эту попытку вряд ли можно считать удавшейся, когда по одному из принципиальных вопросов повестки даже видимого единодушия достичь так и не удалось.

Несмотря на то, что Украина нуждается в поддержке своих западных партнеров для ведения следующего этапа войны, возможные переговоры о мирном урегулировании не теряют своей актуальности. Китай как единственная крупная держава, имеющая влияние на Россию, мог бы сыграть решающую роль в таких переговорах и обеспечении соблюдения условий окончательного урегулирования.

Это обстоятельство может сделать снижение напряженности между Пекином и Вашингтоном еще более желанным. Не случайно сразу же после саммита Байден пообещал неминуемое потепление в их отношениях, если Китай приложит максимум усилий, чтобы убедить Россию остановить военные действия. 

Возможно, идея экономической изоляции от Китая в коммюнике лидеров G7 отвергается с целью задобрить Поднебесную. Но в то же время говорится, что экономики стран «Большой семерки» должны быть «изолированы от рисков», связанных с чрезмерной зависимостью от китайских цепочек поставок. Эта формулировка наряду с заявлением, что «Большая семерка» не желает препятствовать подъему Китая, отражает влияние европейских государств, стремящихся избежать конфронтации между великими державами - Вашингтоном и Пекином. Одновременно итоговое коммюнике предостерегает Поднебесную от экономического принуждения других стран для достижения политических целей. 

Китай столкнулся с резким противодействием со стороны «Большой семерки» в связи с позицией в отношении России, Тайваня, торгового шантажа своих партнеров и пр. В своем заявлении лидеры G7 призвали Пекин сделать больше, чтобы остановить войну России с Украиной. В нем, в частности, говорится: «Мы призываем Китай оказать давление на Россию, чтобы она прекратила свою военную агрессию и немедленно, полностью и безоговорочно вывела свои войска из Украины. Мы призываем Китай поддерживать всеобъемлющий, справедливый и прочный мир, основанный на территориальной целостности и принципах и целях Устава ООН, в том числе посредством прямого диалога с Украиной».

 

Китай начинает действовать

В какой-то степени тот факт, что этот призыв был услышан Пекином, подтверждается визитом в Киев спецпредставителя Китая Ли Хуэя. После голосования в ООН, когда китайская делегация впервые поддержала резолюцию Генассамблеи, где Россия называлась агрессором, этот шаг воспринимался в качестве дополнительного месседжа, свидетельствовавшего о желании Пекина использовать свой дипломатический потенциал для урегулирования кризиса. 

Ли Хуэй стал первым высокопоставленным чиновником КНР, который с начала войны посетил Украину в рамках турне по «содействию мирным переговорам». Помимо Киева он побывал также в Москве и обещал нанести визит в Брюссель. 

Конечно, никаких прорывных решений никто не ожидал. Тем более что китайскому представителю в Киеве прямо заявили, что «Украина не воспринимает никаких предложений, предусматривающих утрату ее территорий или замораживание конфликта». Эту мысль озвучил глава украинского МИД Дмитрий Кулеба. 

Но даже в этом случае визит рассматривался в качестве очень важного, поскольку позволял китайской стороне узнать напрямую от Киева его позицию по возможным переговорам и по конфликту в целом, а также реакцию на предложения китайской стороны.

Не меньший интерес вызвала поездка Ли Хуэя в Москву, так как китайский дипломат хорошо знает российских партнеров по переговорам. Он долгие годы сам работал в Москве и даже имеет российские правительственные награды. Дипломата изначально считали человеком, который симпатизирует позиции Москвы. И вот уже в российской столице, как передают СМИ, спецпредставитель КНР призвал прекратить огонь в Украине и сохранить новые регионы в составе России.

Несмотря на неприятие такой позиции Украиной, некоторые западные чиновники заявили, что пока рано отклонять попытки КНР по мирному урегулированию украинского конфликта. Видимо, рассчитывая воспользоваться «услугами» Китая в самом крайнем случае. Вместе с тем они выразили сомнения, что Пекин может быть честным посредником в любых переговорах из-за своей близости к Москве.

Предполагалось, что после Москвы Ли Хуэй посетит и Брюссель, где ожидания от китайского посредничества были совсем другими. Еще в середине мая там заявили, что Китай «должен подтолкнуть страну-агрессора Россию покинуть территорию Украины. Если этого не произойдет, отношения между Европейским союзом и Пекином никогда не смогут развиваться нормально».

Между тем Пекин не единственный, кто пытается примирить Киев и Москву. Его текущими «конкурентами» выступают Ватикан и члены Африканского союза, которые за несколько дней до визита Ли Хуэя в Украину также высказывались за отправку своих миссий в Киев и Москву на переговоры.

Святой престол, в частности, запросил у Москвы и Киева через свои дипмиссии возможность принять посланников Папы Римского для обсуждения «открытия переговорного пути, ведущего к перемирию». Папа Франциск в ходе пресс-конференции 30 апреля сообщил, что Ватикан осуществляет миссию с целью урегулирования украинского конфликта. Он отметил, что рассказать о ней можно будет только после того, когда она станет публичной.

Одновременно президент ЮАР заявил, что от лица африканских государств провел беседы с президентами Путиным и Зеленским, и они согласились принять миссию африканских лидеров по мирной инициативе.

И хотя в успешность указанных миссий не очень верится, многие понимают, что в случае возможных неудач украинского контрнаступления любая попытка остановить военные действия может стать спасительным шагом, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию.

 

Гибридная война и новый миропорядок

О том, что эскалация неизбежна и без контрнаступления, свидетельствует военная активность в Белгородской области России. Вооруженный отряд предпринял там попытку получить контроль над несколькими населенными пунктами в приграничье, чтобы создать «полосу безопасности для защиты украинского гражданского населения».  

Российская сторона считает, что в регионе действует диверсионно-разведывательная группа ВСУ. Украинские же источники сообщают о действиях антиправительственных легиона «Свобода России» и «Русского добровольческого корпуса». Ранее подобные вылазки наблюдались на Брянском направлении. Предполагается, что они могут быть рассчитаны на отвлечение значительных военных сил РФ на защиту протяженной российско-украинской границы, что повышает шансы ВСУ на успешное контрнаступление. 

Все это означает, что война все больше приобретает «гибридный» по форме и рассеянный в территориальном отношении характер. От этого ее последствия кажутся все менее предсказуемыми. 

Именно эти непредсказуемость и неопределенность могут больше всего тревожить западные страны. Фрагментация политического пространства тем временем все более явственно сказывается на разделении экономического поля. «Большая семерка», в частности, воспринимает этот процесс как сигнал для действий по повышению своего сырьевого суверенитета. 

Принимая призыв к диверсификации источников поставок в свои страны важнейших полезных ископаемых, страны G7, скорее всего, имели в виду сокращение зависимости от Китая, который контролирует 70% мирового производства редкоземельных элементов. 

Согласно принятому коммюнике, страны G7 «поддерживают открытые, справедливые, прозрачные, безопасные, устойчивые, прогнозируемые правила, определяющие торговлю критическими полезными ископаемыми». Они выступают «против практики, искажающей рынок, и монополистической политики в отношении важнейших полезных ископаемых».

«Большая семерка» нацелена также на мобилизацию до $600 млрд для финансирования инфраструктуры через программу  «Партнерство для глобальной инфраструктуры и инвестиций», конкурирующую с китайской инициативой «Один пояс, один путь». 

Пытаясь помочь Украине и обуздать Китай, страны «семерки» стараются выработать согласованные шаги в условиях формирующегося нового миропорядка. Многие сходятся в том, что его окончательные контуры могут возникнуть по итогам конфликта в Украине. А пока, в ожидании этих итогов, все известные центры силы стараются действовать с позиции своих интересов.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

99


Актуально