24 Ноября 2024

Воскресенье, 03:39

БЕЗ ЗАПРЕТОВ

«Пророссийские» действия официального Тбилиси вызывают неприятие у Запада

Автор:

01.06.2023

События в Грузии и вокруг нее вновь характеризуются политической турбулентностью. На сей раз по причине, напрямую связанной с борьбой внешних силовых центров за влияние в этой стране. Первоисточником же текущих окологрузинских страстей явилось решение России отменить визовый режим для граждан Грузии и снять запрет на полеты в ее города российских авиакомпаний.

 

Ограничения сняты

Указами президента РФ Владимира Путина отменены визовый режим, установленный еще в 2000 году (хотя в 2012-м Тбилиси в одностороннем порядке вернул безвизовый режим для российских граждан), а также введенный четыре года назад Москвой запрет на прямые перелеты между двумя странами. Этот запрет тогда стал ответом на протесты в Тбилиси, вызванные визитом депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова, который в качестве главы Межпарламентской ассамблеи православия занял кресло спикера на заседании, проходившем в зале грузинского парламента.

Нынешние меры Кремля мотивированы, главным образом, соображениями геополитической целесообразности. Москва отдает должное правительству «Грузинской мечты», которое, несмотря на разрыв двусторонних отношений после войны 2008 года, пытается не допустить военно-политической конфронтации с РФ. В условиях нарастания глобального противоборства между Западом и Россией последняя пытается удержать свое влияние на постсоветском пространстве, в частности на Южном Кавказе, в контексте чего и добивается усиления пророссийских настроений в грузинском обществе. Очевидно, что на осуществление этой задачи и направлены, прежде всего, путинские указы.

Реакция официального Тбилиси показывает определенную обоснованность подобных расчетов Кремля. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили положительно оценил решение России об отмене виз и возобновлении прямого авиасообщения между странами. При этом главный аргумент грузинских властей сводится к тому, что решения Москвы упростят связь с родиной для почти миллиона граждан Грузии, проживающих в России. Кроме того, благодаря восстановлению прямого авиасообщения с Россией в грузинскую казну будет привлечено дополнительно $400 млн в сфере туризма.

С учетом этих факторов правительство Грузии разрешило российской авиакомпании «Азимут» и грузинской Georgian Airways прямые рейсы между столицами обеих стран. Помимо этого с июня по маршрутам Сочи-Тбилиси-Сочи и Москва-Кутаиси-Москва начнет также летать российская авиакомпания Red Wings.

Однако все эти шаги вовсе не означают, что позиция официального Тбилиси, приветствовавшего последствия решений российского руководства ввиду тех выгод, которые они несут для грузинской стороны, разделяется всей общественностью Грузии. Как и то, что в результате реализации этих решений в Грузии будет наблюдаться рост пророссийских настроений.

 

Президент, «Мечта» и оппозиция

Решения Москвы и одобрение их грузинским правительством вызвали резкую критику и даже протестную реакцию со стороны основных оппозиционных сил Грузии. Они осуждают власти страны за «союзническое» отношение к России, в «награду» за которое, по мнению оппозиционеров, и были приняты путинские решения об отмене виз и запрета на прямые перелеты. Главное из обвинений, которые оппозиционные силы выдвигают против правящей партии «Грузинская мечта», заключается в том, что ее политика «наносит ущерб» курсу страны на интеграцию в евроатлантическое пространство.

Между тем подобное мнение разделяет и президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая считает, что «восстановление прямого авиасообщения с Грузией и отмена визового режима неприемлемы, пока Россия продолжает агрессию против Украины и оккупирует грузинскую территорию». Выступив против действий грузинского правительства, одобрившего путинские решения, Зурабишвили тем самым подтвердила свое еще большее отдаление от правящей силы.

В основе уже очевидного конфликта между президентом и правительством лежит неприятие со стороны Зурабишвили «пророссийской» политики кабинета Гарибашвили. Этот конфликт еще более подогрел и скандал вокруг предполагаемого приезда в Грузию дочери министра иностранных дел России Екатерины Винокуровой для участия в свадьбе брата своего мужа, российского предпринимателя Александра Винокурова.

Лавров и члены его семьи занесены в санкционные списки Запада. Грузия присоединилась к ним, но отказалась вводить прямые экономические санкции против РФ. Грузинские оппозиционеры, уверенные в том, что без согласования с властями и службой безопасности страны родственники Лаврова не могли бы посетить Грузию, организовали акцию протеста в регионе Кахети, где проходила предполагаемая свадьба.

Председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе назвал действия оппозиционеров проявлением ксенофобии. Это вызвало возмущение президента Зурабишвили, заявившей, что она «не позволит называть грузинский народ ксенофобским». Глава государства сыграла немаловажную роль в завершении этой истории. На организованном ею экстренном брифинге Зурабишвили проинформировала: «Свадьбы семьи Лаврова не будет в Грузии. Я получила заверение от министра внутренних дел, что эти люди должны были оплатить вторую половину свадьбы, но уехали. Это победа общества». При этом Зурабишвили вслед за оппозицией резко осудила деятельность государственных органов, допустивших въезд на территорию Грузии лиц, находящихся под международными санкциями.

Между тем протестами сопровождался и первый за четыре года прямой рейс из Москвы, приземлившийся в тбилисском международном аэропорту. Акция обернулась задержанием правоохранителями нескольких оппозиционеров, включая лидера партии «Дроа» («Пора») Элене Хоштария. Имя последней, как и имя Саломе Зурабишвили, фигурировало в еще одном резонансном заявлении председателя «Грузинской мечты». Кобахидзе назвал президента и лидера оппозиционной партии «темными и невежественными», предложив им перечитать поэму Важи Пшавелы «Гость и хозяин», где, по его мнению, «именно о таких, как Хоштария и Зурабишвили, идет речь».

Означают ли внутригрузинские дискуссии в столь повышенных тонах окончательное размежевание между президентом Зурабишвили и правящей партией «Грузинская мечта», основатель и фактический лидер которой, миллиардер Бидзина Иванишвили, в свое время поддержал ее приход на пост главы государства? Первым серьезным событием, позволяющим сделать такой вывод, явилось неприятие президентом Зурабишвили продвигаемого правящей партией законопроекта об иноагентах. Нынешний же «сюжет» внутриполитической борьбы, развертываемый вокруг решения России отменить визовый режим для граждан Грузии, и запрет на прямые перелеты между двумя странами фактически подводят Зурабишвили к союзу с оппозицией, протестующей против «пророссийской политики» властей.

Сложится ли в практическом плане этот союз? Ответ на данный вопрос повлияет на дальнейший расклад политических сил в Грузии - фактор, который сыграет одну из определяющих ролей в прояснении судьбы грузинской интеграции в мир евроатлантизма.

 

Давление не обойдется без последствий

Запад недвусмысленно предупреждает, что проявления лояльности официального Тбилиси к России не обойдутся без последствий для самой Грузии.

Госдепартамент США в лице пресс-спикера Мэтью Миллера выразил обеспокоенность в связи с восстановлением прямого авиасообщения между Грузией и РФ. «Сейчас не время наращивать связи с Россией», - подчеркнул Миллер. Более того, Соединенные Штаты дают понять о возникновении риска введения санкций для грузинских аэропортов и авиакомпаний. 

Сожаление в связи с одобрением грузинским правительством возобновления прямого авиасообщения с Россией выразил и Евросоюз. Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано напомнил, что Евросоюз ввел санкции и не разрешает полеты в Россию и над Россией. Вместе с тем «решение грузинских властей вызывает опасения за европейский путь Грузии».

Евросоюз четко дает понять, что ожидает от грузинских властей присоединения к действующим санкциям против России. При этом контраргумент официального Тбилиси о несправедливом отношении к Грузии со стороны ЕС, который не осуждает за прямое авиасообщение с Россией целый ряд стран, таких как Турция, Азербайджан, Армения, Израиль, опровергается доводом следующего содержания. «Решение грузинских властей вызывает беспокойство, учитывая, что Грузия - кандидат на членство в ЕС, по соглашению об ассоциации Грузии и ЕС она должна согласовывать с союзом свои решения во внешней политике», - констатировал Стано.

Однако грузинское руководство проявляет непреклонность под таким давлением западных инстанций. Премьер Гарибашвили подтвердил, что «Грузия поддерживает Украину и украинский народ, но вводить прямые санкции против России не будет». Поскольку в таком случае «экономика страны рухнет» и «мы нанесем вред своему народу». «Грузия - небольшая страна с населением в четыре миллиона человек, поэтому важно сохранять здесь мир, стабильность и безопасность. Моя обязанность - защищать интересы своего народа», - заявил Гарибашвили.

Председатель грузинского парламента Шалва Папуашвили в свою очередь осудил «тех, кто предлагает ввести санкции против России», потому что они «фактически говорят нам, что мы должны рисковать и войти в возможный военный конфликт с Россией».

Разногласия между Тбилиси и ЕС по столь принципиальному для обеих сторон вопросу, несомненно, скажутся на дальнейшем ходе «европейского пути» Грузии. Брюссель уже возлагает на грузинское правительство ответственность за неизбежные издержки на этом пути. Имея в виду, прежде всего, дальнейшее затягивание предоставления Грузии статуса страны-кандидата на членство в Евросоюзе.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

91


Актуально