24 Ноября 2024

Воскресенье, 05:06

ХОД ПОДНЕБЕСНОЙ

Какова будет реакция США на намерение Пекина стать посредником в арабо-израильском конфликте?

Автор:

01.07.2023

Необычный геополитический расклад постепенно, что называется, пазл за пазлом, формируется на Ближнем Востоке. Один из последних его фрагментов - четкий посыл со стороны Китая, что он собирается выступить посредником в арабо-израильском конфликте, призывая к немедленному прекращению насилия и переходу к мирному урегулированию. Эта новость особенно примечательна в контексте выдвинутого Пекином плана прекращения войны в Украине и того, что весной этого года китайцы уже помогли восстановлению дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Естественно, что в Вашингтоне такую внешнеполитическую активность Китая расценивают как посягательство на собственное дипломатическое лидерство на Ближнем Востоке.

 

Пекин активизируется

Арабо-израильский вопрос, отодвинутый на задворки мировой новостной повестки пандемией коронавируса и войной в Украине, не может оставаться нерешенным еще десятилетия. После недавнего обострения палестино-израильского конфликта, триггером для которого выступили масштабные столкновения на Храмовой горе и штурм израильскими силами безопасности мечети Аль-Акса, это стало особенно ясно. Плюс сейчас Силы безопасности Израиля продолжают операции на Западном берегу реки Иордан. 

Похоже, что за дело всерьез решили взяться в Пекине. В середине июня председатель КНР Си Цзиньпин, принимая президента Палестины Махмуда Аббаса, заявил, что Пекин хочет помочь палестинцам достичь внутреннего согласия и начать переговоры с Израилем. Для этого у руководства Поднебесной есть предложение из нескольких пунктов: создание независимого государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, улучшение экономической ситуации в Палестине, сохранение статус-кво в религиозных святынях Иерусалима, возобновление мирных переговоров с Израилем на основе резолюций ООН. Также Си Цзиньпин считает, что Палестина должна стать полноправным членом Организации Объединенных Наций. 

Можно сказать, что визит Махмуда Аббаса в Китай стал логическим продолжением арабо-китайского саммита в Эр-Рияде в декабре 2022 года. По итогам поездки Аббаса стороны договорились о стратегическом партнерстве - Палестина примет участие в инициативе «Один пояс, один путь», а также в трех новых планах Пекина, которые он обнародовал в последние месяцы. Это Инициатива глобальной безопасности, Инициатива глобальной цивилизации и Инициатива глобального развития. Что касается экономики, то тут Китай уже давно помогает палестинцам, а также давно оказывает гуманитарную помощь, поддержку в вопросах развития. Особенно интересно в этих заявлениях то, что Си Цзиньпин объявил именно о «стратегическом партнерстве» между Китаем и Палестиной, что поднимает ее до уровня других стран региона, таких как Египет, Саудовская Аравия и Иран. При этом также стоит подчеркнуть и уровень отношений между Китаем и Израилем. Достаточно упомянуть, что за последние годы Пекин инвестировал в еврейское государство миллиарды долларов, которые пошли на такие сферы, как технологии, оборона, наука, телекоммуникации и судоходство. 

То есть у Китая есть установленный контакт и особые отношения с обеими сторонами. Но, даже учитывая это, какая же ему самому выгода от примирения Палестины и Израиля? На самом деле выгод множество. Во-первых, таким образом Китай пытается закрепить свой успех в посредничестве по соглашению между Саудовской Аравией и Ираном. Во-вторых, распространяя региональный мир на палестино-израильский вопрос, Китай вносит вклад в защиту своих инвестиций на Ближнем Востоке. В-третьих, Пекин вкладывается в свой международный имидж и авторитет. Ну и самое главное - бросает вызов США. 

Переговоры, которые велись под эгидой США до 2014 года, до сих пор возобновиться так и не смогли, хотя Белый дом никогда не отказывался от модерирования. Недавно госсекретарь Энтони Блинкен подтвердил обязательства США с одной стороны заботиться о безопасности Израиля, а с другой - оставаться приверженными созданию палестинского государства. По словам Блинкена, расширение еврейских поселений будет препятствием для мира. То есть Вашингтон фактически поддерживает создание двух государств, хотя и ничего особенного в этом направлении не предпринимает. Это такая особая позиция - «ни туда и ни сюда». Более того, при трамповской администрации был и вовсе совершен очень неоднозначный шаг - Вашингтон признал «неделимый» Иерусалим «столицей» Израиля, а также принял решение о переносе туда американского посольства.

 

Интересы сильных мира сего

Если за долгие годы США, скажем откровенно, потерпели неудачу (причины оставим в стороне), может ли тут что-то получиться у Китая? Сейчас ситуация такова, что прежде чем пойти на мир с Израилем и отстаивать свои цели, палестинцам нужно суметь урегулировать внутренние разногласия. Движение ХАМАС, которое управляет Газой, не приемлет переговоры с Израилем, в то время как силы, подконтрольные Аббасу на Западном берегу, придерживаются куда более умеренных требований. Таким образом, палестинцам нужно суметь как-то договориться и выступить с единых позиций - так, чтобы каждая из сторон перестала тянуть одеяло на себя. 

Впрочем, то же самое можно сказать и об Израиле, где праворадикальное правительство, возглавляемое Биньямином Нетаньяху, вовсе не горит желанием отдавать земли на Западном берегу и признавать независимое палестинское государство. Убедить такое правительство рассмотреть решение о создании двух государств будет непросто, если вообще возможно. Но кто сказал, что Пекин куда-то спешит? Нельзя не отметить, что на ближневосточном направлении он уже сам по себе является свежим лицом, и, с другой стороны, даже само намерение взяться за такую сложную проблему уже играет в копилку Поднебесной.  

Это лишние козыри в то время, когда отношения США и Китая продолжают оставаться крайне натянутыми. Казалось бы, свет забрезжил после недавнего визита американского госсекретаря Энтони Блинкена в Китай, где он даже встречался с Си Цзиньпином. Кроме того, Блинкен обстоятельно побеседовал со своим китайским коллегой Цинь Ганом - переговоры длились больше пяти часов и почти внушали оптимизм. Но тут вдруг президент США Джо Байден неожиданно решил назвать Си Цзиньпина не просто «диктатором», а диктатором, который еще к тому же «обижается» и «не знает, что происходит». Причем заявил об этом в контексте истории о злополучном китайском воздушном шаре, из-за которого Блинкен отменил февральский визит в Пекин. Китай вполне ожидаемо заявил на это, что «пренебрежительные высказывания США о председателе КНР являются ошибочными, абсурдными и безответственными и представляют собой открытую политическую провокацию». 

В контексте палестино-арабского урегулирования можно сделать вывод, что Вашингтон на этом фоне может начать применять к Израилю и Палестине свои инструменты давления, чтобы они не ушли в сторону китайского переговорного трека. Все-таки различного рода связи США с Израилем, взаимные интересы и обоюдные инвестиции пока еще даже близко нельзя сравнивать с теми, что существуют между Израилем и Китаем. Израиль точно не будет рисковать своими особыми отношениями с США. 

Тем не менее один вывод из всего этого можно сделать наверняка - Китай перестал полагаться только на экономическое воздействие и активизировал свои внешнеполитические усилия. Путем осуществления мягкого стратегического давления на израильское правительство и помогая палестинскому политическому объединению, Китай может добиться прогресса. Все будет зависеть, в том числе, и от общей геополитической ситуации в мире.  

При этом следует также отметить, что у Пекина перед США есть серьезное преимущество - у него нет религиозных и этнических связей ни с одной из сторон конфликта, чего нельзя сказать о Белом доме. То есть, возможно,  инструментов давления у Китая существенно меньше, но пока что он демонстрирует более сбалансированный подход, чем Соединенные Штаты. Судя по всему, палестинцы, несмотря ни на что, как и Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, готовы рассматривать Пекин в качестве альтернативы Вашингтону. Подобный ход событий, как ни смотреть на это, бросает вызов доминированию США в регионе и может существенно изменить там геополитический ландшафт.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

99


Актуально