24 Ноября 2024

Воскресенье, 01:33

КАРАБАХ, ОХЛОКРАТИЯ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Насколько Никол Пашинян готов пойти на столь необходимые и ожидаемые компромиссы?

Автор:

01.07.2023

Накануне 44-дневной войны в Армении почему-то было распространено мнение, что если страна продемонстрирует высокий уровень демократии, то мировое сообщество в виде награды преподнесет ей на блюдечке Карабах. 

Делать ставку на войну с иностранным участием - на то, что за армянские территориальные мечты будет воевать кто-то, а не сама Армения, - традиционные прожекты ереванской верхушки. Вначале надежды возлагались на Россию. Затем фокус сместился к Ирану. Теперь в центре внимания уже Европа. 

С одной стороны Еревану здесь как бы удалось добиться осязаемых успехов. В Армении размещена миссия наблюдателей Евросоюза. Страну посетила делегация Европарламента. Регулярно с заявлениями в поддержку Еревана выступает Франция. Париж же обещал поставить в Армению полсотни бронетранспортеров. Но…

Сегодня даже в Армении эксперты признают: реальных возможностей повлиять на ситуацию европейские «друзья Армении», включая Францию, не имеют - увы и ах. Поездку членов делегации Европарламента на границу с Азербайджаном, туда, где начинается азербайджанская часть дороги Герус-Лачин-Ханкенди, в самой Армении иронично назвали «каски-шоу». В сферу юрисдикции Европарламента не входят ни Азербайджан, ни Армения. Так что рассчитывать на какой-то эффект от поездки депутатов и их позирования в касках на границе нет смысла.

Не оправдывает надежд даже нашумевший экспорт товаров оборонного назначения из Франции в Армению. Это совсем не те масштабы и не та эффективность, как в случае с российским оружием. Из Франции не поступает ничего, что можно было бы сравнить с ракетными комплексами «Искандер». Суммы тоже далеко не миллиардные. И даже распиаренные БТР, как признают сами французские аналитики, произведены почти 50 лет назад и вряд ли помогут не то чтобы добиться военного перевеса, а даже хоть в какой-то мере выровнять баланс.

В Ереване не могут не понимать, что Франция не демонстрирует на международной арене и должной решимости. Ее бесцеремонно отжимают даже из бывших французских колоний в Африке. Рассчитывать, что она удержит свои позиции в Армении, было бы наивно. И если для Макрона это очередная неудача в геополитической игре, а в худшем случае - потеря армянских голосов на выборах, то для самой Армении последствия могут оказаться катастрофическими.

Самое печальное, что в нынешней ситуации, на фоне проигранной войны, растущего дипломатического давления у властей Армении просто нет работающего сценария, как себя вести и как избежать дальнейших неприятностей. Недавние события в парламенте страны подтвердили это еще раз.

 

О чем рассказал Пашинян?

Теоретически глава правительства Армении как бы рассказал немало интересного - и о переговорах по прекращению огня уже во время 44-дневной войны, и о том, что он звонил Владимиру Путину за 44 дня войны 60 раз, и даже раскрыл, когда именно подписал трехстороннее Заявление по Карабаху. Но как заметили эксперты, премьер-министр Армении, мягко говоря, очень сильно приукрасил ситуацию в свою пользу. Никол Пашинян не раскрыл многих действительно ключевых обстоятельств. Он никоим образом не обмолвился о тех собственных шагах, которые, по сути, разрушили переговорный процесс и сделали неизбежной войну. А это и танцы в Шуше, и заявление в стиле «Карабах - это Армения, и точка!», и назначение на ключевые посты в своей команде заведомых «ястребов» вроде Давида Тонояна или Вагаршака Арутюняна. Не вспомнил Никол Пашинян и о переносе в Шушу «инаугурации» Араика Арутюняна. Тем более премьер-министр Армении не стал рассказывать о том, что гуманитарные остановки огня в Карабахе срывались именно по вине Еревана. Причем чаще всего в результате ракетных ударов по жилым кварталам азербайджанских городов. Сказать, что это подрывает доверие к его остальным «откровениям», значит ничего не сказать. Причем очевидно, что прежде всего Никол Пашинян решал внутриполитические проблемы.

 

«Дело генералов» в армянском прочтении

Все разглагольствования Никола Пашиняна с трибуны парламента Армении представляли собой лишь попытку ответить на вопрос: «Могла ли Армения прекратить войну на менее тяжелых для себя условиях?» Удалось ли премьер-министру убедить парламентариев, а заодно и избирателей, что как глава правительства и верховный главнокомандующий он сделал все, что мог, - вопрос открытый. В основном Никол Пашинян потратил силы на «доказательства», что ответственность за разгром Армении во второй Карабахской войне несет кто угодно, только не он. 

Во всяком случае, попытки Пашиняна обвинить в поражении Армении «пятую колонну» в армии, как он охарактеризовал высший генералитет, заслуживают серьезного внимания. 

Премьер старательно уверял всех, будто бы генералы его сознательно обманывали, докладывали совсем не то, что происходило на самом деле, и т.д. и т.п. Да, уровень фейкометства, который демонстрировала армянская армия во время 44-дневной войны, стал уже нарицательным. Вполне возможно, что официальные представители Минобороны Арцрун Ованнисян и Шушан Степанян не доносили правду до широкой публики, но тем, кто принимает решения, они наверняка докладывали о реальной ситуации. Однако Никол Пашинян заявляет: лгали и ему.

Между тем слова армянского премьера вызывают серьезные сомнения. Достаточно вспомнить, как Оник Гаспарян, тогда начальник генштаба вооруженных сил Армении, утверждал, что уже на третий-четвертый день войны понял: война проиграна. Об этом он доложил Пашиняну, но тот приказал продолжать войну. 

Безусловно, все это внутренние дела Армении. Но нельзя не заметить, скажем, разницы в подходах. В Азербайджане Карабах перестал быть темой внутриполитических споров еще в нулевые. Высокий уровень доверия к власти и президенту, четкая государственная стратегия, военное строительство - все это не оставляло места для внутриполитических дискуссий и взаимных обвинений. В Армении же ситуация совершенно иная. Горячие новости с тегом «Карабах» из Армении показывают: как и предупреждал в своем нашумевшем интервью армянский историк, политик и дипломат Жирайр Либаридян, демократия в ее нынешнем агитационном прочтении действительно имеет очень мало общего с гибкостью, компромиссами и даже обычным здравым смыслом. Тем более если это не столько демократия, сколько охлократия. Во всяком случае, именно на такой вывод наталкивают слушания в комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны в парламенте Армении. Особенно выступления перед этой комиссией Никола Пашиняна. 

Карабах, мирный процесс между Арменией и Азербайджаном не просто остаются темой внутриполитической борьбы в Ереване. Это поле для набора очков. А в такой ситуации Никол Пашинян, который был и остается вожаком - и заложником! - прежде всего ереванской охлократии, просто не рискнет пойти на столь необходимые и ожидаемые компромиссы. Во внутренней политике Армении до сих пор не заметно «партии мира». А Пашинян, которого ошибочно записали в эту «партию мира», устраивает, по сути, соревнования с местными реваншистами в радикализме. 

Договариваться по Карабаху Пашиняну придется не с Францией, не с Европарламентом и тем более не с местными политиками. Договариваться придется с Азербайджаном. И на условиях Баку, которые целиком и полностью основаны на международном праве и поствоенных реалиях. И то, что ереванские политики к этому не готовы, в реальности ничего не меняет.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

112


Актуально