23 Ноября 2024

Суббота, 23:41

ДРУГ ИЛИ ВРАГ

Что происходит между Москвой и Ереваном?

Автор:

15.10.2023

За годы, прошедшие после распада СССР, геополитическая архитектура Южного Кавказа укрепилась. Согласно представлениям о ней, Грузия ориентирована на Запад, официально заявив о намерении вступить в ЕС и НАТО, Азербайджан участвует в Движении неприсоединения, проводит независимую политику и дает понять, что довольно прохладно относится как к московским, так и брюссельским интеграционным проектам, Армения же изначально выбрала пророссийский курс.

Но сегодня отношения Москвы и Еревана как минимум проходят серьезную проверку на прочность, а как максимум - трещат по швам. Никол Пашинян, премьер-министр Армении, демонстрирует, что смертельно обижен на Москву, которая «позволила» Азербайджану сначала победить в 44-дневной войне осенью 2020 года, а затем разгромить хунту в Ханкенди. Еще до локальных антитеррористических рейдов Азербайджана Пашинян отказался от участия в совместных учениях стран ОДКБ. Теперь в Ереване открыто намекают на поиск новых партнеров в сфере безопасности и военного сотрудничества, где на первом месте Франция. В Ереване обсуждается отключение российских телеканалов. А главное - правительство Армении направило на ратификацию в парламент Римский статут, на основе которого действует Международный уголовный суд (МУС). И парламент его ратифицировал!

 

Поражение - всегда сирота

Насколько же справедливы нынешние упреки Еревана в адрес Москвы? Накануне и во время 44-дневной войны из России в Армению доставлялось беспрецедентное количество оружия на транспортных самолетах, груз которых пытались выдать то за стройматериалы, то за гуманитарную помощь. Именно Москва спасла Ереван от окончательного разгрома в ноябре 2020 года и позволила Пашиняну сохранить остатки своей армии. Наконец боевые действия в течение всего этого времени шли за пределами зоны ответственности ОДКБ и двусторонних договоров России и Армении о военном сотрудничестве. Свои союзнические обязательства перед Арменией Россия выполняла и выполняет аккуратно. 

Возможно, Пашинян банально ищет, на кого свалить вину. На психологическом уровне это вполне объяснимо. Кроме того, на фоне украинской войны у России и так хватает проблем. Она действительно не может оказывать Армении военную поддержку в прежних объемах, но заявить об этом вслух как-то неудобно. А вот стенания о «предательстве армян» выглядят куда убедительнее. 

В Армении очень не любят говорить, какую роль в территориальных захватах в начале девяностых сыграла поддержка России. Практически до начала 44-дневной войны у армянской военной пропаганды были разговоры в стиле «армяне - народ-воин, а азербайджанцы воевать не умеют». Но на самом ли деле официальный Ереван в лице Пашиняна готов к окончательному разрыву с Москвой?

 

Есть у революции начало…

Можно, конечно, предположить, что Никол Пашинян, вожак «шашлычной революции», пришедший к власти под прозападными лозунгами, наконец-то решил выполнить «внешнеполитическую» программу своей революции. Но, во-первых, «прогулки на Запад», которые заканчивались ничем, в новейшей истории Армении уже были. Достаточно вспомнить, как Серж Саргсян вел переговоры с Евросоюзом о подписании соглашения об ассоциации. Тогда тоже высказывались прогнозы о переходе Армении в западный лагерь. Но затем Саргсяна вызвали в Москву, напомнили о ценах на газ - и Армения вместо соглашения об ассоциации с ЕС вступила в ЕАЭС.

Сегодня, говорят эксперты, риторика Пашиняна звучит весьма эффектно. Но при этом прозападный премьер и не пытается снизить реальную зависимость Армении от России. Ереван не берет под контроль ни собственные границы с Ираном и Турцией, которые охраняет ФСБ России, ни даже КПП в международных аэропортах, где тоже дежурят россияне. В Армении в собственности или концессионном управлении РФ находятся железные дороги, сотовая связь, электрические и газовые сети... Даже в армии действуют совместные группировки сухопутных сил и сил ПВО. И ни одно из этих соглашений Пашинян даже не пытается пересмотреть.

В истории Армении уже были прецеденты, когда в Ереване поднимали градус критики и претензии в адрес Москвы на небывалую высоту, но потом, выторговав себе определенные преференции, послушно сдавали назад. Еще когда Пашинян начал отказываться от совместных учений в рамках ОДКБ, эксперты напоминали: этот отказ последовал после масштабных совместных учений Азербайджана и Турции. Пашиняну очень хотелось заполучить на своей территории что-то столь же масштабное с участием РФ. И сейчас нет ясности, намерен ли Пашинян действительно развернуть страну на Запад или пытается выторговать у России более существенную военную поддержку. Да, Азербайджан обезвредил «гнойник» в Карабахе, но еще остается условная граница…

 

Красная линия, которую Ереван не заметил

Как считают эксперты, игра Пашиняна достаточно рискованная. И в ней надо не перегнуть палку. Решение Еревана ратифицировать Римский статут может оказаться роковой ошибкой. Армения подписала этот документ еще несколько лет назад. Он лежал где-то в архивах, дожидаясь, пока до него дойдет очередь. Ратифицировать же Римский статут в Ереване решили только сейчас, на фоне выданного МУС розыскного ордера на Владимира Путина. Представители Армении могут, конечно, убеждать всех и себя, что этот шаг не направлен против России. В самой же Москве его восприняли как крайне недружественный жест, да еще и личный выпад против Владимира Путина. Интересное и наглядное «спасибо» Еревана за то, как президент РФ вытащил в ноябре 2020 года из «огненного мешка» 25 тысяч зинворов. 

Не исключено, что официальному Еревану требовался громкий жест на западном треке. Да, Армения слышит много приятных слов, но реальной поддержки ей не обещают. Тем более никто из «новых партнеров» не берется оказывать Еревану поддержку в той же степени, какую еще совсем недавно осуществляла Москва. Жестов и обещаний много, но и только. А ратификация Римского статута на фоне серии визитов делегаций ведущих стран Запада, по расчетам Еревана, могла привлечь внимание и способствовать получению определенных дивидендов. 

У западных партнеров дальше слов дело не идет. А вот реакция Москвы может оказаться уже другой. Возможно, Николу Пашиняну не хватило банального политического опыта и интуиции. Он просто не почувствовал, где проходят те красные линии, которые нельзя пересекать и которые уже не получится отыграть назад. В Кремле вряд ли простят личный выпад против Владимира Путина.

 

Отсчет до ответного хода

Москва пока не приступила к рихтовке политического поля в Армении в полную силу. Нет и экономического давления на Ереван - несколько застрявших на КПП «Верхний Ларс» фур с армянским бренди не более чем предупреждение. Настоящее давление начнется, когда Кремль объявит, что отныне Армении придется покупать нефть и газ по мировым ценам. Плюс к этому в арсенале Москвы меры воздействия на железной дороге, в сфере энергетики… На таком фоне у антипашиняновской оппозиции будет куда больше шансов на успех. Не говоря о том, что пророссийских сил достаточно и в армии. Во время «шашлычной революции» исход уличного противостояния в пользу Пашиняна решили бойцы армянской миротворческой бригады, которые присоединились к его сторонникам. А если сегодня армейские части присоединятся к его противникам? Пашинян уже пережил одну попытку военного переворота. Но это было слишком уж карикатурное действо. А если военный переворот начнется всерьез - на Баграмяна, 26?

Так что главные события на российско-армянском треке еще впереди.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

99


Актуально