Автор: НУРАНИ
Слова «Франция» и «Армения» в политической хронике Южного Кавказа все чаще стоят рядом. Вот и теперь Никол Пашинян, премьер-министр Армении, отправился в столицу Франции - на Парижский форум мира. Не сказать, что событие эпохальное, но глава правительства Армении использует любой шанс, чтобы показать свое верноподданничество. Несмотря на название форума, вопросы модератора к Пашиняну, как и ответы последнего, отнюдь не отражали приверженность мирной повестке. Свой визит Пашинян обозначил как минимум небезынтересные процессы между Францией и Арменией.
Вообще у Еревана и Парижа «особые отношения» были и в советские годы, когда гражданам Армянской ССР как бы разрешалось общаться с соотечественниками за рубежом. Полумиллионная активная и хорошо интегрированная во французское общество армянская община эти «особые отношения» цементировала достаточно надежно. После восстановления независимости Армения даже стала членом Франкофонии, хотя никогда не была колонией Франции или частью ее сферы интересов.
Теперь эти традиционные связи получили уже другое и причем весьма тревожное прочтение.
Флирт в стиле милитари
Возможно, политический процесс между Парижем и Ереваном имеет смысл разделить на составляющие. Премьер-министр Армении Никол Пашинян смертельно обижен на Москву, которая не помогла ему выиграть вторую войну в Карабахе, хотя там находились российские миротворцы, и допустила разгром незаконной хунты в сентябре нынешнего года. Кроме того, Москва не отреагировала (и не продавила реакцию со стороны ОДКБ) на «вторжение Азербайджана на суверенную территорию Армении» и даже не отгружает Еревану уже обещанное оружие. Впрочем, считают эксперты, здесь вряд ли корректно говорить о «предательстве» России, которая выполняла и выполняет все свои союзнические обязательства перед Арменией. Во время 44-дневной войны и в сентябре 2023 года боевые действия шли за пределами Армении и, соответственно, вне зоны ответственности ОДКБ и двусторонних договоренностей между Москвой и Ереваном. Не было и никакого «вторжения на суверенную территорию». Граница между Азербайджаном и Арменией еще не уточнена - причем не уточнена в пользу Армении. А первый опыт делимитации границы при российском посредничестве принес Азербайджану пахотные земли, стратегические высоты, дорогу Мегри-Ереван и даже ветряную электростанцию. В Москве, по совершенно понятным причинам, хорошо читают карты Генштаба СССР, где границы республик указаны наиболее точно. Знают, что при неделимитированной границе говорить о «вторжении», когда речь идет о высотах и ущельях, заведомо некорректно. И менее всего горят желанием навредить своему имиджу ради территориальных аппетитов Армении.
В связи с санкциями и войной у России нет возможностей оказывать Армении военно-политическую поддержку в тех масштабах, что в девяностые. И это заставляет Ереван искать на международной арене новых союзников, а точнее покровителей, и желательно из числа западных держав.
Воспользоваться обидой Еревана на Москву и увести у России ее некогда любимый форпост пытаются многие западные страны - от США до Литвы. Но Франция готова пойти дальше других. Париж уже обещает Еревану радары ПВО, зенитно-ракетные комплексы «Мистраль», помощь в подготовке армянских военных и т.д., и т.п. Макрону на фоне всех свалившихся (не без его помощи) неприятностей - социальных проблем, акций протеста «желтых жилетов», серии геополитических провалов в Африке - очень нужны голоса французских этнических армян. Но не только.
Наполеоновские планы с армянским акцентом
Напомним, что нынешний хозяин Елисейского дворца Эмманюэль Макрон уже несколько лет пытается вернуть Франции былое величие. Но осуществить это на практике никак не получается. В реальности Франция терпит одно геополитическое поражение за другим - и в Африке дела идут хуже некуда, и у побережья Ливии ничего хорошего не получилось, и в Тихом океане Париж бесцеремонно выводят из игры американцы, британцы и австралийцы… Армения в этих условиях представлялась и представляется перспективным прокси. Она расположена в весьма чувствительной точке, имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям и такую страну легко использовать в качестве инструмента давления на Азербайджан, Турцию, Грузию и Иран. Более того, если Парижу удастся увести в западный лагерь страну - член ОДКБ, французская дипломатия эффектно щелкнет по носу союзников. Не говоря уже о том, что при фиаско своего влияния в Африке Париж остро нуждается в прецеденте, где бы его сфера интересов не сокращалась, а росла. То есть Франция и Армения «нашли друг друга» со всеми вытекающими. Но каковы шансы и перспективы этого союза?
«Учите матчасть!»
Популярный совет-приказ среди «людей в погонах»: «Учите матчасть!» как нельзя лучше подходит для оценки перспектив армяно-французского военного сотрудничества. Теоретически все прекрасно: Париж приобретает союзника, Ереван находит покровителя из числа западных держав. А на деле…
Обещанные Армении радары и комплексы ПВО, по убеждению многих военных специалистов, вряд ли способны коренным образом изменить баланс сил на Южном Кавказе. К тому же, утверждают эксперты, эти радары давно устарели и не очень эффективны в условиях горного рельефа. Одним словом: «На, Боже, что нам негоже». Чтобы вернуть армянскую армию в состояние, в котором она находилась до 27 сентября 2020 года, нужно оружие на несколько миллиардов долларов. А Франция даже теоретически не может делать такие подарки. Ее военные возможности далеко не безграничны. Иначе она не теряла бы свои колонии в Африке по принципу домино. Вместе с тем в Париже не могут не замечать, что Пашинян не пересмотрел и не отменил ни одного решения и соглашения о сотрудничестве с Москвой. Армения не намерена выходить из ОДКБ и ЕАЭС, ее границы с Ираном и Турцией по-прежнему охраняют российские пограничники, они же дежурят на КПП в международных аэропортах. Под контролем Москвы железные дороги, сотовая связь, электрические и газовые сети… Говорить в такой ситуации о превращении Армении в союзника Франции по меньшей мере глупо. Скорее можно говорить о жестах. И их оказалось достаточно, чтобы обнулить отношения между Парижем и Баку. Но удалось ли в результате чего-то добиться в Ереване - большой вопрос. Естественно, французская сторона осторожничает. При всей любви к Армении здесь не хотели бы, чтобы Ереван, получив современное и эффективное оружие, затем устремился обратно в объятия Москвы. Тем более что в 2013 году в политике Армении уже был похожий «полицейский разворот». Тогда, правда, речь шла не об оружии. Но, похоже, хрестоматийное «сердце красавицы склонно к измене» продолжает оставаться неофициальным гимном внешней политики Армении. И надо заметить, что Москва еще по-настоящему не давила на Ереван.
Как показывают последние события, в Армении уже демонстрируют разочарование: от Парижа ожидали большего, чем старые радары.
«Урановая бомба» под французские планы
Сейчас у Франции появился еще один серьезный повод, чтобы осторожничать. Визит Эмманюэля Макрона в Центральную Азию наделал немало шума. Этот регион еще недавно считался безраздельной вотчиной России. А сегодня здесь уже кипят нешуточные геополитические страсти. Для Макрона этот визит имеет особую важность. Его страна не просто не хочет опоздать к разделу пирога. После переворота в Нигере, откуда спешно выводятся французские войска, Париж лишился и доступа к урановым рудникам. А без урана не станут работать французские АЭС. Что особенно ощутимо теперь, когда на европейский рынок более не поступают ни российский газ, ни электроэнергия с атомных электростанций Украины. Договориться о поставках урана в Казахстане как бы удалось. Но, во-первых, его до Франции надо еще довезти. Урановую руду по воздуху не доставляют - по крайней мере в цивилизованном мире. По территории России из-за войны в Украине транзит по понятным причинам тоже невозможен. И Китай вряд ли даст на такое согласие. А значит, надо будет договариваться с Азербайджаном. И крепко подумать о прежних жестах, адресованных Еревану.
Все эти реалии обуславливают вероятность прекращения флирта между Арменией и Францией уже в ближайшее время. Пусть и без громких деклараций.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: