Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
Встреча президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина на полях саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) оставила в тени результаты саммита. И не только. Она отодвинула на второй план даже такие актуальные темы международной повестки дня, как конфликт в Украине и война на Ближнем Востоке.
Битва титанов
И в этом нет ничего удивительного, поскольку речь идет о двух глобальных игроках, чьи взаимоотношения существенным образом влияют на ход политических и экономических процессов в различных уголках планеты. Общая доля США и Китая в мировом ВВП составляет почти 40%, из которых на США приходится 24,41%, а на Китай - 15%. Показатели двусторонней торговли по итогам 2022 года превысили $750 млрд - абсолютный рекорд. Поэтому любое резкое ухудшение отношений между ними может иметь катастрофические последствия для мировой экономики, не говоря уже о негативе в глобальной политике.
В обеих столицах понимают истинную цену этого противостояния. Поэтому на протяжении последних месяцев стороны старались договориться по ключевым направлениям взаимодействия. Из-за наличия больших проблем во взаимоотношениях подготовка к встрече на высшем уровне заняла довольно много времени. Она сопровождалась переговорами глав внешнеполитических ведомств двух стран в июне в Пекине и в ноябре в Вашингтоне, а также визитами многочисленных делегаций в промежутке.
После более чем четырехчасовых переговоров в историческом поместье на холмах к югу от Сан-Франциско лидеры двух стран, как сообщают основные таблоиды, договорились о сотрудничестве и продолжении диалога. Байден даже сказал, что он и Си согласились, иметь возможность брать трубку и разговаривать друг с другом когда захотят.
Си Цзиньпин тоже высоко оценил результаты встречи. В своем обращении к бизнес-лидерам США он заявил, что «у наших корпораций достаточно места, и мы полностью способны помочь друг другу добиться успеха и достичь взаимовыгодных результатов». Правда, все это еще не значит, что встреча на высшем уровне способна изменить траекторию двусторонних отношений.
«Диктатор», но партнер
Байден по-прежнему сохраняет жесткую риторику относительно политики Китая перед американской общественностью. Тем более что в предвыборный год ему необходимо продемонстрировать свое превосходство над основным стратегическим противником и показать, что хоть диалог и продолжается, но не на равных, а с позиции сильного.
Выступая на пресс-конференции после многочасовых переговоров, Байден заявил, что он не уклонялся от жесткого тона при общении со своим китайским коллегой. И вновь использовал слово «диктатор» для характеристики высокого китайского гостя.
«Я знаю этого человека. Я знаю его образ действий», - сказал президент США. И пояснил: «Он диктатор в том смысле, что он - он человек, который управляет страной, которая… это коммунистическая страна, основанная на форме правления, совершенно отличной от нашей».
Могло это понравиться Си Цзиньпину? Ответ, как говорится, находится на поверхности. В первый раз, когда Байден назвал его «диктатором», между странами разразился настоящий дипломатический скандал.
На этот раз скандала удалось избежать. В результате переговоров было достигнуто несколько соглашений, которые могут привнести элемент стабильности в непростые отношения двух стран. Поэтому на этот раз в Китае решили не педалировать обострение отношений.
Наблюдатели отмечают, что встреча Си Цзиньпина с Байденом спустя шесть лет после последнего визита китайского лидера в США была сдержаннее, чем с Трампом. Она носила подчеркнуто деловой характер и не ставила задачу улучшить эмоциональную составляющую двусторонних отношений.
В апреле 2017 года Трамп приветствовал Си Цзиньпина в своей резиденции Мар-а-Лаго во Флориде менее чем через три месяца после вступления в должность. Сам саммит был наполнен эмоциональными смыслами и теплыми моментами. Внуки Трампа пели популярную китайскую народную песню «Цветок жасмина» и декламировали классическую китайскую поэзию, чтобы Си Цзиньпин и первая леди Пэн Лиюань «чувствовали себя как дома».
Настроение же на встрече Си Цзиньпина с Байденом, проходившей не в частной резиденции президента США, было более деловым и напряженным. Обстановка была гораздо менее раскованной, поскольку главы стран обсуждали широкий спектр сложных вопросов - от характера двусторонних отношений до Тайваня и конфликтов в Украине и секторе Газа.
Все же осторожный оптимизм по итогам переговоров лидеров двух супердержав позволяет полагать, что масштабной конфронтации между ними в обозримом будущем не будет.
От Тайваня до панд
Главной среди договоренностей является соглашение о возобновлении диалога между военными на высоком уровне. Эти коммуникации были приостановлены в прошлом году после скандального визита бывшего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань. И Байден выразил удовлетворение достигнутым консенсусом в данном вопросе.
Другое существенное соглашение между Байденом и Си касается фентанила - синтетического опиоида, от которого ежегодно умирают десятки тысяч американцев. В 2019 году Китай запретил экспорт фентанила, но производители нелегальных наркотиков адаптировались. И сейчас большая часть ингредиентов - прекурсоров препарата поступает из Китая. Новая договоренность будет способствовать усилению суровых мер в отношении компаний, продающих прекурсоры и прессы для таблеток.
Президент Байден сообщил также, что он и Си условились начать диалог по вопросам управления искусственным интеллектом. Пекин решил пригласить 50 тыс. молодых американцев в Китай по программам обмена и обучения в течение следующих пяти лет.
Следует подчеркнуть, что оба лидера разделяют желание избежать прямого военного столкновения, однако проблема Тайваня продолжает оставаться наиболее острой в двусторонних отношениях. По словам высокопоставленного представителя США, об этом говорил и Си Цзиньпин. Он особо отметил, что Тайвань является «самой большой» и «наиболее потенциально опасной» проблемой, стоящей между ними.
Кроме того, в Пекине сообщают о желании Байдена и Си создать «механизмы диалога» о внешней политике и безопасности судоходства, а также увеличить количество авиарейсов.
Хотя визит Си не изменил траекторию двусторонних отношений между США и Китаем, но по крайней мере развеял опасения по поводу судьбы китайских панд. Выступая на ужине в Сан-Франциско, Си Цзиньпин заявил, что принял к сведению тот факт, что некоторые американцы не хотят, чтобы китайские панды покидали территорию США, - перед этим три из них были отправлены обратно на родину.
Китай - единственная страна, где обитают дикие панды, и она в качестве жеста доброй воли предоставляет или сдает их в аренду зоопаркам по всему миру. «Мы готовы продолжить сотрудничество с США в области сохранения панд и сделать все возможное, чтобы удовлетворить пожелания калифорнийцев, чтобы углубить дружеские связи между нашими народами», - заявил он под громкие аплодисменты.
От глобальной проблематики до взаимного бизнеса
Байден и Си признали, что на них лежит ответственность должным образом управлять своими отношениями. При этом Си подчеркнул, что «планета Земля достаточно велика, чтобы обе страны могли преуспеть, а успех одной из них открывает возможности для другой».
Одним из тестов на эффективность двусторонних договоренностей может стать участие обеих стран в ближневосточном кризисе. По словам американских чиновников, Байден попросил Пекин призвать Иран принять активные меры по деэскалации ситуации, поскольку война между Израилем и ХАМАС затягивается. В ответ Пекин заявил, что говорил с Тегераном о потенциальных рисках в регионе.
Война между Россией и Украиной также продолжает оставаться предметом двусторонних переговоров на высоком уровне. В Сан-Франциско Байден призвал Си продолжать отказываться от военной поддержки Москвы.
После прошлогодней встречи двух лидеров в Индонезии многое изменилось. В США начинается сезон выборов, и тема Китая является одной из самых обсуждаемых во внутриполитическом дискурсе. Согласно недавнему опросу Чикагского совета по глобальным делам, почти 60% американцев считают стремительное развитие Китая угрозой для США.
По всей видимости, Си надеялся использовать этот визит в качестве возможности послать месседж лидерам американского бизнеса.
Однако сегодня американо-китайские отношения отошли от той фазы, когда двусторонняя торговля и инвестиции считались «стабилизатором». Эта структурная проблема в двусторонних отношениях, проблема оптимизации торгово-экономических связей между странами остается по-прежнему неизменной и нерешенной.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: