Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Очередные парламентские выборы в Исламской Республике Пакистан пройдут 8 февраля 2024 года. Такое решение было принято по итогам встречи членов избирательной комиссии Пакистана с президентом Арифом Алви. Хотя согласно предыдущему решению выборы должны были состояться 11 февраля.
Поскольку в Пакистане действует парламентская система правления, эти выборы считаются главным событием в политической жизни страны. Значимость их усиливает и тот факт, что кандидаты в члены правительства и на пост премьер-министра выдвигаются от партии, обеспечившей парламентское большинство. Следует заметить, что за 76 лет существования этого исламского государства ни один премьер-министр так и не смог завершить положенный по закону пятилетний срок правления. Причина - либо военный переворот, либо политический кризис, что приводило к отставке с поста.
В течение почти тридцати лет страной правили военные. Несмотря на это, считается, что в Пакистане самая надежная избирательная и независимая судебная система в мусульманском мире. Это было еще раз подтверждено в ходе судебных разбирательств последних двух лет с участием бывшего премьер-министра страны Имрана Хана.
150 исков против Хана
По постановлению пакистанского суда разбирательство в тюрьме возбужденных дел против арестованных Имрана Хана и министра иностранных дел страны Махмуда Курейши считается незаконным. Судебное заседание с участием бывшего премьера должно проводиться открыто. В целом против него выдвинуто около 150 обвинений.
Из-за возбужденных против экс-премьера уголовных дел пакистанские законы не позволяют ему участвовать в февральских выборах. Поэтому главой его партии был временно избран новый человек - адвокат Гохар Али Хан, чья кандидатура была рекомендована самим Имраном Ханом. В результате Гохар Али Хан победил на выборах председателя партии «Техрик-и-Инсаф» (PTI - «Движение за справедливость») без всякого сопротивления. При этом он заявил, что уйдет с этого поста сразу же после отмены приговора экс-министру. Таким образом, на выборах 8 февраля партию PTI, основанную Имраном Ханом в 1996 году, впервые представит другой человек.
PTI, до этого возглавляемая бывшим чемпионом Пакистана по крикету Имраном Ханом, стала победителем парламентских выборов в 2018 году, получив 149 мест, или 31,82% голосов избирателей. В соответствии с пакистанским законодательством это позволяло Хану сформировать правительство и возглавлять его в течение пяти лет. Однако, как и его предшественники, Хан не смог удержаться на посту премьер-министра до окончания пятилетнего срока и подал в отставку через четыре года.
В 2022 году оппозиционная коалиция, выступающая против него, потребовала вынесения вотума недоверия премьер-министру. И 10 апреля того же года в результате парламентского голосования Хан лишился своего поста - против него проголосовали 174 депутата. Позже суд отменил решение Хана о роспуске парламента. После этого премьер-министром страны стал председатель Пакистанской мусульманской лиги (PML) Шахбаз Шариф - брат бывшего экс-премьера Наваза Шарифа. Однако в августе этого года парламент вновь был распущен, а врио премьер-министра до следующих выборов был избран Анварул Хак Кака.
5 августа 2023 года Имрану Хану было предъявлено обвинение в коррупции, а 19-го он был арестован. Приговор суда - три года лишения свободы. 30 августа Хану было предъявлено еще одно обвинение - «разглашение государственной тай-ны», а решение об отсрочке приговора было отменено.
Жертва геополитической конкуренции?
В настоящее время Федеральным агентством расследований (ФАР) Имран Хан обвиняется в нарушении закона о государственной тайне 1923 года путем «использования дипломатического кода МИД в политических целях». Так, действующий в США новостной сайт The Intercept опубликовал стенограмму состоявшейся 7 марта 2022 года встречи бывшего посла Пакистана в Вашингтоне Асада Маджида Хана с чиновником Госдепартамента. В документе официальный Вашингтон выразил недовольство нейтралитетом премьер-министра Имрана Хана в российско-украинской войне. В статье также утверждается, что участвовавший во встрече заместитель госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Дональд Лу заявил, что отношения между двумя странами могут улучшиться, если Имрану Хану будет объявлен импичмент.
Незадолго до этого, 22 февраля, буквально за день до российско-украинской войны, Имран Хан посетил Москву, где встретился с президентом России и обсудил с ним вопрос закупки зерна. Итогом российско-пакистанской встречи в верхах стали обоюдные дружеские послания глав двух государств.
Вашингтон, а также политические силы и армейское командование Пакистана опровергли эти обвинения. Тогда же ФАР и возбудило против Имрана Хана уголовное дело за разглашение секретных документов.
Между тем, по мнению ряда экспертов, давление на Хана связано с его соперничеством с армией. Охлаждение отношений между Ханом и США, а также его сближение с Китаем и Россией вызвали недовольство ряда политических сил в Пакистане, в том числе армейского командования. Как известно, именно армия Пакистана является защитницей политического курса страны, а многие пакистанские военные командиры известны своей близостью к США. В этом контексте события вокруг Имрана Хана расцениваются как одно из последствий глобальной политической конкуренции. Ведь до этого бывший премьер-министр стойко отражал серьезные нападки на себя и свое окружение, имел мощную поддержку в судебной системе и государственном бюрократическом аппарате страны.
В этом смысле намечающиеся февральские выборы могут стать значимым событием в истории страны. Речь идет не только о политической судьбе Имрана Хана, но и о будущем политического курса Пакистана.
Ожидания от предстоящих выборов
По закону парламентские выборы в стране должны быть проведены в течение 90 дней с момента роспуска парламента. Однако после проведенной переписи населения этот срок пришлось продлить, а выборы перенести на февраль.
Несмотря на многочисленность партий в Пакистане, по итогам последних выборов на достаточное количество голосов в основном претендуют три из них. Если не будет политических сюрпризов, то главными претендентами на победу на выборах 8 февраля станут «Движение за справедливость» Имрана Хана, Пакистанская мусульманская лига во главе с Навазом Шарифом и Пакистанская народная партия (PPP), возглавляемая бывшим главой МИД страны и сыном экс-премьер-министра Беназир Бхутто - Билавалом Бхутто Зардари.
Среди тех, кто не может возглавить свою партию из-за судебных обвинений, числится еще один бывший премьер-министр - Наваз Шариф. Он обвиняется в коррупции. Однако в силу оправдательного приговора суда возможности участия его в выборах возрастают.
Напомним, что на парламентских выборах 2018 года партия Имрана Хана получила 31,82% (149 мест), PML - 24,35% (82), а PPP - 13,03% (54) голосов избирателей. Остальные голоса, отданные еще почти десяти партиям, малы и не имеют решающего значения.
Парламент Пакистана состоит из 336 депутатов. 266 из них избираются на выборах по одномандатным округам, 60 мест зарезервированы для женщин и распределяются пропорционально между победившими на выборах партиями, а оставшиеся десять отведены национальным меньшинствам. По состоянию на 25 июля 2023 года благодаря стремительно растущему населению в Пакистане насчитывается 127 млн избирателей, около половины которых (58,5 млн) - женщины.
Вместо послесловия
Выборы в Пакистане будут означать не только победу какой-то конкретной партии и формирование правительства. Они также станут важной вехой в контексте набирающего обороты в последние несколько лет китайско-американского противоборства. Несмотря на давление армии, успех Имрана Хана может привести к новым качественным изменениям в Пакистане.
Конечно, многое зависит и от того, насколько терпимы к нему будут оппоненты. Вместе с тем следует учесть, что отстранение Имрана Хана от власти под политическим давлением, а также попытки его физического устранения и ареста на митинге привели к росту его рейтинга в стране.
Напомним, что после убийства Беназир Бхутто в 2007 году ее партия добилась значительных успехов на выборах, а ее муж Асиф Али Зардари был избран президентом Пакистана. В этом смысле шансы Имрана Хана на выборах действительно возросли. Однако у Хана все еще есть очень сильные противники в государственном аппарате и армии, что не снижает определенные риски для него.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: