Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Международное со-общество лихорадочно ищет способы выбраться из климатического кризиса. Конференция ООН, известная как COP28, собрала в ОАЭ более 100 тыс. представителей правительств, корпораций и всех слоев общества из почти 200 стран, благодаря чему мероприятие стало крупнейшим в истории ООН. Главными темами были подведение первых итогов Парижского соглашения 2015 года, денежная компенсация бедным странам и вопрос, что делать с главным виновником погодных потрясений последних лет - производством и сжиганием ископаемого топлива для получения энергии. Есть два варианта - либо поэтапно и насовсем искоренить эту нефтегазовую зависимость человечества, либо же действовать мягче - путем внедрения бескарбонных технологий, которые могут устранить выбросы.
Климат «дает жару»
На Конференции ООН СОР21 в 2015 году в Париже все страны мира договорились ограничить повышение температуры на планете относительно доиндустриального уровня до 2°С, а в идеале не допустить и 1,5°С. Спустя почти десятилетие становится понятно, что достичь целей Парижского соглашения все труднее. Несмотря на то, что ветряная и солнечная энергетика вводится в строй ударными темпами, потребление нефти и газа в мире также продолжает расти.
Земля уже примерно на 1,1-1,2°С теплее, чем была до индустриальной революции, и к концу века должна стать еще теплее на 2,4°С. Международная группа ученых Global Carbon Project предупреждает, что если ничего не изменить, намеченный Парижским соглашением потолок в 1,5°C будет «неизбежно» превышен примерно через семь лет. Поэтому, как отмечается, чтобы сократить выбросы парниковых газов на 43% к 2030 году и на 60% к 2035-му по сравнению с уровнем 2019 года и достичь чистого нулевого баланса выбросов CO2 к 2050 году, необходимо действовать более решительно. Все страны должны подготовить скорректированные национальные планы борьбы с выбросами.
Организация «Программа ООН по изменению климата» также заявила, что действия в защиту климата не терпят промедления. По подсчетам специалистов, в мире 3,3 млрд человек уязвимы к последствиям изменения климата. Согласно оценке ВОЗ, каждая четвертая смерть в мире происходит по предотвратимым экологическим причинам, каждые четыре секунды в мире из-за этого умирает один человек. И это больше, чем в пандемию коронавируса. Загрязнение воздуха, воды и почв, воздействие химических веществ, изменение климата и ультрафиолетовое излучение убивают людей по всей планете. Климат действительно, что называется, «дает жару». 2023 год признан самым жарким в истории наблюдений, а в общем рейтинге самых «горячих» последние 9 лет занимают первые девять строк. По мнению экспертов, это явление продлится и в следующем году, а значит, 2024 год тоже может стать аномально жарким.
«Климатические скептики»
Надо отметить, что есть и иная точка зрения, которая опирается на расхождение в таких терминах, как «глобальное потепление» и «изменение климата». То есть утверждается, что изменение климата вызывает не глобальное потепление, оно является лишь составляющей климатических изменений. А происходит это вследствие природных процессов циклического характера. Тех, кто придерживается данной точки зрения, уже прозвали «климатическими скептиками», и их довольно много. К ним, к примеру, относится известный швейцарский эксперт Вернер Мунтер, специалист в области изучения снега и лавин. Он указывает на то, что в общем объеме CO2 в составе атмосферы только 5% носят антропогенный характер, то есть являются результатом человеческой деятельности. Вулканы, например, выбрасывают в атмосферу намного больше углекислого газа, особенно такого уровня, каким было извержение исландского Эйяфьятлайокудля. Это мнение подтверждают и чисто эмпирические данные - погодные условия становятся все более экстремальными. Причем не только засухи, но и потопы, не только экстремальная жара, но и суперхолода. Так, в начале декабря жители Западной Европы и Британии уже успели пережить мощнейший снегопад, столбики термометра опустились ниже отметки -12°C, выпало более 40 см снега. Это привело к многокилометровым заторам на дорогах, задержке рейсов и отключению электроэнергии.
Кто сможет отказаться?
Большинство экспертов все же настаивают на том, что главную негативную роль играют именно CO2 и, следовательно, используемое человечеством ископаемое топливо. Генсек ООН Антониу Гутерриш 30 ноября, в день открытия СОР28, призвал незамедлительно отказаться от него. Посланник Вашингтона по вопросам климата Джон Керри высказался в том же духе - США поддерживают поэтапный отказ от ископаемого топлива. Директор Международной климатической инициативы Института мировых ресурсов Дэвид Васкоу подчеркнул, что «без четкого мандата на отход от глобальной зависимости от нефти, газа и угля у СОР28 не будет окончательного результата».
Вопрос, однако, по-прежнему заключается в том, должны ли все страны мира стараться одинаково или некоторые страны должны стараться больше других, и кто и как все это будет регулировать? Один из главных поставщиков углекислого газа на планете Китай считает, что западные страны несут главную ответственность за изменение климата. В течение многих лет они были сосредоточены на своем индустриальном развитии, жадно потребляли энергию, фактически не заботясь об окружающей среде, а сейчас вот озаботились «зеленой» повесткой. Но при этом «пренебрегают своим моральным долгом и юридическим обязательством выплачивать компенсацию пострадавшим развивающимся странам и принуждают их принять иррациональные планы сокращения выбросов». На прошлом COP27 в Египте вроде была достигнута договоренность учредить компенсационный фонд, но детали оказались непроработанными. Между тем одним из крупнейших источников выбросов CO2 на протяжении десятилетий остаются США. Примечательно, что на фоне развития «зеленых» технологий американская нефтегазовая промышленность довольно неплохо себя чувствует. Более того, британские власти взяли курс на разработку новых нефтегазовых месторождений в Северном море в условиях энергетического кризиса в Европе. Как отметил глава правительства Великобритании Риши Сунак, даже когда Соединенное королевство достигнет углеродной нейтральности к 2050 году, четверть энергетических потребностей будет удовлетворяться за счет нефти и газа. Германия и Австрия же вернут к работе угольные ТЭЦ. И этот список можно продолжать.
Технологии нас спасут?
На COP28 образовалась серьезная коалиция сторонников традиционного топлива - 2456 делегатов, что почти в четыре раза превышает их участие в COP27. Министр промышленности и передовых технологий ОАЭ, председатель конференции Султан бен Ахмед аль-Джабер так и заявил: «Нет каких-либо научных данных или сценариев, которые говорили бы о том, что поэтапный отказ от ископаемого топлива поможет достичь цели в 1,5 градуса. Покажите мне план поэтапного отказа от ископаемого топлива, который позволит обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, если только вы не хотите вернуть мир обратно в пещеры». При этом он все же назвал неизбежным сокращение использования ископаемого топлива.
В свою очередь руководители крупных энергетических компаний пытаются доказать экологическую эффективность предпринимаемых ими мер, направленных в основном на сокращение выбросов метана и других парниковых газов. Понятно, что и для такого выхода из ситуации нужны существенные инвестиции - серьезная модернизация и эти решения требуют немалых денег. Но другие варианты вроде отсутствуют и поэтому человечество, скорее всего, пойдет именно этим путем. Если сумеет, конечно, не только договориться, но и как-то придерживаться своих решений.
Политика и конспирология против климата
Очевидно, что выработке консенсуса по климату мешает политика, и прежде всего война в Украине и эскалация палестино-израильского конфликта. Все это разделило и без того разделенный мир и серьезно отвлекает людей от «зеленой» повестки - они больше озабочены падением уровня жизни, инфляцией, проблемами с миграцией. Порой пугают простых обывателей и так называемые средства борьбы с потеплением климата. С одной стороны, да, цель праведная - спасти миллиарды людей от губительных последствий засух, наводнений, снегопадов и прочих бедствий. С другой - все чаще в информационном пространстве звучат мысли, что для достижения углеродной нейтральности людям надо отказаться не только от сжигания любого органического топлива (CO2), но и от той деятельности, которая своим побочным эффектом имеет выработку метана (СН4). А ведь это предприятия сельского хозяйства. Это значит, что людям нужно будет реже пользоваться транспортом, реже включать отопление и кондиционеры, реже и меньше употреблять в пищу красное мясо, да и вообще, может, меньше есть. Именно на этой почве и процветают различные конспирологические теории.
Саммит COP29 доверен Азербайджану
Таким образом, год от года, и даже с каждым месяцем, международная климатическая повестка становится все более насыщенной, актуальной и сложной. И то, что на этом фоне именно Баку доверено проведение 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, говорит о многом. Ведь председательство на климатическом саммите ООН обуславливает огромное влияние на ее повестку дня и результаты.
Безусловно, то, что именно Азербайджан примет столь масштабный и важный для всей планеты саммит, является показателем социально-экономического развития республики и ее общественно-политической стабильности. Надо отметить, что у Баку уже накоплен солидный опыт в проведении международных мероприятий высокого уровня, а также существует необходимая для этого инфраструктура. Достаточно хотя бы упомянуть, что последние четыре года Азербайджан успешно председательствовал в Движении неприсоединения, которое является крупнейшей международной организацией после ООН, а также провел множество международных конференций и встреч на высшем уровне. Нет никаких сомнений и в том, что все плюсы от проведения COP29 Баку сможет капитализировать себе на пользу. Речь не только о глобальном внимании к стране, о пользе для туризма и мобилизации усилий по борьбе с изменениями климата и последствиями этого процесса. Для Азербайджана эти цели являются очень важными, особенно в том, что, например, касается управления водными ресурсами. Самый существенный момент, что Президент Азербайджана объявил освобожденные земли зоной «зеленой» энергии, а к 2050 году планируется превратить эти территории в зону «чистых нулевых выбросов». Это важный показатель истинных намерений страны - превратить оккупированную ранее и запущенную территорию в процветающую и экологически чистую для пользы всего региона.
В целом Баку ставит перед собой амбициозные и вполне осуществимые задачи, поскольку в Азербайджане есть все условия для развития «зеленой» энергетики. Уже построены и идут дальнейшее строительство солнечных и ветряных электростанций, создание мощностей для производства и экспорта «зеленой» энергии, водорода, «зеленого» аммиака. Как отметил министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Мухтар Бабаев на пленарном заседании заключительной сессии СОР28, «Азербайджан осознает важность скоординированного глобального реагирования на изменение климата». «Вызовы, с которыми мы сталкиваемся, требуют коллективных действий и приверженности общим согласованным целям и стремлениям. Азербайджан осознает важность совместных усилий по борьбе с изменением климата. Сильная политическая воля, продемонстрированная Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым, и поддержка номинации Азербайджана другими государствами - членами Восточноевропейской группы на проведение COP29 сыграли решающую роль в сегодняшнем успехе», - подчеркнул министр.
И это действительно будет очень символично и показательно, когда Азербайджан, чья история неразрывно связана с добычей нефти, станет примером успешного развития в стране «зеленых» технологий.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: