Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
Вторая годовщина войны в Украине стала поводом для переоценки своего стратегического положения двух наиболее крупных соседей этой страны - Польши и Румынии. Ведь они в последние годы превратились в передовые рубежи НАТО на востоке Европы.
Именно из этих стран ведется снабжение Украины всеми необходимыми военными средствами для поддержания боеспособности украинской армии. Именно через территории этих стран осуществляется значительная часть экспортно-импортных операций Украины.
Но, помогая ей, Варшава и Бухарест не забывают и о себе, считая, что в любой момент их военно-стратегическое положение может оказаться критическим. Ведь будучи пограничными натовскими странами, Польша и Румыния прямо или опосредованно соприкасаются с Россией или ее союзником Беларусью, обе страны граничат с воюющей Украиной. А это диктует необходимость быть постоянно начеку.
Польша как передовой фланг НАТО в Восточной Балтике
В конце января Польша, Германия и Нидерланды подписали декларацию о намерениях создать военный коридор, получивший название «военный Шенген». Она направлена на сокращение бюрократической волокиты, препятствующей быстрому трансграничному передвижению войск и вооружений по одному из основных коридоров от Северного моря к восточному флангу НАТО. Идея «военных коридоров», или «военного Шенгена», направлена на устранение путаницы с правилами, которые ограничивают обмен и перемещение военной техники не только между странами Европы, но даже и регионами в пределах этих стран. Для польской армии это создает дополнительное преимущество в случае, если она вступит в войну.
В настоящее время численность польских вооруженных сил составляет более 200 тыс. человек. Это на 105 тыс. больше, чем десять лет назад. При этом предусматривается, что до 2026 года это число увеличится еще на 100 тыс., что позволит Польше стать крупнейшей сухопутной армией НАТО в Европе.
Планируется также создать арсенал из 1600 боевых танков. Это больше, чем у Великобритании, Франции, Германии, Испании и Италии, вместе взятых. Согласно прогнозам, в этом году расходы на оборону вырастут до 3% ВВП, а по некоторым расчетам могут превысить 4%, что станет самым высоким показателем в НАТО.
Основным партнером в реализации этих целей для Польши выступают США. В сентябре 2023 года Соединенные Штаты объявили о предоставлении Варшаве кредита в размере $2 млрд (8,7 млрд злотых) для модернизации армии путем закупки американского оборудования и услуг. Естественно, одновременно обеспечивая при этом гособоронзаказом собственные предприятия по выпуску военной техники.
Программа перевооружения Польши всерьез началась в конце 2018 года. У нее две главные цели. Первая - привязать к себе США как главного гаранта ее безопасности, удвоив расходы на оборону и заказав огромное количество передового американского оборудования. Это 366 танков M1 Abrams, 486 реактивных систем залпового огня HIMARS, не менее 32 боевых самолетов F-35.
Второй и более важный аспект - это создание самой крупной группировки сухопутных сил НАТО в Европе.
Примечательно, что в то время как Германия, Франция и ряд других европейских стран выступают за создание единой европейской армии, Польша демонстрирует скептическое отношение к этой идее. Она усматривает в этом желание еврограндов создать панъевропейские вооруженные силы, в которых доминировали бы их собственные интересы.
Для Польши важно стать передовым флангом НАТО в Восточной Балтике, что укрепит ее положение средней региональной европейской державы.
Румыния - балканский и черноморский рубеж НАТО
Примерно те же цели преследует и Румыния, но уже в своем регионе - на восточных Балканах и западном побережье Черного моря.
В последнее время при росте значения Румынии для НАТО, продиктованного ее пограничным положением по отношению к Украине, страна стала получать значительное количество передовых образцов вооружения. В их числе самоходные зенитные установки Gepard из Германии и зенитно-ракетный комплекс I-Hawk PIP из Нидерландов. Приобретены и два британских фрегата типа 22, которые были модернизированы перед поставкой в Румынию и вступили в строй в 2004/2005 году.
Помимо этого Румыния стремится также использовать свою оборонную промышленность для модернизации устаревшего оборудования, большая часть которого была произведена здесь же. Это экономически эффективное решение, поскольку способствует поддержанию местной промышленности. Румынская военная промышленность располагает существенным потенциалом для производства и модернизации воздушных, наземных и морских систем, а также условиями их дальнейшего развития для удовлетворения растущих потребностей национальной обороны.
При этом Соединенные Штаты рассматриваются в качестве основного военно-политического и военно-технического партнера Румынии.
Еще в 2017 году между США и Румынией был подписан военный контракт на $1,25 млрд, в который входили 54 пусковые установки M142 HIMARS, ракеты GMLRS и ATACMS, а также вспомогательное оборудование. Первые поставки были осуществлены в 2021 году. Другой крупный контракт с США на $3,9 млрд включал семь огневых установок PATRIOT Configuration 3+, а также ракеты. Относительно недавно в США было достигнуто соглашение на $300 млн на поставку Бухаресту двух систем береговой обороны, использующих военно-морскую ударную ракету Kongsberg.
Первым делом - самолеты
Отдельно был подписан контракт, который предусматривает модернизацию F-16 и логистическую поддержку существующего флота. Это лишь часть тех крупных программ, что были реализованы Румынией после событий 2014 года вокруг Украины. После начала российско-украинской войны действия в данном направлении приобрели более интенсивный характер.
Как известно, в настоящее время на вооружении румынских сухопутных войск находятся отечественные танки ТР-85 и старые советские танки Т-55, что явно не удовлетворяет потребности ВС Румынии. В качестве отправной точки в решении этой проблемы, по всей видимости, может стать приобретение танкового батальона M1 Abrams - это 54 танка.
Особую роль в совершенствовании системы противоракетной обороны Румынии играет развертывание в Девеселу американского комплекса Aegis Ashore, оснащенного батареями Patriot и подключенного в начале 2016 года к системе ПРО НАТО.
В 2023 году Бухарест усилил свою систему противовоздушной обороны двумя дополнительными батареями американских ракет Patriot, доведя их число до 4. А всего по программе в этой стране должно быть установлено 7 батарей Patriot.
В том же 2023 году начался процесс по самой дорогой закупке в истории вооруженных сил, предусматривающий приобретение истребителей F-16. Он будет осуществляться в два этапа. На первом будет получено 32, а затем, после заключения отдельного контракта - еще 17 истребителей.
Бухарест намерен потратить $6,5 млрд на закупку самолетов, двигателей, материально-техническое обеспечение, услуги по обучению пилотов и персонала, а также авиатренажеры. В их числе значатся и специальные боеприпасы класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». В апреле 2023 года Высший совет обороны страны решил, что Румыния в рамках межправительственной сделки приобретет у США многоцелевой боевой самолет-невидимку. Реализация всей программы займет период до 2030 года. Затем ВВС Румынии планируют поэтапно переходить на истребители F-35. Первая партия F-16 будет куплена у Норвегии, вторая - у Португалии. Жизненный ресурс норвежских F-16 ограничен максимум 10 годами, в то время как португальские самолеты находятся на среднем этапе эксплуатации. Ранее ВВС страны состояли главным образом из старых советских МиГ-21 LanceR.
Варшава и Бухарест ставят на Вашингтон
Что касается сухопутных войск, то поляки и румыны оснащают их схожей техникой. Так, они обсуждают совместное применение установок M142 HIMARS согласно программам по сотрудничеству вооруженных сил двух стран. Похожая ситуация и с системами Patriot. В конце июня 2023 года Госдепартамент США одобрил продажу Польше интегрированной системы боевого управления ПВО на сумму $15 млрд. То же касается и танков M1 Abrams, которые поступят на вооружение уже в текущем году.
Стороны неоднократно проводили двусторонние и многосторонние учения с целью отработки навыков владения современным американским оружием и координации действий военных подразделений.
К этому следует добавить, что Польша и Румыния участвуют в объединении «Бухарестская девятка» (B9), инициированном в 2014 году и включающем страны Восточной Европы. Встречи в рамках этого формата проводятся на разных уровнях (президенты, министры иностранных дел и обороны). Деятельность B9 сосредоточена на вопросах, связанных с угрозами восточному флангу НАТО, путях их смягчения и поиске возможностей сотрудничества между странами региона в этом контексте.
Польша поддерживает действующие в Румынии подразделения НАТО, задачей которых является укрепление безопасности восточного и южного флангов НАТО, а также всего Североатлантического альянса. Тем самым Польша и Румыния, становясь ключевыми странами в системе безопасности НАТО, повышают свою роль и значение в европейской политике, трансформируясь в средние региональные державы с усиливающейся геополитической капитализацией.
И Варшава, и Бухарест рассматривают США в качестве своего основного партнера и союзника в военной сфере. Однако в последнее время в этих странах стали с тревогой смотреть на возможность изменения позиции Соединенных Штатов относительно их оборонной концепции в Европе.
11 февраля экс-президент США, вероятный кандидат от Республиканской партии на предстоящих выборах Дональд Трамп заявил, что он одобрил бы потенциальные атаки России на членов НАТО, которые отказываются выделять 2% от ВВП на оборону. В ответ на это премьер-министр Польши Дональд Туск на встрече с французским президентом Эмманюэлем Макроном заявил, что «ЕС, Франция и Польша должны стать сильными странами, готовыми защищать свои границы, свою территорию, а также защищать и поддерживать союзников и друзей за пределами Европейского союза». И добавил, что слова Трампа стали «холодным душем для всех».
Фактически он высказался в поддержку усилий по формированию общеевропейской военной повестки. К этому призывают также Франция и Германия, ратующие за создание европейских вооруженных сил. Это, конечно, не значит, что Польша изменит свое отношение к сотрудничеству с США в военной области. Но явно свидетельствует, что для Варшавы возможность изменения военно-стратегических приоритетов в обозримой перспективе не исключается.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: