Автор: Таира ГАФАРОВА
Международный Дипломатический форум в Анталье подтверждает свой статус одной из самых перспективных и многообещающих дипломатических площадок. Влияние Турции в мире растет, и не замечать этого уже не получается. Более того, с началом украинской войны именно Анкара закрепила за собой роль важнейшего канала диалога между Западом и Россией.
Однако на Антальском форуме-2024 в центре внимания было другое. В курортную столицу Турции прибыл министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, который провел здесь переговоры с главой МИД Турции Хаканом Фиданом. В ходе встречи обсуждался процесс нормализации отношений между странами. Спецпредставитель Армении по урегулированию отношений с Турцией, вице-спикер армянского парламента Рубен Рубинян в интервью CNN Türk объявил о готовности Еревана к открытию границ и полной нормализации дипломатических отношений с Анкарой. При этом он добавил, что Армения ожидает проявления политической воли со стороны Турции. Но умолчал, готова ли к этому сама Армения.
«Блокада» пишем…
Сухопутная граница между Арменией и Турцией была закрыта в 1993 году по инициативе Анкары - в ответ на оккупацию Арменией Кяльбаджарского района Азербайджана. Надо отметить, что Турция была первой страной, признавшей новые независимые государства после распада СССР. Но дипломатические отношения между Анкарой и Ереваном так и не были установлены. Причину в Анкаре не скрывали. Прямо заявили, что это возможно только после освобождения оккупированных азербайджанских территорий и урегулирования конфликта в Карабахе.
В Армении на всех международных площадках причитали по поводу «блокады» и объявляли это чуть ли не продолжением «геноцида 1915 года». Но при этом регулярно делали «подходы» к открытию границы, не дожидаясь нормализации отношений с Азербайджаном. Радикалы рассчитывали, что вот-вот, еще немного - и Турции устроят выкручивание рук и принудят открыть границу. Дескать, «цивилизованный мир не позволит держать в блокаде многострадальную Армению». Более же прагматичная часть армянского политического лагеря пыталась договориться с Турцией за спиной Азербайджана. В этом плане наиболее известна «футбольная дипломатия» конца нулевых.
Вместе с тем между Арменией и Турцией существовало авиасообщение, через территорию Грузии шли пассажирские и грузовые автоперевозки. В Армении националисты снимали трогательные видеоклипы, призывая не приобретать турецкие товары, которыми были завалены все столичные рынки. В Ереване регулярно поднимался шум вокруг «обнаруженных» турецких помидоров. Тем не менее помидоры, рубашки и ботинки продолжали быть, а посольство так и не появилось. Как не открылась и граница.
И вот, казалось бы, сегодня уже нет главного препятствия. Азербайджан восстановил свою территориальную целостность и освободил оккупированные земли военным путем. Позади 44-дневная война, прошли антитеррористические рейды сентября 2023 года, флаг Азербайджана развевается и в Шуше, и в Ханкенди. Причем Азербайджан уже предлагает форматы типа «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия + Турция, Россия, Иран) и открытие коммуникаций в регионе.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил на церемонии официального открытия Дипломатического форума в Анталье, что Турция продолжит процесс нормализации с Арменией в координации с Азербайджаном. В переводе с дипломатического - у Баку нет оснований ждать «сюрпризов».
Чуть больше года назад, когда после землетрясения в Турции в зону бедствия Армения отправила своих спасателей, многие эксперты заговорили о «сейсмической дипломатии». И напомнили, что в прошлом именно гуманитарная помощь пострадавшим от землетрясения позволила сбить накал напряженности между Турцией и Грецией.
Но если во время «футбольной дипломатии» эксперты предрекали едва ли не на следующей неделе открытие границы, то сегодня оптимизма куда меньше. Единственный результат переговоров - заявление турецкого спецпредставителя Сердара Кылыча. Он как бы анонсировал новую встречу представителей двух стран, но отметил, что дата и место пока на стадии обсуждения. На этом фоне говорить о скором открытии границ не решаются даже самые отчаянные оптимисты.
«Зангезурский ключ» от турецкой границы
В Армении, и не только, внимание приковано конкретно к открытию транзитного движения через границу с Турцией. Этому вопросу, пожалуй, уделяется даже больше внимания, чем установлению дипломатических отношений.
И в Баку, и в Анкаре открытие коммуникаций рассматривают, так сказать, в комплексе. И не собираются устраивать что-то вроде «поэтапного графика». Не секрет, что ключом от всех ныне закрытых коммуникаций в регионе был и остается Зангезурский коридор.
Открытие прямого сообщения между западными районами Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой отражено в Трехстороннем заявлении, подписанном президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым, России Владимиром Путиным и премьер-министром Армении Николом Пашиняном в ночь на 10 ноября 2020 года. Армения своих обязательств до сих пор не выполнила.
Ереван, конечно, может обнадеживать себя тем, что ему удастся договориться о транзите через территорию Азербайджана в Россию, открыть железнодорожную ветку из Араздейена через Джульфу на Иран и возобновить движение по маршруту Карс-Гюмри, не задействуя при этом Зангезурский коридор. Однако ни в Азербайджане, ни в Турции такой вариант не пройдет. Кстати, вопреки расхожим стереотипам, Зангезурский коридор больше выгоден самой Армении.
Азербайджан после деоккупации долины реки Араз уже договорился об альтернативном транспортном коридоре по территории Ирана. Еще в 2015 году была введена в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Строится линия Игдыр-Нахчыван. В годы существования СССР Армения фактически была железнодорожным монополистом на Южном Кавказе - именно по ее территории осуществлялась железнодорожная связь с Ираном и Турцией. Однако теперь транспортные коммуникации ее просто обходят. Так что для Азербайджана и Турции совершенно некритично, если границы Армении останутся закрытыми.
Забытые «подводные камни»
С середины нулевых внимание экспертов из третьих стран было сосредоточено в основном на требовании Турции к Еревану вывести войска с территории Азербайджана. Но надо отметить, что это не единственная проблема. В Ереване не только обвиняют Турцию в надуманном «геноциде», но и предъявляют территориальные претензии. Они основаны на Севрском договоре и обещаниях, которые накануне Первой мировой войны давали армянским лидерам эмиссары правительств стран Антанты. Здесь по-прежнему изображают на своем гербе гору Агры-Даг и рассуждают о «Западной Армении», которую предполагалось создать за счет шести восточноанатолийских вилайетов согласно Севрскому договору. И ждут и верят, что еще немного, и удастся добиться признания «геноцида армян», что цивилизованный мир вспомнит о своих обещаниях более чем столетней давности и преподнесет Армении на блюдечке турецкие территории.
Летом 2020 года, накануне новой войны с Азербайджаном, официальный Ереван вывел претензии к Турции на новый уровень, о чем в своем нашумевшем интервью говорил армянский историк и дипломат Жирайр Липаридян. По его словам, «президент и премьер-министр Армении <…> сделали заявления в связи с годовщиной Севрского мирного договора, которые можно считать предъявлением территориальных претензий Турции».
Пока Армения была частью СССР, эта тема не выходила за рамки армянской политической тусовки. Во всяком случае, в СССР после вступления Турции в НАТО тему «шести вилайетов», «Западной Армении» и т.д. не педалировали. Но и не пресекали подобные разговоры в Армении. Эти бредовые идеи были особенно популярны в армянской диаспоре. После развала СССР и появления на карте независимой Армении ситуация коренным образом изменилась. Пока границы Армении и Турции были закрытыми из-за армянской агрессии против Азербайджана, претензии на Восточную Анатолию оставались на втором плане. К тому же у ереванского руководства времен Левона Тер-Петросяна хватило благоразумия не объявлять официально о возвращении к границам по Севрскому договору. Но снимать вопрос с повестки дня тоже не спешили.
Претензии на турецкие территории возведены в Армении в ранг национальной иконы. А это уже полностью меняет характер переговоров между Турцией и Арменией. В Анкаре по понятным причинам не станут открывать границу, не добившись от Еревана ее признания. В то время как ереванскому руководству после десятилетий нагнетания истерии будет очень непросто отказаться от вековой мечты армянских националистов о турецких землях. Эта политическая буря будет посильнее отказа от претензий на Карабах.
И означает все это, к сожалению, что скорой нормализации ожидать не стоит. Причем по вине Еревана, где продолжают жить мечтами и химерами столетней давности.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: