23 Ноября 2024

Суббота, 18:07

НА ГРАНИ

Противоборство между Ираном и Израилем чревато большой войной на Ближнем Востоке

Автор:

15.04.2024

Ближний Восток находится на грани большой войны. Причина тому - серьезное обострение конфликта между Ираном и Израилем, которые все последние годы практически вели ползучую войну друг с другом на территориях соседних арабских государств. При этом очевидно, что в реальную войну могут быть вовлечены и союзники Израиля - США и другие державы Запада.

 

ЦАХАЛ наносит удар

И без того сложная ситуация на Ближнем Востоке существенно обострилась после нанесения 1 апреля Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) авиаудара по консульству Ирана в Дамаске. В результате погибли пять офицеров и два генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР) - глава сил «Армии Аль-Кудс» (одно из подразделений корпуса) в Сирии и Ливане Мохаммад Реза Захеди и его заместитель Мохаммад Хади Хаджи Рахими.

Обвинив Израиль в нарушении международных норм и конвенций, Иран пригрозил жестким ответом. Верховный лидер Исламской Республики аятолла Али Хаменеи заявил, что Израиль «будет наказан руками наших храбрых людей». Президент Ирана Эбрахим Раиси также предупредил, что налет на консульство ИРИ «не останется без ответа». А глава иранского МИД Хосейн Амир Абдоллахиан возложил ответственность за это и на союзника Израиля - США.

В целом израильская атака на иранскую дипмиссию в Дамаске вызвала негативную реакцию международного сообщества. В частности, Лига арабских государств выступила с заявлением, в котором обвинила Израиль в попытке расширить масштабы войны с ХАМАС в секторе Газа до общерегионального уровня. Однако Совет Безопасности ООН не принял единого заявления по данному вопросу. Хотя большинство членов СБ сошлись во мнении, что удары по дипломатическим учреждениям являются грубым нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях, а потому случившееся не имеет оправданий, западные державы отказались осудить этот шаг Тель-Авива.

Между тем известно, что Израиль регулярно бьет по иранским объектам в Сирии. В конце декабря 2023 года в результате авиаудара по пригороду Дамаска был убит генерал КСИР Сайед Рази Мусави. Спустя месяц, в конце января 2024 года, ВВС Израиля атаковали ракетами объект КСИР в сирийской столице, были убиты, по меньшей мере, пять иранских военных советников. Нельзя не отметить и недавние авианалеты на сирийскую провинцию Дейр-эз-Зор, в результате которых погибли не менее 15 человек, включая иранского военного советника.

ЦАХАЛ оправдывает свои действия атаками с иранской стороны, ссылаясь, в частности, на удар иранского беспилотника по базе ВМС Израиля в Эйлате, ответственность за который взяло на себя объединение шиитских группировок «Исламское сопротивление в Ираке». Можно напомнить и о ракетных обстрелах КСИР позиций США и Израиля в Иракском Курдистане, одной из целей которых иранцы называли «шпионскую штаб-квартиру» израильской разведслужбы «Моссад». Ответ Израиля не заставил себя долго ждать: в результате удара по району Меззе в юго-западной части Дамаска погибли пять представителей КСИР, в том числе руководитель иранской разведки в Сирии Юсеф Омидзаде.

ЦАХАЛ ранее воздерживался от атак на дипломатические миссии ИРИ. Собственно, и совершенную 1 апреля акцию Израиль объясняет тем, что уничтоженное здание не обладало дипломатическим статусом, не являлось консульством, а представляло собой военный объект КСИР. Мишенью же атаки называется именно генерал Захеди, убийство которого явилось самой значимой потерей для КСИР со времени гибели генерала Касема Сулеймани после авианалета США на Ирак в 2020 году. Как заявляет израильская сторона, Захеди и его заместитель Рахими, также убитый 1 апреля, «стояли за многими нападениями на израильские и американские объекты и планировали новые атаки».

Между тем израильский налет сделал неотвратимым и соответствующий ответ, о чем и предупредило руководство ИРИ. Неясность была лишь в том, в какой именно форме, где, когда и какими силами будет осуществлена иранская акция возмездия.

 

Чем ответит Тегеран?

По поводу возможного ответа Тегерана изначально рассматривались две версии: ожидалось, что это будет либо прямой удар по Израилю со стороны ИРИ, либо же в качестве орудия возмездия выступят различные иранские прокси, к примеру ливанская «Хезболла» и йеменские хуситы. Кроме того, вопрос состоял и в том, подвергнется ли удару сама территория Израиля или же будет атаковано одно из израильских посольств в зарубежных странах.

Исходя из последней вероятности, Израиль за считанные дни закрыл около трех десятков своих диппредставительств за рубежом. Что же касается того, будет иранский ответ прямым или опосредованным, мощным или щадящим, то сразу стала очевидной незаинтересованность не только Израиля и США, но и Тегерана в возможном переходе иранской акции возмездия в тотальную региональную войну.

Между тем Вашингтон заявил о своей непричастности к планированию и реализации атаки на иранское консульство в Дамаске. Примечательно, что администрация президента Ирана сообщила о просьбе Вашингтона не наносить удары по американским объектам. С американской стороны поступило, по сути, подтверждение данной информации. Стало известно, что Соединенные Штаты действительно просили Иран не обострять ситуацию в регионе на фоне эскалации напряженности, а также обратились к Китаю, Турции и Саудовской Аравии с просьбой соответствующим образом повлиять на Тегеран. К слову, Саудовская Аравия хоть и является традиционным соперником ИРИ в регионе, но также осудила Тель-Авив за действия относительно иранской дипмиссии в Дамаске.

Таким образом, вероятность того, что иранцы станут атаковать американские войска или объекты, практически свелась к нулю. Кроме того, Иран хоть и предупредил Израиль о неизбежной расплате, ясно дал понять и то, что не считает целесообразным нанести некий критически значимый урон «сионистскому режиму». В планы Тегерана не входят полномасштабная эскалация, прямая война со своими врагами в лице Израиля и его главного покровителя - Соединенных Штатов. В Тегеране понимают, что это неминуемо вызовет непредсказуемые и для него самого последствия.

Это подтвердила и реакция США и Израиля на сигналы о возможности осуществления иранской акции возмездия сразу же по истечении священного мусульманского праздника Рамазан - Ид аль-Фитр. Израиль заявил о своей готовности, в случае нападения на него ИРИ, нанести удар по иранской территории. С соответствующими заявлениями выступили министры обороны и иностранных дел Израиля Йоав Галант и Исраэль Кац. Причем израильские источники открыто говорят о планировании атак по ядерным объектам Ирана. Примечательно, что сама постановка подобной угрозы совпала по времени с сообщениями о максимальном приближении ИРИ к созданию ядерной боеголовки.

США, в свою очередь, предупредили Иран, что будут рядом с Израилем. «Наша приверженность обеспечению безопасности Израиля от этих угроз со стороны Ирана и его сателлитов является железной. Позвольте мне сказать это еще раз: железной. Мы намерены сделать все возможное, чтобы защитить безопасность Израиля», - заявил президент Соединенных Штатов Джо Байден.

На этом фоне распространились сообщения об изменении курса американского атомного авианосца «Дуайт Эйзенхауэр» с сопровождающей его группой из 90 самолетов и вертолетов, а также с зенитно-ракетными комплексами Sea Sparrow к северу Красного моря, то есть в сторону Израиля. Цель - поддержать израильские подразделения ПВО, прикрыть небо Израиля в случае атаки Ирана и его прокси, включая хуситов, для противодействия которым американский авианосец и пребывает в водах Красного моря.

Подтверждение же Ираном намерения ограничиться немасштабным ударом по Израилю, который, тем не менее, не будет нивелировать сам факт реализации акции возмездия, проявилось и в двух дипломатических предложениях Тегерана. Первое заключалось в выраженном ИРИ согласии отказаться от идеи «наказать» Израиль в случае, если Совбез ООН осудит его атаку на иранское консульство в Дамаске и привлечет к ответственности исполнителей этой военной операции. Второе же предложение Тегерана состояло в переданном, скорее всего через Оман, послании Соединенным Штатам. Суть его в том, что Иран воздержится от атаки на Израиль, если американцы добьются от него прекращения военных действий в Газе.

Однако обе иранские инициативы не имели шансов на реализацию в настоящих условиях. США и другие западные государства далеки от того, чтобы сдать интересы Израиля в ходе обсуждений в ООН. Касательно же Газы они хоть и выражают ту или иную степень недовольства большими жертвами среди мирного населения в результате израильской военной операции, но опять же не готовы поступиться интересами Израиля ради Ирана. Прежде всего из-за принципа не идти у Ирана на поводу (тем более что есть и приведенный координатором по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Джоном Кирби довод: пусть лучше Тегеран окажет давление на радикальное палестинское движение ХАМАС для достижения перемирия в Газе). Но, кроме того, и из-за упорного стремления премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и его правительства развернуть наступление на палестинский город Рафах, что исключает саму перспективу скорого перемирия в Газе.

 

Ракеты, дроны, «Честное обещание»

12 апреля близкая к Ирану ливанская шиитская группировка «Хезболла» нанесла массированный ракетный удар по Израилю. В ЦАХАЛ заявили, что «зафиксированы около 40 запусков с территории Ливана, некоторые из них были перехвачены. Остальные упали на открытой местности». По словам представителя ЦАХАЛ бригадного генерала Даниэля Хагари, «большая часть целей была перехвачена ПВО». Как заявили в израильской армии, в ответ ЦАХАЛ нанес удары по югу Ливана, «чтобы устранить угрозу». Речь идет об атаке израильской армии на крупный военный комплекс «Хезболлы».

Движение «Хезболла» объяснило осуществленную им ракетную атаку против Израиля как шаг «в поддержку нашего стойкого палестинского народа в секторе Газа, его доблестного и достойного сопротивления». Обстрелы позиций израильской армии преподносятся и как «ответ на атаки противника на поселения на юге Ливана и на дома мирных жителей». Однако сразу было очевидным, что действия «Хезболлы» - это своего рода прелюдия к более масштабной акции возмездия со стороны Ирана.

Так оно и произошло. В ночь на 14 апреля Иран, а также союзные ему группировки в Ираке, Сирии и Йемене запустили свыше 300 беспилотников и ракет в сторону Израиля. Однако, согласно заявлению ЦАХАЛ, системы обороны Израиля и его союзников - США, Великобритании, Франции - перехватили подавляющее большинство иранских ракет и дронов. По словам Хагари, лишь несколько баллистических ракет поразили израильскую территорию. В частности, была «задета» база израильских ВВС в пустыне Негев, но она «продолжает функционировать».

Иран, со своей стороны, заявил об «успешном уничтожении» военных целей на территории Израиля. Особо упоминается база в Негеве, откуда, как утверждает Тегеран, поднялись израильские истребители F-35 для поражения консульства ИРИ в Дамаске.

Вскоре после нападения на Израиль Иран заявил, что не будет наносить дальнейших ударов. Поскольку, как подчеркнул начальник Генерального штаба ВС ИРИ Мохаммад Багери, «операция «Честное обещание» достигла всех поставленных целей». При этом Тегеран предостерег Израиль от ответных действий, а США - от любого вмешательства в противостояние между Ираном и «сионистским режимом». Багери пригрозил, что если Израиль предпримет ответные действия, то следующая операция Ирана «будет намного масштабнее», включая и удары по американским базам в регионе.

Между тем премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху вскоре после начала иранской атаки выступил с обращением к нации со словами: «Я определил четкий принцип: ударим по тому, кто нанесет по нам удар». Однако Израиль хоть и начал массированные удары по объектам группировки «Хезболла» на юге Ливана, но от немедленного жесткого ответа по самому Ирану отказался. На это решение могла повлиять позиция Соединенных Штатов, тем более что Нетаньяху провел срочный телефонный разговор с президентом Байденом. Американские СМИ сообщают о предупреждении Байдена в адрес Нетаньяху: США не поддержат ответные действия Израиля.

Вашингтон всячески дает понять, что не желает разрастания локальных ирано-израильских стычек до полномасштабной войны. Отсюда и ставка на политические инструменты предотвращения дальнейшей эскалации. Белый дом анонсировал экстренную встречу стран «Большой семерки» по видеосвязи с целью дать «единый дипломатический ответ» на атаку Ирана. 

Таким образом, ситуация имеет шанс, по крайней мере, на временную передышку. Ведь по большому счету текущий статус-кво устраивает все вовлеченные в конфликт стороны, поскольку они осознают, что дальнейшая военная эскалация может привести к самым непредсказуемым последствиям. А так Иран вполне доволен тем, что в ответ на удар по своему консульству совершил первую в истории прямую, в собственном исполнении, атаку на Израиль. Последний же с полным основанием может записать в свой актив отражение иранского налета. Не говоря уже о том, что демонстрация западной поддержки Израилю в такой момент практически вывела его из изоляции, реальности осуждения со стороны международного сообщества из-за военной операции в Газе.

Иран осуществил внушительную и эффектную по форме атаку на Израиль, которая, однако, не нанесла ему ощутимых потерь. Чем не хороший повод для обоих представить ситуацию как свою победу?

Так она ими и подается. Однако подобные «представления» не отрицают того, что происходящее между Ираном и Израилем - важная составная часть общей эскалации напряженности на Ближнем Востоке. Этот регион вновь превращается в крупнейший очаг нестабильности на планете, что на фоне существенно ужесточившегося геополитического противоборства между глобальными центрами силы предстает одним из самых серьезных вызовов для безопасности всего мира.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

84


Актуально