Автор: НУРАНИ
События на Южном Кавказе развиваются с калейдоскопической скоростью. Из Карабаха выводятся подразделения российских миротворцев. А на границе Азербайджана и Армении, на Газахском участке, установлен первый пограничный столб.
Эксперты считают, что происходят весьма значимые события. Баку и Ереван приступают к делимитации и демаркации границы, а это первый и важный шаг к установлению долгосрочного мира.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал, что настало время перевернуть страницу армяно-азербайджанского конфликта. И этот призыв становится реальностью.
Миротворцы уходят
Вывод из Карабаха российского миротворческого контингента был событием и сенсационным, и ожидаемым одновременно. С одной стороны, в трехстороннем Заявлении, подписанном в ночь на 10 ноября 2020 года президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым, России Владимиром Путиным и премьер-министром Армении Николом Пашиняном, указывалось, что «вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники». И в нем оговаривалось: «Миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил. Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации - 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения». В переводе: миротворцы должны были находиться в Карабахе как минимум до ноября 2025 года.
Однако ситуация резко изменилась. Протаскивание в Карабах мин, оружия, профессиональных провокаторов и террористов, подготовка Ереваном и незаконной хунтой в Ханкенди планов реванша, наконец, взрыв мин, заложенных диверсионной группой на одной из строящихся автодорог, - Азербайджан даже теоретически не мог и не собирался все это терпеть. И 19-20 сентября 2023 года после антитеррористических рейдов группировка ВС Армении была разгромлена, а хунта объявила о самороспуске. После сложившегося статус-кво у российских миротворцев в Карабахе не осталось тех задач, которые они должны были решать: здесь уже не было вооруженных сторон, которые надо было бы разводить. Как не было и почвы для разговоров о некоем «особом», «отложенном» или еще каком-то статусе. «Это (вывод миротворцев) отвечает нынешним реалиям, которые сложились в регионе, после того как Армения признала границы Азербайджана по состоянию на 1991 год, - заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. - Реалии геополитические там изменились, и там не осталось больше функций для них (миротворцев)».
Вывод миротворцев, который совпал с рабочим визитом в Москву Ильхама Алиева, не привел к каким-либо сложностям в отношениях Азербайджана и России. Все произошло быстро, четко и по-деловому. Хоть и стало для многих неожиданностью.
Причем потеряли актуальность и планы по вводу в Карабах вместо российских миротворцев представителей каких-то других сил, что довольно активно обсуждалось в Армении.
Азербайджанские политики и эксперты подчеркивают: в карабахском конфликте поставлена жирная точка. Страница войны перевернута. И миротворцы уходят из Карабаха именно потому, что там наступает настоящий мир.
Государство начинается с границ. Мир - тоже
Во время вывода миротворцев из Карабаха в информационном пространстве Южного Кавказа распространилась новая сенсация. Азербайджан и Армения делают шаги к урегулированию вопроса делимитации границы. Как сообщалось ранее, 19 апреля 2024 года под председательством заместителя премьер-министра Азербайджана Шахина Мустафаева и вице-премьер-министра Армении Мгера Григоряна состоялась восьмая встреча Госкомиссии по делимитации государственной границы. Уже на начальном, первом этапе этого процесса было согласовано возвращение Азербайджану четырех ранее оккупированных сел Газахского района.
Причем, как подчеркивалось многими специалистами, договориться о делимитации границы и возвращении сел удалось без посредников. А это значит, что стороны сами, без внешнего давления, продвигают мирный процесс.
Пограничные проблемы Пашиняна
То, что радикальная часть армянского политического спектра воспримет решение о возвращении Азербайджану четырех приграничных сел неоднозначно, следовало ожидать. Да, власти Армении честно пытались подготовить общественное мнение. Никол Пашинян несколько раз выезжал в приграничье, встречался с жителями и старался донести до них простую мысль: наиболее безопасно Армения будет чувствовать себя в международно признанных границах. А с соседним Азербайджаном лучше дружить, а не воевать. Но не все пожелали его услышать. В Товузгалинском районе, который в Армении называют Тавушским, протестуют против «сдачи земель» шумно, с перекрытием важных автодорог и обвинениями властей. К протестующим регулярно наведываются вожаки оппозиции, включая «бывших» вроде экс-министра обороны Сейрана Оганяна, а также экс-президента Сержа Саргсяна, призывающего к свержению Пашиняна. Самое активное участие в протестах принимает также церковь. Армянская оппозиция даже предлагает именно церковным иерархам передать руководство протестами - к верхушке карабахского клана отношение у граждан Армении слишком уж негативное.
Мнения политологов, насколько эти протесты могут представлять угрозу и власти Пашиняна, и мирному процессу между Баку и Ереваном, не совпадают. С одной стороны, действующий премьер-министр Армении демонстрирует чудеса политической выживаемости. Он удержался у власти в ноябре-декабре 2020 года, когда Армения проиграла 44-дневную войну. Тогда в Ереване возмущенная толпа громила парламент, из кабинета премьера «исчезли» его часы и парфюм, а нынешнего министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна избили до полусмерти. Пашинян благополучно пережил также попытку военного переворота, который пытался устроить теперь уже бывший начальник генштаба ВС Армении Оник Гаспарян. Но справедливости ради надо признать, что переворот был достаточно карикатурным. Бывший глава «шашлычной революции» удержался в кресле и после проигранных Арменией стычек на условной границе и даже после антитеррористических рейдов Азербайджана в Карабахе, когда незаконная хунта перестала существовать. Правда, это не повод считать, что запас прочности у его власти беспредельный.
Эксперты уверены, что политическая выживаемость Пашинина не в последнюю очередь связана с тем, что у оппозиции нет яркого и харизматичного лидера, а разнообразные «бывшие» вызывают у народа слишком сильное раздражение. Но если такой лидер появится, мало не покажется. А пример той же Тихановской в Беларуси говорит о том, что «раскрутить» на политической арене можно даже домохозяйку, и это не фигура речи.
Наконец, пока еще не задействованы внешние игроки, Пашинян вызывает раздражение не только у Москвы, но и у многих на Западе. От Армении ждут четкого определения внешнеполитического курса. «Козыри в рукаве» в такой ситуации могут появиться и у Москвы, и у Брюсселя, и у Парижа, и у Вашингтона. И все это будет происходить в маленькой, слабой и бедной Армении, но зато с богатейшими традициями политического террора и насилия.
Для Пашиняна опаснее всего, что против него выступает церковь, а это в Армении и диаспоре более чем серьезная сила. У Эчмиадзина есть и финансовые средства, и международные связи, и церковникам вполне под силу «поднять» против власти свою паству.
Следует отметить, что лозунги реванша уже могут и не иметь прежнего безотказного эффекта. Две проигранные войны - серьезный повод задуматься армянским избирателям о цене дискуссий, кому должен принадлежать Карабах, кому - Джавахетия, а кому - Восточная Анатолия. Новая война за новые территории обернулась новыми территориями на военном кладбище «Ераблур», а такой печальный опыт не проходит бесследно.
И не надо забывать, что даже в случае смены власти Армении придется выполнять подписанные обязательства - по делимитации границ, признанию территориальной целостности Азербайджана и отказу от притязаний к Карабаху. То есть любому преемнику Пашиняна придется проводить «пашиняновскую» политику - позволить себе новую войну с Азербайджаном Ереван не может. Это прямой путь к самоубийству. Возможно, именно поэтому оппозиционные круги, держа ситуацию в напряжении, не делают реального шага к свержению власти Пашиняна. Предоставляя бывшему лидеру «шашлычной революции» возможность сделать непопулярную работу по подготовке и подписанию мирного договора с Азербайджаном.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: