Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
Победа на выборах в Индии нынешнего главы кабинета министров Нарендры Моди - событие историческое, которое повлияет, несомненно, на дальнейшее развитие одного из крупнейших государств планеты.
Заключительный этап парламентских выборов, завершивший небывалый по продолжительности марафон, длившийся целых шесть недель, показал, в какой драматической обстановке разворачивался весь процесс и насколько разделено индийское общество. Политические силы, участвовавшие в выборах, боролись не столько за 543 места в нижней палате парламента, сколько за право сформировать правительство во главе с премьер-министром, которые определят вектор развития индийского общества на всю обозримую перспективу.
В отличие от двух последних выборов, на этот раз партия «Бхаратия джаната парти» (БДП) не сможет самостоятельно сформировать правительство. Для этого ей понадобится поддержка других участников Национального демократического альянса. Дело в том, что по итогам выборов она ухудшила свои показатели, по сравнению с 2019 годом (303 места) получив всего 240 мест, то есть на 63 меньше.
Это означает, что Индия возвращается в эпоху политических коалиций, на десятилетие назад. Тогда с 2004 по 2014 год страной управляли Объединенный прогрессивный альянс-1 и Объединенный прогрессивный альянс-2 под руководством Индийского национального конгресса (ИНК).
Назад, в будущее
О критическом характере выборов свидетельствовало не только участие в них более 640 млн избирателей, за голоса которых шла упорная борьба, но и то, что в эти дни страну охватила смертельная жара. Температура в некоторых районах достигала почти 50°C, что привело к гибели десятков избирателей и сотрудников избирательных комиссий.
Еще до оглашения окончательных итогов было очевидно, что фаворитом гонки является правящая «Бхаратия джаната парти». Согласно многочисленным экзитполам было ясно, что Моди и его БДП могут получить большинство в две трети в парламенте, что позволит вносить изменения в основной закон страны. А это значит, что Моди сможет реализовать свою давнюю мечту - преобразовать мультикультурную Индию, построенную на идеях гандизма, в новый политический конструкт - Бхарат, основанный на идеологии индуистского национализма - хиндутвы.
К слову, на заре становления индийской государственности представители этих двух идеологических течений внутри национально-освободительного движения в Индии серьезно схлестнулись. На самого Ганди было организовано покушение, которое привело к его гибели. Исполнителями, а также организаторами покушения выступили как раз индийские националисты. Среди подсудимых был также известный писатель Винаяк Дамодар Саваркар, считающийся одним из основоположников хиндутвы. Однако на суде он был оправдан. Тогда индийские националисты проиграли, надолго сойдя с политической авансцены страны и уступив место основанному кланом Ганди-Неру Индийскому национальному конгрессу. Его нынешний конкурент - «Бхаратия джаната парти» появилась спустя лишь три десятилетия, после обретения Индией независимости. Но за сравнительно небольшой период набрала значительный политический капитал - в том числе на почве эксплуатации тезиса о социальной справедливости и защите традиционных ценностей.
Уже в 1998 году в составе коалиционного правительства Национально-демократического альянса, где ей принадлежало большинство, «Бхаратия джаната парти» впервые пришла к власти, уступив лидерство лишь в 2004 году своему основному сопернику - ИНК. А в 2014 году, одержав победу на очередных парламентских выборах, партия уже не выпускала власть из своих рук. И с тех пор бессменным лидером страны остается ее глава Нарендра Моди.
Индийский национализм во внешней политике
За десять лет правления националистическая политика Моди существенно изменила форму светской демократии Индии. По мере укрепления своих позиций во власти индийский премьер стал выступать со все более амбиционными проектами и предложениями. Чего только стоит предложение переименовать Индию в Бхарат. Замахнулся Моди и на административно-территориальное деление страны.
В августе 2019 года после очередного обострения в штате Джамму и Кашмир, вызванного противостоянием между местными исламистскими группировками, борющимися за независимость от Индии с региональными силами, власти страны упразднили этот штат и создали на его месте две союзные территории. Ими стали административные единицы, имеющие меньше прав, чем штат, - Джамму и Кашмир и Ладакх. Для этого парламент Индии отменил статью 370 конституции, которая наделяла штат особым статусом. Джамму и Кашмир был единственным индийским штатом, где преобладало мусульманское население.
Напряженные отношения между мусульманами и местными властями наблюдались также и в других регионах страны. Это объясняется антиисламской политикой правящей партии, которая во все более отчетливых формах стала проявляться в последние годы. Дело дошло до того, что в пылу предвыборных страстей Нарендра Моди обвинил ведущую оппозиционную партию - ИНК и мусульман в планах отнять и поделить собственность индусов. Кроме того, он назвал внушительное мусульманское меньшинство, а это без малого 200 млн человек, «лазутчиками» в Индии, у которых «слишком много детей». При этом индийский премьер подчеркнул, что он и его партия не выступают против мусульман, а лишь критикуют намерения оппозиции.
Не случайно именно при Моди отношения между Нью-Дели и Исламабадом существенно обострились. Обострились отношения и с Китаем - главным региональным союзником Пакистана. С обеими странами у Индии до сих пор сохраняется пограничная напряженность, выливающаяся часто в серьезные конфликты.
Справедливо считая китайско-пакистанский тандем своим основным геополитическим соперником, Нью-Дели пытается выстраивать собственную стратегию по сдерживанию Китая в регионе. Она получила название «Бриллиантовое ожерелье», в противовес китайской стратегии «Жемчужного ожерелья». Ее задача - создание благоприятной экономической инфраструктуры в партнерских и дружественных государствах для продвижения своих инициатив. При этом Индия старается, где может, продемонстрировать и свою военную силу. Это достаточно наглядно проявляется на Южном Кавказе, где она развивает военно-техническое сотрудничество с Арменией. Очевидно, в противовес развитию азербайджано-пакистанского двустороннего и азербайджано-пакистанско-турецкого трехстороннего сотрудничества в военной сфере.
Индия при Моди стала менять свои принципиальные подходы и к проблематике международной безопасности, активно участвуя в создании региональных военно-политических альянсов. Самым ярким из них является блок Quad с участием Австралии, Индии, США и Японии, созданный в 2007 году при предшественнике Моди. После выхода из него Австралии он был распущен и вновь возрожден уже в 2017 году при существенном содействии США. При этом правительство Нарендры Моди с энтузиазмом поддержало этот процесс.
Активизировалось также сотрудничество с еще одним региональным союзником США - Израилем. Индия, по сути, отказалась от поддержки одностороннего курса на создание Палестинского государства.
Закручивая гайки, не сорвать бы резьбы
В самой Индии жесткий курс во внешней политике сопровождался не менее жестким курсом во внутренней политике. Он выражался в том, что серьезным преследованиям начали подвергаться ведущие оппозиционные деятели.
По мере развития предвыборной кампании стали появляться обвинения в нарушениях со стороны БДП. Оппоненты утверждали, что БДП подрывает демократические процессы в Индии посредством преследования и запугивания оппозиционных кандидатов и партий, а также подавления избирателей-мусульман, которые не составляют основу электоральной базы сторонников Моди. Лидеров БДП, включая самого премьер-министра, обвиняли в открытом нарушении правил выборов, поскольку в ходе предвыборной кампании они прибегали к поляризующей общественное мнение антимусульманской риторике.
Оппозиционные партии обвиняли БДП также в использовании государственного аппарата для преследования своих оппонентов, включая арест высокопоставленных деятелей оппозиции и замораживание средств Индийского национального конгресса налоговыми органами.
Американский аналитический центр Freedom House в своем отчете отмечал, что «Бхаратия джаната парти» «все чаще использовала правительственные учреждения для нападения на политических оппонентов».
Вот лишь некоторые примеры. В самый последний день голосования Арвинд Кеджривал, один из самых видных лидеров оппозиции и главный министр Дели, был возвращен в тюрьму после непродолжительного освобождения под временный залог для участия в предвыборной кампании. Кеджривал прямо заявил, что дело о коррупции против него «политически мотивировано» правительством Моди, чтобы подорвать позиции его партии.
Рахул Ганди - известный член некогда грозной оппозиционной партии Индийский национальный конгресс и потомок династии, которая десятилетиями доминировала в индийской политике. Был осужден за уголовную клевету в прошлом году после жалобы, поданной на него одним из членов партии Моди. Приговор к двум годам тюремного заключения привел к лишению депутатского мандата. Его дисквалификация продолжалась до тех пор, пока приговор не был приостановлен вышестоящим судом.
В феврале текущего года бывший главный министр восточного штата Джаркханд Хемант Сорен был арестован по обвинению в коррупции, что также вызвало громкий скандал.
И Кеджривал, и Рахул Ганди, и Сорен являются членами оппозиционного альянса, состоящего из более чем двух десятков партий, объединенных желанием положить конец правлению Моди.
Моди считался фаворитом еще до начала выборов. Десять лет пребывания его на посту премьер-министра привели к культу личности, а также сильно укрепили власть.
Вместе с тем результаты последних выборов заставляют усомниться в непоколебимости авторитета нынешнего премьер-министра страны. Рост противостояния внутри индийского общества, недовольство со стороны ведущих оппозиционных партий произволом в политической системе, попытка устроить ревизию основ политической модели индийского государства встречают все большее непонимание и неприязнь в общественном мнении. Следствие - снижение реальных рейтингов правящей партии и ее лидера.
Усвоит ли Моди тревожный для себя сигнал со стороны избирателей, внесет ли соответствующую корректировку в свой курс или продолжит и дальше «закручивать гайки», ускоряя процессы по превращению Индии в Бхарат, покажет самое ближайшее будущее.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: