24 Декабря 2024

Вторник, 23:37

ЗАНГЕЗУРСКИЙ КОРИДОР: КТО ПРОТИВ?

Не все региональные игроки согласны на разблокировку коридора между Азербайджаном и НАР

Автор:

15.09.2024

Летняя политическая пауза на Южном Кавказе закончилась. И вновь в фокусе внимания местных политиков и экспертов тема разблокирования коммуникаций между Азербайджаном и Арменией, в том числе открытия Зангезурского коридора. Причем на сей раз главными ньюсмейкерами оказались не Баку и Ереван, а Москва и Тегеран. 

Зангезурский коридор находится на повестке с 10 ноября 2020 года, когда президенты Азербайджана Ильхам Алиев, России Владимир Путин, а также премьер-министр Армении Никол Пашинян приняли совместное заявление, где в числе прочего отмечалось: «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России». Сегодня в это уже трудно поверить, но по горячим следам подписания трехстороннего Заявления многие эксперты посчитали открытие Зангезурского коридора едва ли не «техническим вопросом». Причем, согласно сложившимся на тот момент стереотипам, на скорейшем открытии коммуникаций настаивала как бы Армения, где не уставали плакать и стенать по поводу «блокады». 

 

А проблемы тем временем появились

Азербайджан с самого начала настаивал и настаивает на выполнении того, что написано в трехстороннем Заявлении: железная и шоссейная дорога по старому маршруту, существовавшему еще в советские годы, причем под охраной пограничников ФСБ России. Это дорога подходит практически вплотную к границе с Ираном, которую в Армении охраняют российские «зеленые фуражки» - там режим погранзоны. Доверять безопасность транспортного коридора Армении в Баку не торопятся. Слишком свежи в памяти события конца восьмидесятых, когда в самом начале карабахского конфликта армянские боевики устраивали диверсии на Мегринском участке железной дороги. Фактически Нахчыван оказался в жесткой транспортной блокаде уже в 1989 году. И повторения тех событий в Азербайджане не хотят. Это не каприз Баку, а подписанные обязательства Еревана. Тем не менее в Азербайджане готовы не делать Зангезурский коридор «отдельной строкой» будущего мирного соглашения.

О том, что его открытие должно стать финалом мирного соглашения, говорил и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 

В Баку и Анкаре надеются, что Зангезурский коридор позволит значительно сократить и «выпрямить» дорогу между Азербайджаном и Турцией. Однако, как еще весной констатировал Ильхам Алиев, «что касается Зангезурского коридора, этот вопрос четко отражен в трехстороннем Заявлении, подписанном 10 ноября 2020 года. Да, слова «Зангезурский коридор» там не упоминаются. Однако написано, что между восточной частью Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой должно быть транспортное сообщение, контроль за которым должны обеспечивать пограничные силы России. Это заявление было подписано президентом Путиным, премьер-министром Пашиняном и мной. И вот уже более трех лет Армения фактически нарушает это положение». После чего продолжил: «А теперь они хотят, так сказать, избавиться от этого положения. Но это невозможно. Они блокируют возможность установления дорожного сообщения с Нахчыванской Автономной Республикой. Такое поведение, конечно же, очень разочаровывает».

В Армении действительно творится что-то непонятное. И именно о переменчивости позиции Еревана напомнил недавно глава МИД РФ Сергей Лавров. Выступая 2 сентября перед студентами МГИМО, глава российской дипломатии коснулся и нормализации отношений между Баку и Ереваном. Он отметил, что «нормализация должна идти в контексте всех остальных проблем, которые необходимо «дорешать» на Южном Кавказе в контексте урегулирования карабахской проблемы». Напомнил о документе, подписанном президентами Азербайджана, России и премьер-министром Армении в ночь с 9 на 10 ноября 2020 года, согласно которому транспортное сообщение между основной частью Азербайджана и Нахчываном будет восстановлено: «И железнодорожное, и автомобильное. Оно будет восстановлено при обеспечении безопасности силами погранвойск Федеральной службы безопасности Российской Федерации». А потом добавил: «С удивлением прочел недавно интервью премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна, где он сказал, что обвинение Армении в том, что она тормозит процесс, - это ложь и, мол, все переворачивается с ног на голову. Странно. Потому что сначала Армения отказалась от автомобильной дороги. Она настояла на том, чтобы была только железнодорожная. Азербайджан не видел причин и согласился при нашем посредничестве. Потом Армения сказала, что участия российских пограничников не будет, хотя это записано черным по белому. Нам было непонятно. Они заявили, что будут делать это сами. Азербайджанцы говорят, что уровень недоверия и враждебности (в известной степени) слишком высок, чтобы они были уверены в своей безопасности, когда будут направляться в Нахчыван через армянскую территорию».

 

Реакция по неожиданному адресу

Логично было бы ожидать возмущенных заявлений в Ереване. Но в фокусе внимания неожиданно оказался Иран. Посла РФ в Тегеране пригласили в МИД ИРИ и выговорили: «Как это так? Ведь Россия знает, что Иран против Зангезурского коридора!» Затем последовал слив агентства «Тасним», связанного с Корпусом стражей исламской революции. Как убеждены в Тегеране, Зангезурский коридор «станет недопустимым проникновением НАТО на Южный Кавказ». Здесь считают, что заявления, подобные озвученным Лавровым, несвоевременны на фоне работы над договором о всеобъемлющем стратегическом партнерстве РФ и ИРИ. «Тасним» пишет, что россияне были хорошо проинформированы через высокопоставленных чиновников Ирана и знали о четкой и недвусмысленной позиции Тегерана, выступающего против создания коридора, который бы соединял Нахчыван с Азербайджаном. Эта позиция, по мнению Ирана, исключает любые сюрпризы. Как полагают в Тегеране, согласно международным нормам, безопасность и геополитическое положение стран Южного Кавказа не могут ставиться выше интересов других. И теперь иранским экспертам «непонятно», почему российская сторона считает возможным использовать Зангезурский коридор для решения своих проблем с Арменией. Как указывает «Тасним», открытие Зангезурского коридора приведет к «закрытию одних из ворот Ирана в Европу и сокращению числа его соседей». После чего переходит к ультиматуму: «Если какая-либо страна полагает, что может решить свои проблемы за счет открытия нового фронта конфликтов на чужой территории, то ни одно место в мире не будет в безопасности, и наступит перманентный хаос». По мнению Ирана, российский МИД заблуждается, полагая, что решение проблем с Арменией через создание мифического Зангезурского коридора отвечает их интересам, и подчеркивается, что вопреки воле Тегерана этот коридор не будет создан.

 

А что за кадром?

Понятно, почему Россия настаивает на открытии Зангезурского коридора. Трехстороннее Заявление от 10 ноября 2020 года после очевидного провала Минской группы ОБСЕ закрепляло за Москвой статус основного посредника по нормализации отношений между Баку и Ереваном. На основе этого документа в регионе появились российские миротворцы. Но теперь многое изменилось. После антитеррористических рейдов Азербайджана в сентябре 2023 года российские миротворцы регион покинули. В результате закулисных игр Еревана появились новые посредники - Евросоюз и США, которые уже успели проявить себя не лучшим образом. 

Вопрос разблокирования коммуникаций остается, собственно, единственным, где Москва играет роль модератора. В том числе и потому, что согласно упомянутому заявлению именно ее пограничникам предстоит обеспечивать безопасность будущего коридора. Кроме того, не надо забывать, что именно России принадлежат армянские железные дороги. 

Баку хочет получить надежную транспортную связь со своим изолированным регионом. С чем же связано такое упрямство Тегерана? Против Зангезурского коридора высказывается не только информагентство «Тасним». «Вредным» для Ирана на встрече с Пашиняном его называл и духовной лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Хотя никакой угрозы Тегерану транспортный коридор не несет и не меняет число соседей.

Нет ясности, почему в этом вопросе упорствует Армения. Без открытия Зангезурского коридора не будет разблокирования других дорог. Азербайджан не согласится и на непонятные «альтернативные дороги», которые закрыты большую часть года и где нет и не может быть достаточного уровня безопасности. Предложение же Еревана поручить охрану коридора частным структурам вообще непонятно. Не говоря о том, что в трехстороннем Заявлении четко прописано, что безопасность должны обеспечивать не армянские ЧВК, а пограничники ФСБ России.

Строптивость Еревана заставляет вспомнить предупреждение Президента Азербайджана, что в этом случае Армения навсегда останется тупиком. «Если упомянутый мною маршрут (Зангезурский коридор) не будет открыт, то мы не намерены открывать границу с Арменией в каком-либо другом месте. То есть таким образом они получат от этого больше вреда, чем пользы», - предупредил еще в январе нынешнего года Ильхам Алиев.

К этому добавим лишь, что выводы из таких предупреждений надо делать своевременно.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

61


Актуально