18 Декабря 2024

Среда, 10:35

КРУШЕНИЕ АСАДА

Завершилась ли гражданская война в Сирии?

Автор:

15.12.2024

В Сирии пал режим Башара Асада. Но что будет дальше с истерзанной многолетней гражданской войной арабской страной? Начнется ли мирный этап, который приведет к установлению внутриполитической стабильности? Утихомирятся ли геополитические страсти вокруг Сирии, стоившие ее народу стольких жертв и страданий?

 

Покоренный повстанцами Дамаск

Падение Башара Асада означает прекращение существования той модели сирийского государства, начало которой было положено еще в 1963 году. Тогда к власти в результате государственного переворота пришла партия «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения). Спустя 7 лет, в 1970 году, произошел новый переворот, на сей раз внутрипартийный, вознесший на вершину власти Хафеза Асада. Его президентство началось в 1971 году и продолжилось 29 лет. После смерти Хафеза Асада в 2000 году руководство партией «Баас» и, соответственно, самой Сирийской Арабской Республикой перешло к его сыну Башару.

Привычный ход событий в управляемой Асадами стране пресекся в 2011 году, когда разразилась беспощадная гражданская война, подогреваемая целым рядом внешних игроков. И каждый из них рассчитывал на установление в Сирии собственного влияния. Жертвами войны стали более полумиллиона человек, еще шесть миллионов сирийцев превратились в беженцев. Относительное спокойствие и, как показал дальнейший ход событий, передышка в войне воцарились в Сирии с 2017 года, когда Башару Асаду удалось при помощи России и Ирана подавить восставшие против него оппозиционные группировки. К ним относились и силы, печально прославившиеся как экстремистские и террористические.

Однако триумфальность асадовской власти рухнула в течение 10 дней в конце ноября-начале декабря 2024 года. Один за другим под контроль противостоящих Асаду сил перешли ключевые, стратегически значимые города и регионы страны - Алеппо, Идлиб, Хама, Хомс и, наконец, столица Дамаск. Сам Асад со своей семьей нашел политическое убежище в России.

В Сирии в течение нескольких дней формально правил премьер-министр правительства Асада Мухаммед Гази аль-Джалали, от которого оппозиционеры и приняли власть в стране.

Основной группировкой, обеспечившей падение Асада, явилась «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ). Ее корни уходят в террористическую организацию «Аль-Каида». Проповедующая салафитско-«джихадистскую» идеологию, ХТШ вышла из «Джебхат ан-Нусры» - сирийского филиала «Аль-Каиды», отличившегося в ходе гражданской войны жестокостью в отношении приверженцев других религиозных направлений. Но в последние годы группировка позиционирует себя как сила, отстаивающая идеи сирийского национализма. Ее трансформация связывается с идеологическим отдалением лидера группировки Абу Мухаммеда аль-Джулани от «Аль-Каиды». Аль-Джулани давал понять о своем отказе от цели создания «всемирного халифата», заверял в том, что не преследует цели навязывать Сирии стандарты радикально-исламистского движения.

10 лет назад аль-Джулани угрожал, что в случае перехода Сирии под контроль радикальных исламистов в стране не будет места христианам и алавитам (последние составляли опору режима Асада). Однако теперь, в ходе победоносного похода повстанцев на Дамаск, приведшего к свержению власти Асада, аль-Джулани сделал ряд заявлений, в которых попытался заверить сирийцев в терпимом отношении ко всем жителям страны, вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности. Кроме того, ХТШ не обязывает женщин на подконтрольных ей территориях полностью закрывать лица. А в свод ее правил входит и пункт о том, что бойцы группировки не должны производить действий, которые могут напугать детей.

С именем аль-Джулани, который сразу после свержения асадовского режима стал называться своим подлинным, от рождения, именем - Ахмед Хуссейн аль-Шараа, связывают и относительно спокойный, лишенный насильственных эксцессов переход власти от прежнего правительства к повстанцам. В частности, он запретил своим бойцам приближаться к государственным учреждениям, которые первоначально, до официальной передачи власти, остались под надзором премьер-министра аль-Джалали.

Тем не менее у представителей этнических и конфессиональных меньшинств в Сирии остаются серьезные основания для тревоги, поскольку непроясненным сохраняется целый ряд жизненно важных для Сирии и сирийцев вопросов. А именно: какое государство намерены создать ХТШ и другие военные формирования, взявшие власть в стране в свои руки? Будет ли это государство клерикальным, исламистским или светским? Действительно ли произошло перерождение аль-Джулани и его сторонников из «джихадистов» в националистов, или же за навязыванием подобного мнения сирийцам и всему миру скрывался всего лишь тактический интерес, сфокусированный на скорейшем взятии власти?

И еще: станет ли новая сирийская власть мстить представителям и сторонникам прежней? Опасения по данному поводу усилились после заявления аль-Джулани, в котором раскрылось намерение преследовать представителей режима Асада, ответственных за пытки и военные преступления. Лидер ХТШ пообещал публиковать списки подозреваемых и предлагать вознаграждение за информацию о них.

Между тем не исключается и новый внутрисирийский конфликт, в котором могут столкнуться уже те, кто годами вел борьбу с Асадом и в конце концов добился его свержения. Как сложатся отношения между самими повстанческими силами, ныне достигшими общей цели? Сближает ли их, помимо самой достигнутой цели свержения режима Асада, видение того, какой должна стать Сирия, по какому пути она пойдет? 

Одной из наиболее активных вооруженных группировок, сражавшихся против правительственных войск во время правления Башара Асада, является Сирийская национальная армия. Она считается близкой к Турции и имеет сильные позиции на севере страны. В южных же районах Сирии действовали различные повстанческие, преимущественно ратующие за сохранение светскости государства группы, которых объединяла с исламистами только ненависть к асадовскому режиму. Поэтому вопрос о том, смогут ли силы, выступавшие ранее против режима Асада, прийти к общему знаменателю по ключевым аспектам государственного существования, является очень важным для достижения в Сирии полноценного мира. Способно ли сирийское общество окончательно преодолеть страшную гражданскую войну, или эта страна, последовав примеру Ирака и Ливии, также погрузится после падения многолетней диктатуры в омут хаоса и нового кровопролитного конфликта?

Эти и другие вопросы пока остаются без ответа. Спустя несколько дней после взятия повстанцами Дамаска они сформировали новое переходное правительство. Временным премьер-министром стал глава повстанческой администрации в провинции Идлиб Мухаммед аль-Башир. На переходное правительство возложена задача управлять Сирией до         1 марта 2025 года. К тому времени, возможно, многое и прояснится. Включая и степень внешнего воздействия на развитие внутрисирийской ситуации.

 

Внешние игроки

Несомненно, в падении режима Асада важную, если не сказать, ключевую роль сыграло совпадение определенных внешнеполитических обстоятельств. Главные союзники Асада - Россия и Иран, связанные соответственно войной в Украине и вовлечением в противостояние с Израилем в ходе Большого ближневосточного конфликта, оказались из-за серьезного снижения собственных возможностей не способными поддерживать «баасовский» режим в той же степени, что в разгар сирийской гражданской войны. Этим не преминули воспользоваться оппозиционные группировки, решающее наступление которых на силы Асада было то ли спланировано, то ли поддержано (скорее всего и то, и другое) крупными международными игроками, прежде всего США и Израилем, добивавшимися смены власти в Сирии.

В результате можно говорить о серьезном ослаблении России и Ирана на сирийской площадке. C падением режима Асада под большим вопросом оказалась судьба не только развернувшегося в Сирии с сентября 2015 года крупного российского воинского контингента, но и двух баз РФ на сирийском Средиземноморье - военно-морской в Тартусе и военно-космической в Хмеймиме. В 2017 году Москва и Дамаск подписали соглашение об использовании баз в Тартусе и Хмеймиме сроком на 49 лет, то есть до 2066 года. Но теперь даже в Кремле признают, что дальнейшая участь этих баз будет решена новыми властями Сирии.

Что же касается дислоцированных на территории Сирии российских войск, то их пребывание в арабской стране также представляется весьма проблематичным. В результате Москва может вообще потерять все свое влияние в Сирии, ранее рассматриваемое как один из знаковых элементов статуса России в качестве великой державы. Не говоря уже о том, что провал сирийской кампании России будет означать практически полное ее выдавливание из Ближневосточного региона.

Для Ирана падение режима Асада привело, по сути, к значительному ослаблению выстраиваемой на протяжении многих лет «оси сопротивления» Западу и Израилю. Оказав в ходе гражданской войны в Сирии мощную поддержку правительству Асада, Иран не только способствовал предотвращению перехода САР под контроль «джихадистов», прежде всего так называемого «Исламского государства», но и фактически превратил территорию этой страны в ядро «оси». Сирия стала связующим звеном между Ираном и дислоцированной в Ливане военизированной шиитской группировкой «Хезболла». Последняя получала через сирийскую территорию оружие и боеприпасы из Ирана.

Однако недавняя военная кампания Израиля против Ливана существенно ослабила «Хезболлу». В результате Иран и его прокси-группировки оказались не в состоянии вновь удержать Асада у власти. Судя по сообщениям СМИ, Иран и «Хезболла» вывели свои подразделения из Сирии.

Зато вторжение на территорию Сирии осуществляет Израиль, еще более упрочивший свои региональные позиции вследствие свержения Асада. Сразу после смены власти в Сирии израильские войска взяли под контроль демилитаризованную буферную зону на сирийских Голанских высотах, оккупированных еврейским государством во время Шестидневной войны 1967 года. Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что соглашение о создании демилитаризованной буферной зоны, заключенное между Израилем и Сирией в 1974 году, отныне не действует.

Кроме того, Израиль наносит удары по предполагаемым местам производства и хранения оружия и ракет, объясняя это стремлением предотвратить их попадание в руки экстремистов. Сообщается, что в результате налетов уничтожены важные военные объекты в Сирии, включая аэропорты, авиационные эскадрильи, радары, склады оружия и боеприпасов, научно-исследовательские центры, системы ПВО, а также военные корабли в портовом городе Латакия на северо-западе страны.

Военной активностью на сирийской территории в последние дни отличился не только Израиль. США объявили о поражении ими более 75 целей, включая места дислокации боевиков «Исламского государства». Как и Израиль, Соединенные Штаты объяснили свои действия стремлением не позволить террористам воспользоваться сложившейся в Сирии после краха режима Асада политической неопределенностью.

Еще одним государством, которое серьезно усилило свои позиции в регионе после смены власти в Сирии и, судя по всему, сыграет одну из решающих ролей в последующем развитии событий в арабской стране, является Турция. Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призывал Башара Асада вступить в переговоры как с самой Анкарой, с целью возможного восстановления двусторонних отношений, так и с силами сирийской оппозиции во имя нахождения пути мирного решения гражданского конфликта. Однако Асад идти на переговоры отказался.

Между тем приоритетное значение для Турции имеет возвращение на родину нескольких миллионов сирийских беженцев, нашедших убежище на ее территории. «Турция окажет посильную помощь сирийцам, возвращающимся в свои дома. Мы будем рядом с братским народом в деле восстановления страны», - заявил Эрдоган.

Судя по всему, Анкара действительно намерена играть ключевую роль в восстановлении Сирии. При этом Турция продолжает выступать в защиту территориальной целостности арабской страны. «Мы не можем допустить повторного раскола Сирии и превращения сирийских территорий в зону противостояния», - заявил Эрдоган, выразив надежду и на то, что «в самом скором времени» будут освобождены и те сирийские территории, где все еще орудуют террористы из «Исламского государства» и «Рабочей партии Курдистана».

Несомненно, для Турции важно, чтобы США прекратили военную поддержку действующих в приграничных с Турцией северных районах Сирии курдских террористических группировок. И, похоже, ближайшие месяцы станут еще одной проверкой Соединенных Штатов как союзника Турции, обязанного учитывать ее интересы в сфере безопасности.

В целом же в период судьбоносного исторического экзамена вступил весь Ближний Восток. Последние события в Сирии стали еще одним компонентом тектонических изменений в региональной геополитике.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

4


Актуально