Автор: Намик Г. АЛИЕВ
В Грузии Центризбирком 14 декабря объявил о победе на выборах президента кандидата от правящей партии «Грузинская мечта» Михаила Кавелашвили. За него проголосовали 224 выборщика из 300 предусмотренных законодательством, в соответствии с которым одна половина состояла из депутатов парламента, а другая - представителей регионов.
Михаил Кавелашвили был единственным кандидатом, который в итоге сменил на этом посту оппозиционно настроенную гражданку Франции Саломе Зурабишвили, не признавшую результатов выборов.
В своем первом интервью вновь избранный президент сообщил, что выдвинуть свою кандидатуру ему предложили основатель партии «Грузинская мечта» и ее почетный председатель Бидзина Иванишвили и премьер Грузии Ираклий Кобахидзе. «…Я буду тем человеком, который вернет институт президента в конституционные рамки», - сказал Кавелашвили.
После объявления итогов выборов Президент Азербайджана Ильхам Алиев поздравил Михаила Кавелашвили. Через сутки поступило поздравление и от другого ближайшего соседа - армянского премьера Никола Пашиняна.
Выборы как повод
13 декабря президент Франции Эмманюэль Макрон - накануне первой годовщины присвоения Грузии статуса кандидата на вступление в ЕС - обратился к грузинскому народу. «Предательство европейских устремлений грузинского народа, записанных в Конституции Грузии, недопустимо... Европейская мечта Грузии не должна быть подавлена. Этот выбор европейского пути является вашим суверенным решением, и это решение о присоединении к европейской семье мирно выражается сегодня в Тбилиси и нескольких десятках городов страны», - заявил он.
В свою очередь генеральный секретарь правящей партии «Грузинская мечта» Каха Каладзе сказал, что президент Саломе Зурабишвили «служила не Грузии, а иностранным силам». Он извинился, что именно его партия выдвинула кандидатуру Зурабишвили на прошлых президентских выборах.
А спикер парламента Шалва Папуашвили призвал Зурабишвили соблюдать законодательство Грузии. «Мой призыв заключается лишь в том, чтобы она не предавала в очередной раз грузинский народ, начав саботаж. Я не думаю, что она пойдет против воли грузинского народа. Грузинский народ дал ей ответ 26 октября на выборах. Единственный призыв - подчиниться воле грузинского народа», - заявил спикер.
Выборы президента стали поводом для очередной акции протеста. У здания парламента Грузии, где они проходили, собрались протестующие, к которым присоединилась и Саломе Зурабишвили. Они требовали от Кавелашвили показать диплом о высшем образовании, которого у него, по разным сообщениям, нет.
Полиция была вынуждена стянуть к месту событий дополнительные силы и водометы…
Предвыборные эксцессы
11 декабря Эмманюэль Макрон связался по телефону с Бидзиной Иванишвили. Можно только гадать о причине звонка. Предполагается, что имело место предупреждение: если ситуация в Грузии не изменится, то там вполне возможны более радикальные сценарии. Вероятно, была попытка договориться и дать гарантии Иванишвили, что безопасная жизнь во Франции ему будет обеспечена и пора просто отдать власть.
Напомним, что Иванишвили, как и Зурабишвили, - гражданин Франции и Грузии. Подданной Франции является и его супруга. В 2011 году Иванишвили добровольно отказался от гражданства РФ и начал процедуру отказа от гражданства Франции. Однако в 2013 году приостановил этот долгий бюрократический процесс. Кстати, в 2020 году Макрон наградил его орденом Почетного легиона.
12 декабря в СМИ появились сообщения, что премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе готовится покинуть свой пост и якобы Бидзина Иванишвили уже принял отставку. Однако официально это не было подтверждено.
В СМИ также распространилась информация, что бывший премьер-министр Грузии, нынешний председатель «Грузинской мечты» Ираклий Гарибашвили госпитализирован с серьезными травмами. Якобы в партии «Грузинская мечта» произошел физический конфликт, после которого Ираклий Гарибашвили попал в травматологическое отделение. Об этом в эфире одного из телеканалов рассказал бывший председатель Объединенного инвестиционного фонда Иванишвили Георгий Бачиашвили.
Между тем проправительственные источники сообщили, что он всего лишь повредил плечо на тренировке. Позднее Гарибашвили появился на публике и назвал наглой ложью слухи о его избиении в стенах собственной партии.
Интересно, что 12 декабря в протестах в Тбилиси приняли участие семь депутатов Европарламента, которые специально приехали в Грузию. Они встретились с Саломе Зурабишвили, лидерами оппозиционных партий, представителями гражданского общества и журналистами. От встречи с представителями грузинских властей евродепутаты отказались, заявив, что считают их «нелегитимными».
После того как в СМИ просочилась информация, что Саломе Зурабишвили намерена сорвать выборы нового главы государства, организовать блокаду парламента и национальную забастовку, Кавелашвили посоветовал ей «наконец уйти в отставку».
Шахматная доска Грузии
Грузия вновь находится в центре геополитических событий, став площадкой, где сталкиваются интересы мировых и региональных акторов. Ее географическое положение делает страну ключевым элементом в борьбе за влияние на Южном Кавказе.
Неприкрытое, грубое давление Запада, внутриполитические разногласия и реальность вмешательства извне создают критическую массу, способную подорвать хрупкий баланс между интеграцией и суверенитетом.
Мы видим как бы два грузинских общества: одно желает любой ценой стать неотъемлемой частью европейского сообщества, а другое - традиционное, независимое, пытается защитить свой национальный суверенитет, не отказываясь при этом от европейской интеграции.
Еще свежи последствия давления на Грузию в связи с законом «об иностранных агентах». Глобалисты увидели в нем угрозу демократии. Хотя в законе об ограничении иностранного влияния не было ни слова об «иностранных агентах». Этого термина в законе не было от слова вообще. Это был ярлык. Один из тех, что так любят навешивать, затем тиражировать в СМИ и в результате дезориентировать мнение общества. Несмотря на это, и сегодня многие грузины воспринимают его как щит от реализации чужих интересов в стране.
Закон послужил для ЕС и США поводом назвать его угрозой демократическим свободам. Тем не менее дальнейшие события показали, что этот закон именно об ограничении иностранного влияния, что и обеспокоило «иностранцев». В глазах большинства грузин это способ защитить страну и народ от вмешательства во внутренние дела, отстоять свое право на самостоятельное принятие решений.
Заявление премьера Кобахидзе, что правящая партия «Грузинская мечта» приостанавливает переговоры о вступлении в ЕС до конца 2028 года, поначалу вызвало бурю протеста. Общество разделилось: для кого-то это решение явилось предательством мечты о европейской интеграции, для другой же части общества - важным шагом на пути утверждения национального суверенитета, обретения полной субъектности государства. Грузия потребовала от европейских партнеров равноправного диалога, чтобы страна была не объектом, а полноценным партнером. Свою роль здесь сыграл язык ультиматумов, так широко используемый ныне некоторыми акторами, который не вяжется с демократическим имиджем.
Позднее ко многим пришло понимание, что речь не об отказе от европейского вектора, а лишь о приостановлении переговоров о вступлении, чтобы изменить их тональность, характеризующуюся диктатом бюрократов.
Южный Кавказ превратился в ключевое звено для транспортных коридоров и энергетической безопасности, что делает его узлом пересечения геополитических интересов таких игроков, как США, ЕС, Россия, Турция, Китай и Иран.
И руководству Грузии предстоит в новых условиях проводить независимую политику, основанную на равновесии между потребностями внутренних сил и внешними вызовами на пути к европейской интеграции. Команде «Грузинской мечты» придется стать умелым игроком в нарастающей геополитической борьбе.
Мирный протест или революция фейерверков?
Объективно любые попытки нарушения стабильности в государстве должны расцениваться в качестве провокации. Право на мирный протест, выражение своего мнения, своего отношения к событиям, поступкам и т.п. являются неотъемлемым гражданским правом. Мирный протест сам по себе не может изменить результаты выборов и не выходит за рамки правового поля. Это нормально. Происходящее же в последние недели начинает напоминать попытку провести очередную «цветную» революцию. Призывы полиции не выходить за рамки норм права не были услышаны, протесты переросли в беспорядки.
Все видели кадры, где полицейских ослепляли лазером, бросали в них камни, стреляли фейерверками, протестующие расшатывали и ломали ворота парламента, пытались незаконно проникнуть на его территорию.
Усилия по пресечению противоправных действий не всегда были успешными, так как полиция избегала жестких мер. Тем не менее имелись пострадавшие как среди протестующих, так и правоохранителей. Подобные действия оппозиции априори не могли повлечь за собой изменения итогов выборов, однако однозначно дестабилизировали ситуацию.
Развитие событий все больше начинало напоминать украинский Майдан. У всех на памяти строящиеся баррикады, дым, стычки и сражения на улицах Киева. Но в ночь на 5 декабря оппозиция в Грузии сменила тактику - их действия практически не выходили за границы правового поля, и полиция, соответственно, просто наблюдала за акциями. Неожиданное осознание того, что все должно происходить в демократическом русле, в рамках норм права, походило на спущенную кем-то команду. В этой ситуации даже правоохранителей периодически не было видно.
А причина оказалась простой: превентивные меры грузинской полиции по задержанию зачинщиков беспорядков - не организаторов митингов, а именно беспорядков, которые нарушали так оберегаемые европейцами законы. В их офисах обнаружились в огромном количестве маски, фейерверки, фонарики и другие «снасти» для беспорядков.
13 декабря парламент Грузии утвердил законодательный пакет изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им, участникам митингов, собраний и демонстраций отныне запрещено появляться в масках, а также использовать пиротехнику. Также запрещается использовать лазеры или любые другие средства с резким свечением, которое может помешать деятельности правоохранительных органов. В законодательстве предусмотрены солидные денежные штрафы за незаконное перекрытие улиц шествиями и транспортными средствами. Крупными штрафами будут наказываться и лица, наносящие рисунки и надписи на фасады зданий.
По словам Ираклия Кобахидзе, после выборов президента страны «майдан в Грузии провалился». Курс на евроинтеграцию остается неизменным, и Грузия сделает все, чтобы стать членом ЕС, сообщил он.
Можно ли было избежать протестов?
На пресс-конференции 3 декабря Ираклий Кобахидзе с сожалением отметил, что с ноября 2020 года по сегодняшний день - за четыре года - были предприняты четыре попытки организовать революцию и нацмайдан, финансируемый из-за границы.
При освещении состоявшихся парламентских выборов в прессе, в том числе и в оппозиционной, отмечались определенные нарушения на избирательных участках, по которым даже возбуждались уголовные дела, а их данные отменялись. Эти факты не оказали решающего влияния на общий ход голосования. Центральная избирательная комиссия признала выборы состоявшимися и утвердила их результат.
Беспрекословное выполнение требований Запада генерирует в стране внутренние конфликты между либеральной элитой и более умеренными традиционными националистическими силами, увеличивая противоречия и разрыв в социуме.
Европейский выбор или суверенитет?
Грузия обретает свою полную субъектность. Заинтересованным силам не удалось втянуть ее в очередную войну против России. Активное стремление поставить Грузию в один ряд с Украиной чуть не довело до разрыва отношений между двумя странами. Причем Грузия открыто и активно поддерживала территориальную целостность Украины, а граждане Грузии даже сражаются за нее. Несмотря на давление, которое оказывалось на Тбилиси для открытия «второго фронта», правительство Грузии четко обозначило приоритет национальных интересов и безопасности страны и не ввязалось в войну.
На протяжении двух десятилетий Грузия рассматривалась США и ЕС как стратегический форпост в противостоянии с Россией. Характеризуя ситуацию, министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что Грузию пытаются превратить в буферную зону, одновременно усиливая политическое, военное и медийное давление.
Сбалансированная политика Грузии отвечает коренным интересам ее народа. Стремление избежать боевых действий на своей территории продиктовано ее государственными интересами. Наличие двух неразрешенных этнотерриториальных конфликтов, отсутствие дипломатических отношений с Россией и возможность столкновения с ней - риски, которые могут закрыть вопрос европейской интеграции Грузии. Сегодня политика страны пытается учитывать все это, что кому-то не по нраву. А может, конфликт с Россией необходим, чтобы не принимать Грузию в ЕС?
Расположенность правительства Грузии к евроинтеграции у большинства стран Европы не вызывает сомнений. Речь идет о стремлении сменить правительство Грузии на менее приверженное стратегическому союзу Азербайджан-Грузия-Турция, созданию нестабильности и, таким образом, получить возможность для вмешательства в дела Южного Кавказа.
Победа «Грузинской мечты» на парламентских выборах, избрание президентом Михаила Кавелашвили укрепляют региональные позиции Грузии, подтверждают, что она остается надежным партнером для соседних стран.
В то же время, как заявил после президентских выборов Ираклий Кобахидзе, «Грузия сделает все для членства в ЕС». «Грузия может пойти на компромиссы с Евросоюзом, но не за счет суверенитета, независимости и территориальной целостности», - сказал он.
Нет сомнения в мудрости дружественного грузинского народа, в его способности сохранить стабильность, разрешить этнические конфликты, принять решения в интересах мира и благополучия народов Южного Кавказа.
Сегодня Грузия не желает повторять путь Украины: она пытается не только сохранить стабильность, но и не потерять суверенитет.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: