Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
В январе взоры всего мира были обращены к США. Дональд Трамп официально вернулся в Белый дом, вступив в должность в качестве 47-го президента. В своей инаугурационной речи он пообещал новый «золотой век» для Америки. «Меня хотели лишить свободы, лишить жизни, но Господь спас меня, чтобы я снова сделал Америку великой», - заявил «Трамп 2.0», тем самым возлагая на себя «великую» миссию. Среди других громких обещаний хозяина Овального кабинета - вернуть стране «традиционные ценности», а также заложить новые подходы к внутренней и внешней политике. Причем внешняя политика теперь охватывает и межпланетное пространство. В планах Трампа - ни много ни мало установить флаг США на Марсе.
Новый и прежний
Бывший президент и непримиримый политический противник Трампа Джо Байден присутствовал на церемонии инаугурации в Капитолии, а также по традиции оставил прощальное письмо, содержание которого раскрыто не было. Но, судя по всему, Трамп не особо к нему прислушался, поскольку подписал указ об отмене 78 решений своего предшественника. Как отмечают наблюдатели, в приказах нового президента достаточно противоречий и многих они оставляют недовольными. Причем среди них те, кто в последние годы привык быть в приоритете.
Ясно, что решения новой администрации будут оспариваться законодательной властью. Так, например, федеральный судья из Сиэтла Джон Коэнур уже временно заблокировал исполнительный указ Трампа, ограничивающий право на автоматическое получение гражданства по праву рождения в США, назвав его «неконституционным». Также явно достанется новой администрации Белого дома и от правозащитных организаций.
Самые значимые среди отмененных и новых указов Трампа касаются искусственного интеллекта, правительственной цензуры, основания министерства государственной эффективности, реформ министерства юстиции, крупных реформ в экономике и промышленности страны, перемен в системе торговли и налогообложения, «зеленой» политике. В частности, США вновь собираются стать страной - производителем нефти и начать экспортировать энергоресурсы по доступным ценам, руководствуясь принципом «Бури, детка, бури». Под это дело подписаны ожидаемые, но все равно шокировавшие многих указы о выходе Вашингтона из ВОЗ, а также из Парижского соглашения по климату.
У Трампа есть претензии и по поводу отношения к пандемии COVID-19 и другим глобальным кризисам в области здравоохранения. Новый глава США считает, что ВОЗ слишком зависима от политического влияния и что вообще американцы платят организации слишком много денег по сравнению с другими странами.
Что касается «зеленого» курса, то его Трамп и вовсе назвал «расточительным». «Мы собираемся позволить людям покупать те машины, которые они хотят», - было заявлено более чем четко.
Еще одним шоковым решением стали шаги, касающиеся гендерной и расовой политики. Трамп официально объявил, что в США существуют только два пола - мужской и женский, что не будет мужчин, участвующих в женском спорте, не будет трансгендеров в армии, а сами трансгендерные операции станут редкостью. Главным мерилом отныне, как и раньше, должны стать заслуги человека, а не его цвет кожи, гендер или сексуальная ориентация. То есть политика разнообразия, равенства и инклюзивности получила фактическую отмену в американском правительстве.
Политика неоднозначности
Наиболее значимые решения, уже утвержденные и анонсированные, касаются внешней политики. Для многих становится очевидным, что высказывания Трампа до и во время инаугурации о возвращении под свое влияние Панамского канала, превращении Канады в еще один американский штат и покупке датского острова Гренландия вовсе не популизм, а вполне серьезные намерения. Другое дело, насколько они все-таки осуществимы. Но то, что президент США постоянно это повторяет, уже говорит о многом.
Сюда же относится введение чрезвычайного положения на южной границе США с Мексикой из-за миграционного кризиса. Американский президент сразу заявил, что латиноамериканские наркокартели будут признаны иностранными террористическими организациями и из страны начнется выдворение всех нелегалов. Статус Кубы, как государства - спонсора терроризма, отмененный Байденом, восстановлен. И Мексиканский залив теперь официально Американский. Все это очерчивает некий единый регион, который нынешней администрацией обозначается зоной стратегических американских интересов. Да, все более чем серьезно. По крайней мере на словах.
В отношении же КНР, которую не раз называли главным стратегическим врагом США, риторика Трампа пока носит несколько смазанный характер (если не считать вопрос Панамского канала, постоянную напряженность в Южно-Китайском море и на Тайване и уже знакомые угрозы введения высоких пошлин и дополнительных тарифов на все без исключения китайские товары). Трамп даже дал понять, что готов посетить Пекин, предоставив 75-дневную отсрочку китайскому приложению TikTok в США, и отчитал Тайвань за чиповый бизнес в ущерб американским интересам.
Большая надежда на бизнесмена Илона Маска, имеющего серьезные деловые интересы в Поднебесной. Он может серьезно поддержать обозначившийся вроде как дружелюбный подход Трампа к Китаю. С другой стороны, зная отношение Трампа и некоторых членов его администрации (особенно Марко Рубио и Майка Вальца) к Китаю, а также учитывая импульсивность нового хозяина Белого дома, мало кто питает совсем уж большие иллюзии на сей счет.
Примечательно, что серьезный британский аналитический центр Chatham House выразил мнение, что «двусмысленная политика» Трампа в отношении Китая увеличивает риск случайной эскалации вокруг Тайваня и в Южно-Китайском море. Также высказывается мнение, что политика Трампа усиливает притязания Китая на мировое лидерство.
Миру - мир?
На Ближнем Востоке Трамп остается союзником Израиля, стремится к стратегическому партнерству с Саудовской Аравией, а также наверняка будет пытаться использовать территорию Сирии для транзита катарского газа. Какой подход он в итоге изберет по отношению к Ирану, тоже все еще непонятно. Звучали заявления, что ситуацию с ИРИ можно будет разрешить без нанесения военного удара по Тегерану, путем заключения новой ядерной сделки. В пользу такого сценария говорит то, что он выгоден обеим сторонам. В целом же новый хозяин Белого дома объявил, что будет миротворцем и закончит все войны, которые сейчас идут в мире.
Самая главная война на сегодняшний момент продолжается в Украине. И, судя по всему, начинающаяся вокруг этой ситуации геополитическая игра может изменить мировой порядок. В инаугурационной речи Трамп не говорил про Москву и Киев, зато потом вернулся к ним сполна. Скорее всего, по сообщениям ряда СМИ, сначала между президентами США и России состоится телефонный разговор. Трамп хочет прекращения конфликта, ему не нравятся траты на него из американского бюджета, как, впрочем, и любые траты. Но он также не хочет и не может в чем-либо уступить главе Кремля Владимиру Путину.
Давить на него Дональд Трамп собирается с помощью излюбленных экономических и финансовых приемов - снижением стоимости нефти, высокими пошлинами, налогами и серьезными санкциями против всего, что Россия продает в США. «Он должен заключить сделку. Думаю, он разрушает Россию, не заключая сделку», - считает Трамп и верит, что Путин к нему прислушается. Проблема в том, что Путин не «бизнесмен прежде всего».
При этом возможный диалог Москвы и Вашингтона пока что содержит слишком много неизвестных, основные из которых - позиция и дальнейшие возможности Киева, степень вовлеченности Европы, участие Китая, выбор возможной площадки для переговоров. Но самое главное - их предметная составляющая. Так, высказывания главы Белого дома в отношении Дании и Канады, когда США фактически предъявляют территориальные претензии своим союзникам, в данном контексте волнуют слишком многих. На этом фоне новость о распоряжении на 90 дней приостановить оказание помощи всем зарубежным государствам, кроме Израиля и Египта, также была воспринята в негативном ключе.
Говоря о внешней политике Дональда Трампа, нельзя не упомянуть главу нового Департамента эффективности государственного управления миллиардера Илона Маска, который является фигурой не менее заметной и не менее противоречивой, чем сам президент. Сюда входят как его возможности (в том числе в области блокчейна и криптовалют, а также ИИ, на что новая администрация, кажется, уже делает крупные ставки), так и его действия (включая жесты). В ходе своего выступления на инаугурации Трампа Маск использовал приветствие рукой, которое слишком многие истолковали как «зигу», напоминающую приветствие нацистов. Вокруг этого развернулись нешуточные споры. В конце концов все пришли к выводу, что это, конечно, был жест, который в американской истории определяется как «салют Беллами», но осадок, как говорится, остался.
Впрочем, вопрос не в этом. Жест, в любом случае, это просто жест. Вопрос в том, как дальше будут складываться отношения Трампа и Маска - людей, равных по силе духа, амбициям, высказываниям, действиям и, главное, некой непредсказуемости. Перед нами сценарий будущего конфликта или, наоборот, это возможный преемник Трампа? Ведь как бы обновленный хозяин Овального кабинета ни критиковал за возраст ушедшего Джо Байдена и как бы ни показывал свою неутомимость, человек он все-таки уже немолодой…
Что же ждет США и, конечно, весь мир с приходом нового хозяина Овального кабинета? Есть ли у Америки силы и ресурсы для обновления, анонсированного Трампом? Какой посыл и какое наследие для самой влиятельной страны в мире закладывает еще одно президентство Трампа? Своими антибайденовскими указами он уже нанес удар по одному из столпов американской государственности - последовательности внутренней и особенно внешней политики. Если каждая новая администрация США легко может перечеркнуть то, что было достигнуто предыдущей, добавляет ли это доверия к Вашингтону? Или все-таки мы на пороге таких перемен, когда и мерила, и принципы в международной политике станут уже совсем другими?
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: