
ЧТО РЕШИТ «УЛИЦА»?
Митинги в Турции как отражение внутренней борьбы и внешних влияний
Автор: Тофигаханым КАСИМОВА
Турция обеспечивает телеканалы мира «революционно-драматичной» телекартинкой. В крупных городах - массовые митинги противников действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Толчком к этому послужил арест Экрема Имамоглу, мэра Стамбула.
Протестуют в Турции с размахом. Задержанных, по данным МВД страны, уже больше тысячи. Среди них оказались, как минимум, 12 членов террористических группировок. Число пострадавших полицейских перевалило за сотню. Реджеп Тайип Эрдоган весьма жестко прошелся по адресу демонстрантов, которые бросают камни в полицию, разрушили кладбище около одной из стамбульских мечетей и т.д. Правда, открытого обещания жестких мер не последовало.
А пока на улицах Стамбула, Анкары, Измира и других крупных городов Турции демонстранты сходятся в рукопашной с полицией, а эксперты строят догадки и прогнозы: что происходит? Кто возьмет верх в разворачивающемся противостоянии? Чем нынешняя вспышка страстей закончится и для оппозиционной Народно-республиканской партии (СНР), и для правящей АКР, и, самое главное, для Турции как страны?
«Коррупция» пишем, а что в уме?
Экрем Имамоглу был арестован по обвинению в коррупции в рамках масштабной антикоррупционной операции. По делу проходят не менее сотни человек. На встрече со своими сторонниками Эрдоган пообещал, что если будут раскрыты подробности, это «затмит бразильский сериал».
Экрем Имамоглу - наиболее опасный политический противник Эрдогана. Именно он должен был стать кандидатом от оппозиции на президентских выборах через три года. А еще мэр Стамбула - лидер СНР. В стране, как и за ее пределами, уже не одно поколение экспертов и политологов повторяет: «Кто владеет Стамбулом - тот владеет Турцией». Именно с поста мэра Стамбула начал свое восхождение к должности сначала премьер-министра, а затем и президента Турции сам Эрдоган. Поэтому победа кандидатов от СНР на последних муниципальных выборах в крупнейших городах Турции в свое время была воспринята многими едва ли не как «конец эры Эрдогана».
В такой ситуации очень велик соблазн объявить, что «диктатор Эрдоган хочет расправиться со своим политическим противником», назвать нынешние митинги «демократическим порывом масс» и объявить одних героями, а других - пригвоздить к позорному столбу. Можно даже вытащить политические штампы начала нулевых и начать рассуждать о противостоянии «исламистов» и сторонников светского устройства государства. Тем более что СНР была основана еще Кемалем Ататюрком.
Или, с другой стороны, назвать нынешние митинги попыткой разыграть в Турции сценарий «цветной революции», который, как показывает практика, вовсе не приносит сногсшибательных «коврижек» той стране, где его реализуют. Тем более что эту версию подтверждают серьезные аргументы: именно при Эрдогане Турция стала самостоятельным игроком на международной арене, что, возможно, не нравится многим внешним центрам силы.
Как напоминают наблюдатели, внешние кукловоды приводят к власти не демократов, либералов или носителей еще каких-нибудь привлекательных убеждений. Они приводят к власти послушных. Именно на такой сценарий намекает и сам Эрдоган: «Пока мы стараемся укреплять отношения с обществом, некоторые силы пытаются подорвать их. Некоторые обеспокоены тем, что мы раскрываем истинные мотивы тех, кто, скрываясь под различными масками, использует нашу страну в своих интересах. Враждебно настроенные к Турции и ее народу круги использовали эти силы для своих целей», - заявил он на заседании парламентской группы правящей партии.
Азербайджанское прочтение турецких митингов
У Азербайджана, без сомнения, свои восприятие и прочтение нынешних внутриполитических потрясений в Турции. И не только потому, что в Баку, Гяндже, Нахчыване слишком хорошо знают реальную цену «митинговой демократии». Именно за те годы, что пост президента Турецкой Республики занимает Реджеп Тайип Эрдоган, отношения двух стран вышли на уровень действительно братских. Кульминацией здесь справедливо считают решительную поддержку Азербайджана со стороны Турции во время 44-дневной Отечественной войны и подписание 15 июня 2021 года Шушинской декларации, которая закрепила военный союз двух стран. Плюс ко всему в Азербайджане хорошо помнят и президентские выборы в Турции 2023 года. Можно было бы не обращать внимания на какие-то утечки, слухи или намеки. Но в Баку уже тогда отметили, что накануне выборов кандидат от СНР Кемаль Кылычдароглу не посетил Азербайджан.
Настоящий же скандал грянул, когда он уже в статусе кандидата в президенты от СНР представил свою карту Шелкового пути, который, по его мнению, должен проходить через Иран - в обход нашей страны. В Баку эта идея Кылычдароглу вызвала понятное возмущение. Причем к этому моменту Азербайджан уже был активным участником работающей программы возрождения Шелкового пути - при помощи транскаспийской паромной переправы и железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Эксперты открыто назвали идею Кылычдароглу нежизнеспособной. Но главное - его обвинили в попытке нанести удар по отношениям Азербайджана и Турции.
Мевлют Чавушоглу, занимавший тогда пост министра иностранных дел, высказался весьма жестко по этому поводу. Он прямо обвинил лидера Народно-республиканской партии и оппозиционного кандидата в президенты Кемаля Кылычдароглу в попытке угодить Армении и Западу. «В чем смысл ущемления интересов Азербайджана? В стремлении угодить Армении или странам Запада? Мы прекрасно осознаем цели сил, стремящихся изолировать братский Азербайджан» - это заявление главы турецкой дипломатии тогда цитировали многие информагентства. Кылычдароглу выборы проиграл и большую политику покинул, но осадок, как говорится, остался.
Другое дело, что при всех симпатиях к Азербайджану арест Имамоглу и реакция на него турецкой общественности - это внутреннее дело Турции. И решать, какими окажутся политические последствия этого ареста, будут тоже граждане Турции. Исходя из собственных интересов.
СНР против АКР
Турция - страна реальной, работающей демократии. Массовые уличные протесты здесь не являются чем-то из ряда вон выходящим. И далеко не всегда они заканчиваются масштабными политическими подвижками. Куда чаще такой студенческий протест «перегорает сам по себе». Тем более что до выборов еще три года. А все последние президентские выборы в Турции выигрывает Эрдоган.
Впрочем, правы и те, кто напоминает: да, Эрдоган выигрывает выборы, но уже далеко не с тем перевесом, как это было в начале его политической карьеры. Последние выборы он вытянул на десятых долях процента.
Весной 2023 года, когда кандидат от СНР Кемаль Кылычдароглу проиграл выборы Эрдогану, в лагере противников нынешнего «реиса» начались «разброд и шатания». Кылычдароглу, согласно неписаным правилам политической этики, пост главы партии после этого покинул и ушел в тень. В результате в рядах СНР началась борьба за лидерство со всеми вытекающими отсюда моментами.
Сегодня, уверены аналитики, этот этап уже позади. Арест Имамоглу сплотил партию. Не зря после ареста СНР, как и собиралась, официально выдвинула Имамоглу кандидатом на президентских выборах. Но это, предупреждают специалисты, скорее красивый жест в поддержку своего однопартийца, чем реальный политический расчет. Если до выборов Имамоглу останется за решеткой, то СНР волей-неволей придется искать альтернативного кандидата, а значит, весь маховик внутрипартийного соперничества неизбежно закрутится по новой.
Не так просто предсказать, как повлияет на распределение симпатий и антипатий в обществе нынешняя вспышка страстей. Да, в турецком обществе уже дает о себе знать «усталость» от Эрдогана. Сказываются и нарастающие экономические проблемы, и раздражение от присутствия в стране сирийских беженцев, и многое другое.
Но верно и то, что именно при Эрдогане Турция превратилась в региональную сверхдержаву. Она сделала впечатляющий скачок в развитии своего ВПК и вошла в число ведущих мировых экспортеров оружия, включая едва ли не главную свою оружейную сенсацию - ударные беспилотники «Байрактар». Те самые, которые повергли в шок мировое оружейное экспертное сообщество после освобождения Карабаха. Именно за время правления Эрдогана фактор тюркского единства стал играть существенную политическую роль, а Анкара заметно нарастила свое влияние к востоку от Каспийского моря.
Можно отмахнуться: вопросы внешней политики могут и не иметь большого значения на президентских выборах. Голосовать граждане Турции будут за свои насущные интересы. Учитывая инфляцию, социальные неурядицы, а также многое другое.
При этом не стоит забывать, что при всех демократических традициях «уличную митинговую стихию» турецкие избиратели тоже не очень-то жалуют. И самое главное, не сыграл ключевой «козырь» АКР и Эрдогана - те самые обвинения в коррупции. Вряд ли правоохранительные органы Турции решились бы арестовать Имамоглу, не имея достаточных на то оснований. И когда сторона обвинения обнародует свои доказательства, судя по нынешним заявлениям Эрдогана о «бразильском сериале», мало не покажется.
Не зря в рядах СНР требуют от властей проведения досрочных президентских выборов. Здесь, судя по всему, понимают, что удержать нынешнюю волну своей популярности будет непросто. А обвинения в коррупции наверняка «сыграют» в пользу их противников. Так что главные новости с тегом «Имамоглу» еще впереди.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:
