5 Декабря 2025

Пятница, 09:06

«ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ НЕ ТОЛЬКО СЕБЯ, НО И СВОЙ ФЛАГ»

Агдес БАГИРЗАДЕ: «Пересекая границы Азербайджана, помимо того, что ты художник, куратор, да кто бы ни был, ты уже представитель своей страны»

Автор:

15.04.2025

Шотландский скульптор и художник-график Эдуардо Паолоцци как-то высказал мысль, что «творчество имеет отношение к качеству общения». Может, потому самые разнообразные творческие проекты стоит воспринимать не только как некую тематическую общность, но и как личностные проявления. Ведь отношения между участниками складываются всегда по-разному, в зависимости от куратора. И потому на одних проектах виден исключительно мир художника, хотя помощь куратора присутствовала, а на других лица художника не видно, а есть представление самого куратора.

Настоящее время привело к тому, что самые интересные проекты - это те, где видно лицо куратора. Они получаются острее, создавая ощущение, что у кураторов компоновать материал и передавать задумку получается лучше, чем у самих авторов. Всегда интереснее смотреть на послание, созданное из множества маленьких посланий.

Фотохудожник Агдес БАГИРЗАДЕ известна не только как участник многих выставочных проектов. В орбите ее профессиональных интересов уже прочно обосновалось кураторство.

- Как вы понимаете творчество?

- Творчество - это самовыражение. На мой взгляд, это когда ты свой внутренний мир, свои мысли, свое видение можешь показать посредством чего-то. Музыканты - через музыку, художники - изобразительными работами. Я объединила в своем творчестве два вида искусства. По первому образованию я музыкант. И видеть себя вне этой среды я не могу. С раннего детства я оказалась в стенах средней специальной музыкальной школы имени Бюльбюля и, окончив ее, получила базовое классическое музыкальное образование. При этом я фотохудожник, старающийся этому искусству придавать «звучание», присущее моему видению.

- Иная ипостась не рассматривалась?

- Я выросла в творческой семье. С ранних лет общение с известными в разных областях искусства людьми сформировало мое творческое мировоззрение. Интересно, что моя мама, будучи музыкантом, увлекалась фотографией. Конечно же, интерес к фотографии ко мне перешел от мамы. Тогда были пленочные фотоаппараты, и я как сейчас помню, как в ванной комнате в темноте мама печатала фотографии, а я с интересом наблюдала за этим таинством. Так и повелось, что даже в школе все знали, что в одной руке у меня ноты, а в другой - фотоаппарат. Переход из разряда любителя в профессионалы у меня случился в 1999 году, когда я выиграла конкурс. Потому этот факт не удивил тех, кто меня знал с детства.

- Как известно, многое закладывается через образование.

- Высшее образование я получила в Западном университете по двум специальностям: «менеджмент - бизнес-администрирование» и «банковское дело». Проработав какой-то период в бизнес-среде, пришла к твердому пониманию, что эта область не моя. Как бы я ни пыталась что-то изменить в своей жизни, мой мозг устроен как у творческих людей. Но эти знания мне в дальнейшем стали определенным подспорьем. При всем ином творческом «существовании» рациональный подход к тем или иным ситуациям оказался весьма кстати. Выбрав путь фотохудожника, мне посчастливилось окончить курс искусства фотографии, арт-менеджмента и маркетинга в университете Kansas City в США.

- Эдакий профессиональный дуализм…

- Все полученные знания легли в основу моего личного подхода в реализации своих проектов. Умение строить отношения в плане бизнеса, ведения дел, управления человеческим ресурсом - отдельная наука. Именно коллаборация образований помогла реализовывать мои творческие задумки как куратору музыкальных и визуальных проектов. Не каждый человек, имеющий идею, может ее разработать и довести до ума. Так вот, используя свои навыки, создавая проекты, привлекаю в них тех или иных творческих людей, с которыми, как известно, сложно работать. А так как я сама из этой среды, пользуясь знаниями, аккуратно и ненавязчиво руковожу ими, достигая необходимого результата для лучшего представления моего проекта. И, к счастью, на сегодняшний день в моей практике не случилось ни одного провального. Мне важно, чтобы все было качественно и с точки зрения менеджмента, и исполнения. Не скрываю гордости, что смогла привлечь в свои проекты талантливых людей. Опираясь на опыт сроком в четверть века в этой области, могу уже с уверенностью сказать, что когда приглашаю кого-либо, люди с интересом откликаются. 

- Как «уживается» в вас самой кураторская деятельность в музыкальном и изобразительном направлениях?

- Вполне спокойно. Это нормальная для меня среда. Опять-таки, может быть, корни уходят в далекое детство, когда буквально с рождения была окружена музыкантами, художниками, писателями, искусствоведами. Скорее, одно и другое меня дополняют, нежели диссонируют.

- Музыка - некий формат художественного воплощения, а изобразительное искусство - музыка, положенная на холст?

- В данном контексте у меня это художественная фотография. Да, в моей практике были проекты с художниками. Я также была куратором и креативным директором международных фестивалей. Так что опыт управления у меня есть. Помимо участия в международных проектах я также входила в состав жюри. 

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние искусства?

- На данный момент то качество искусства, которое мы имеем, не всегда отвечает моим требованиям. Понятно, что это мое субъективное мнение. Я не ругаю молодежь. Ни в коем случае! Среди них есть очень интересные художники и музыканты. Как куратор я должна знать, что, условно говоря, предлагает молодой взгляд. Оттого и стараюсь максимально охватывать вниманием проводимые творческие проекты. Но, опять-таки, по моему субъективному мнению, планка немного опустилась. Если еще десять лет назад определенные работы не рассматривались бы для экспонирования, сегодня они включаются в экспозиции. Был какой-то критерий профессионального уровня.

- Может, поменялся социум?

- И это тоже. Но думаю, что даже при переменах должны оставаться и соблюдаться определенные критерии, выдерживаться планки, которые нельзя опускать при любом социуме. Искусство должно быть высоким! На то оно и искусство, что должно быть выше бытового. Я понимаю, что искусство и наша жизнь соприкасаются. Социум хочешь-не хочешь имеет место быть в творческой жизни. Но при всем при этом нельзя идти на поводу запросов социума. Его надо вести за собой! Воспитывать! Просматривая работы на различных выставках и конкурсах, задаюсь вопросом: как они могли дойти до финала или быть включенными в экспозицию? Также и в музыкальной сфере. 

- Может, они лучшие из худших? Вышедшие из клипового мышления «щелк, и все»? 

- Тогда это огромная проблема! Современные гаджеты сыграли злую шутку в искусстве фотографии. Каждый их владелец мнит себя «гением». Проблема в том, что у нас в стране нет такого понятия, как искусство художественной фотографии в его истинном глубинном значении. У нас на нее смотрят как на «фотку». Слово, которое я не приемлю и всегда это озвучиваю. Это слово, обращенное в адрес моих фоторабот, приравниваю к личному оскорблению, объясняя, что занимаюсь не «фотками», а искусством фотографии. В моем понимании это если бы художнику сказали «ну нарисуй мне что-нибудь». То же самое и в адрес музыканта, как в одном из эпизодов культового сериала Говорухина попросили сыграть «Мурку», не впечатлившись этюдом №2 фа-минор Фредерика Шопена. Если выходящие в финал конкурсов работы самые лучшие из худших, то не надо их выставлять. Или надо убрать этот проект, или пусть будут три работы, но интересные и качественные. Как-то будучи включенной в состав жюри, стала свидетельницей, когда на конкурс была представлена работа, в которой были явно неверно соблюдены тонкости, дающие понимание о степени профессионализма. Я выбрала именно ее, в дальнейшем она была номинирована и, кажется, взяла какое-то место. В ней были идея, образ. Лучше выберу такие, чем технически правильно выполненные, но пустые по смыслу. Ничего «не говорящие» работы в моем восприятии плоские. Я убеждена, что работы должны обладать энергетикой, посылом, вступать в диалог, должна прослеживаться концепция. 

- Но здесь может возникнуть диссонанс между художественным и материальным.

- Вполне. Но давайте вспомним, что есть коммерческий и художественный виды искусства. Понятно, скажем так, что творчество в целом требует больших затрат и брать подработки вполне приемлемо. Ни в коем случае недопустимо смешивать коммерцию с творческой стороной. Это применимо ко всем областям искусства. Должны быть градация и полное понимание своих действий. Надо уметь отделять момент вложения души от подсчета вознаграждения. Кстати, себя не исключаю! Коммерческие съемки в моей практике тоже присутствуют. Правда, формат частных торжественных мероприятий в ней не рассматривается. Но даже работая на конференциях, презентациях, волей-неволей выхватываю объективом какие-то интересные образы. Творческая составляющая моего видения дает о себе знать. Пусть этот кадр не нужен заказчику, но моя душа художника будет удовлетворена. Замечательно, когда можно в процессе «заработать» получить удовольствие.

- Опять сочетание…

- Ну никак нельзя из меня выбить стремление и умение соединять и комбинировать. Просто нереально. Все, на что падает мой взгляд, просматриваю через призму искусства. Мой глаз так видит, уши так слышат.

- Проект - это реализация своего персонального и личного взгляда? Или некая реализация ожиданий его участников?

- Смотря, как к этому вопросу подойти. Если я куратор проекта, то идет совмещение. В данном контексте это взаимодействие между мной и участниками проекта. При этом видение конечного результата в процессе реализации может разниться по мере совместной работы по обе стороны. Будучи сама творческим человеком, знаю, что нельзя диктовать своим коллегам. Ставить жесткие условия. Нельзя очерчивать границы и тем самым заключать в условную клетку. Иначе это уже не творчество! Даже обладая статусом куратора и креативного директора, даю шанс «высказаться» вовлеченным в мой проект артистам. Обязательно даю им возможность прочувствовать через свою призму тот или иной образ, концепцию и высказать свое мнение. А может, оно дополнит мою идею?! Проект есть также и диалог. В любом проявлении. Невозможно взаимодействовать с людьми в рамках монолога. Связь с кем-то в плане творчества - это умение слушать и слышать друг друга. Обязательное условие - прийти к какому-то консенсусу, чтобы и мне была интересна реализация моей идеи, и участникам, но в рамках моего общего видения конкретного проекта. Мнение куратора, тактично высказанное участнику проекта, приблизит к своей трактовке, сохранив и преподнеся индивидуальность художника или музыканта.

- Вы имеете опыт пребывания по обе стороны. Где удобнее вам самой?

- Это зависит от того, с кем работаешь. Ко всему прочему умею разделять позиционирование себя в том или ином формате, переключая восприятие происходящего. Когда я выступаю как фотохудожник - участник какого-то действа, спокойно отношусь к требованиям его куратора, понимая его мотивы. Даже стараюсь ненавязчиво помочь в какой-то форме. Знаете, я бы провела аналогию со связкой режиссер-актер. Где второй выполняет поставленные задачи первого. Этакая коллаборация. Но когда я реализатор своих персональных проектов, становлюсь себе самой куратором.

- Случается смотреть на свои проекты с точки зрения тех, где сами были участницей?

- Я всегда учусь. Каждый проект, где мне довелось быть участницей, - это приобретенный опыт. Например, у меня был опыт работы с Альфонсом Хугом, руководившим Институтом Гёте. Мы сделали с ним два больших международных проекта. Помимо меня как участник в них была задействована художница Сабина Шихлинская, будучи сама куратором множества проектов современного искусства. Мы обе выполняли задачи, озвучиваемые куратором Хугом. Так вот я училась у него. Приходилось пересматривать какие-то моменты своего видения, принимая его право конечного взгляда. Никогда не забуду ощущение, которое переживала, когда, можно сказать, только присматривались друг к другу. Я пребывала в весьма противоречивых и сложных чувствах. Я видела, что он слышит только себя, и мои попытки до него донести свои мысли безуспешны. Чтобы не усугублять ситуацию, мы решили пару дней отдохнуть. За это время он написал свое видение проекта, после прочтения которого я поняла, что ему просто сложно высказать общее видение задуманного. Через эпистолярность стали ясны концепция и ее смысловая наполненность, что мне, как художнику, жизненно необходимо понимать. Потому я и отмечаю, что многое зависит от того, с кем ты работаешь, надо научиться уважать чужое мнение, научиться слышать, понимать куратора. Если люди слышат, слушают и работают в формате диалога, то это уже залог успеха.

- Выбор падает на тех, с кем вам приятно общаться?

- Отнюдь… Мне присуще разделять в художнике или музыканте характер и талант. Как куратор всегда оцениваю, насколько мне интересен рассматриваемый участник как творческая личность. Не каждый гениальный человек может быть охарактеризован как хороший человек. История знает примеры, когда признанный гений в обыденной жизни весьма неприятен в общении. В этом плане включается «мозг менеджера», рассматривающий, насколько тот или иной человек специалист, на чем и выстраиваются рабочие взаимоотношения. Ну а когда «специалист» и «приятный характер» сочетаются в одной личности - это уже бонус.

- Что такое быть частью международного проекта?

- Сложно перечислить страны, где не выставлялись мои работы. Одним из ярких и незабываемых стал большой тур по США по инициативе Фонда друзей культуры Азербайджана. В составе делегации я представляла наше изобразительное искусство персональной выставкой. По окончании тура последним пунктом маршрута был Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. В день так называемого «черного апреля» я открыла выставку Salam, Azerbaijan, в которой были представлены этнические мотивы, портреты творческой интеллигенции, работы о наследии, о детях, рожденных и живших в оккупированном Карабахе. Эта выставка вызвала провокацию армянской диаспоры. Никогда не забуду, как преодолевали искусственно созданные сложности. Как при помощи и поддержке представителей нашего генконсульства буквально за пару часов замаскировали стены с развешенными плакатами и фотографиями так называемого «геноцида» бумажными рулонными скатертями, поверх которых разместили мои работы. Помню, как в самый пик выставки появилась группа молодых провокаторов, выкрикивающих какие-то лозунги и разбрасывающих листовки. Впервые мою выставку охраняла полиция штата Лос-Анджелес. И это был опыт, что такое быть представителем Азербайджана за пределами родины. 

- Что стоит за «быть куратором проектов»?

- Я была и куратором международных проектов, и сокуратором. Участвовала в них и как фотохудожник. И вне зависимости от форматов и площадок не делала себе никаких поблажек. Особенно, когда местом проведения был Баку, что было намного ответственнее. Ведь здесь я представляю себя - Агдес Багирзаде. Потому что здесь тебе не простят любую небрежность. Здесь тебя знают. И здесь тебе будут постоянно напоминать о твоей неудаче. Разграничение локационно ошибочно в любом случае. Работать надо качественно и на уровне - везде! Что внутри страны, что за ее пределами. Пересекая границы Азербайджана, помимо того, что ты художник, куратор, да кто бы ни был, ты уже представитель своей страны. Ты представляешь не только себя, но и свой флаг. Например, бывая на международных проектах, куда меня приглашают в любой ипостаси, в голове держу, что в этих рамках Агдес Багирзаде представляет Азербайджан. И от того, как я его представлю, у людей сложится определенный стереотип того или иного вида искусства в нашей стране. Это иная ответственность, где гарантом становятся мое имя, фамилия моего рода.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

117


Актуально