В ПОИСКАХ ПАРТНЕРСТВА
ЕС предлагает новые пути расширения сотрудничества с Центральной Азией
Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Состоявшийся 3-4 апреля в Самарканде первый официальный саммит Центральная Азия-Европейский союз со всей очевидностью продемонстрировал, что за истекшие годы роль и значение Центральной Азии на политической карте мира значительно возросли. Хотя встречи в подобном составе происходили и в прежние годы, самаркандскую было решено назвать Первым саммитом данного формата. Вероятно, это было сделано с целью институционализировать и придать встречам регулярный характер.
Известно, что саммит проходил на фоне сложного нового этапа в международных отношениях, характеризующегося растущей непредсказуемостью, эрозией международного права, торговыми войнами и обострением климатических проблем. Поэтому заявления, сделанные по ходу мероприятия, и решения, которые были принятые по его итогам, имеют важное значение не только для участников, но и значительно большего числа стран.
Редкоземельные металлы как предмет сотрудничества
По словам президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, товарооборот между странами ЕС и государствами Центральной Азии превышает 54 млрд евро - почти $60 млрд. Из них на долю Казахстана приходится 50 млрд (83%), Узбекистана - 6,4 (11%), Кыргызстана - 2,2 (3%), Туркменистана - 1 (2%) и Таджикистана - около $0,5 млрд (1%). Причем объем товарооборота увеличился за последние семь лет в четыре раза, что свидетельствует о возросшем интересе сторон к взаимному сотрудничеству.
Центральная Азия расположена на стратегическом перекрестке из Китая в Европу и из России в страны Южной и Юго-Восточной Азии. Регион богат энергетическим и минеральным сырьем, имеющим важное значение для Европы.
Известно, что в странах Центральной Азии мировые запасы марганцевой руды составляют 38,6%, хрома - 30,07%, свинца - 20%, цинка - 2,6%, титана - 8,7%. Кроме того, регион обладает значительным потенциалом по редкоземельным элементам (скандий, иттрий, лантаноиды). Только в Казахстане геологической службой США было зафиксировано 160 месторождений редких и редкоземельных металлов. Кыргызстан располагает девятью стратегическими минералами из списка Минобороны США, применяемыми в производстве высокотехнологичной продукции. Всего в стране найдены 75 месторождений этого вида минерального сырья. В Узбекистане таких залежей 87, в Таджикистане - 60.
О редкоземельных металлах на саммите подробно говорил и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Несколько лет назад, подчеркивая их значимость в мировой экономике, он заявил, что данное сырье является «нефтью XXI века». По словам казахстанского лидера, страна располагает 19 из 34 видов сырья, необходимых для экономики ЕС, включая уран, титан, медь, литий, кобальт, вольфрам и др. «В рамках соглашения с ЕБРР мы также вовлечены в процесс реализации совместных проектов по геологоразведке, внедрению передовых и устойчивых практик в горнодобывающей отрасли. Казахстан играет важную роль в производстве чистой энергии, обеспечивая около 40% мировых поставок ядерного топлива», - сказал политик.
Амбициозные планы по добыче и экспорту урана имеются и в Узбекистане. Ташкент планирует в 2022-2030 годах увеличить его добычу в два раза - до 7100 тонн.
О перспективах разработки редкоземельных металлов говорилось также в выступлениях президентов Кыргызстана и Таджикистана. Буквально перед саммитом они заключили историческую договоренность об урегулировании пограничных споров, продемонстрировав готовность решать все разногласия таким образом, чтобы купировать возникновение многолетних разрушительных конфликтов. В какой-то степени это является четким сигналом и европейским инвесторам - вкладывать деньги в экономику центральноазиатских стран, не опасаясь, что очередной конфликт может обнулить все их планы.
В свою очередь Европейский союз устами председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен выразил желание стать партнером стран Центральной Азии не только в добыче, но и при переработке критически важного сырья на местной базе.
Предлагая новые решения
Принимая во внимание серьезную конкуренцию, в частности в лице Китая, который не первый год занимается разработкой редкоземельных металлов в регионе, Урсула фон дер Ляйен предложила новую формулу сотрудничества. Она отметила, что предложение ЕС отличается от подходов других заинтересованных сторон. «Некоторые из них ориентированы исключительно на эксплуатацию и добычу критически важного сырья. Однако Европа предлагает нечто иное. Мы хотим стать вашими партнерами в развитии местной промышленности», - заявила председатель Еврокомиссии.
Фон дер Ляйен также напомнила, что европейские компании уже участвуют в разработке медного месторождения в Ташкентской области Узбекистана, инвестировав в этот проект 1,6 млрд евро.
Центральная Азия рассматривается сегодня наиболее надежным и перспективным партнером для ЕС. Тем более что у сторон налажен довольно неплохой диалог в экономической сфере, продолжающийся не одно десятилетие.
Все понимают, что любое экономическое сотрудничество может быть эффективно, если обеспечивается надежной транспортной коммуникацией. В случае с Центральной Азией, которая не имеет выхода к Мировому океану и может связываться с внешним миром только посредством территорий сопредельных стран, это особенно актуально.
В приоритете транскаспийский маршрут и рост взаимной торговли
С началом российско-украинской войны и рестрикциями в отношении России, которые коснулись также транспортной сферы, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) оказался практически безальтернативным и в настоящее время обеспечивает растущий объем товарооборота между сторонами.
Европейский союз предлагает расширить проект до понятия «коридор», т.е. говорит не о транскаспийском маршруте, а о транскаспийском коридоре, который может включать в себя страны, не являющиеся участниками ТМТМ. Если в Центральной Азии это все остальные государства, кроме Казахстана, то на Южном Кавказе это Армения.
В этом контексте фон дер Ляйен подчеркнула важность урегулирования отношений Армении и Азербайджана и открытия границы Армении с Турцией. По ее мнению, это создаст реальную возможность для организации Транскаспийского транспортного коридора по вывозу ресурсов через Каспийское море, Азербайджан, Армению и Турцию в Европу.
По Армении и ее участию в транспортных проектах в регионе условия вполне понятны и их определяет Азербайджан. Состоят они в открытии Зангезурского транспортного коридора, что обеспечит беспрепятственную связь между западными регионами Азербайджанской Республики и ее автономией - Нахчываном. Это, к слову, открывает хорошие возможности для Армении и самого Евросоюза, предоставляя новые каналы сообщения, диверсифицируя маршруты и в конечном счете оптимизируя перевозки. Поскольку Ереван противится открытию Зангезурского коридора, пока ему путь через Транскаспийский коридор заказан.
В целом Евросоюз обещал выделить государствам региона 12 млрд евро на экономическое развитие и стимулирование двустороннего сотрудничества. Для этого была запущена программа партнерства со странами Центральной Азии. Об этом накануне визита в Узбекистан сообщила глава Еврокомиссии. В Самарканде она заявила, что укрепление отношений с Центральной Азией - часть политики ЕС по диверсификации внешней торговли, с помощью которой Союз пытается нивелировать последствия тарифной войны, начатой Дональдом Трампом.
По утверждению фон дер Ляйен, у Европы уже есть торговые соглашения с 76 странами. Теперь на очереди Центральная Азия.
Инвестируя в будущее
Важная составляющая партнерства - инвестиционное взаимодействие между странами. Европейский союз является крупнейшим инвестором в Центральной Азии - более 40% всего объема. Основная часть приходится на Казахстан. Стороны рассматривают возможность максимально сбалансировать торгово-экономические отношения, развивать их с учетом будущих приоритетов.
В этом аспекте реализация проектов в области возобновляемых источников энергии имеет принципиальное значение. Если ранее упор при сотрудничестве делался на традиционные энергоресурсы - нефть, нефтепродукты, газ, то сегодня стороны стремятся концентрировать внимание на проектах, связанных с возобновляемыми и экологически чистыми видами энергии.
В Центральной Азии имеется огромный неиспользованный потенциал возобновляемой энергии. Поэтому на саммите много говорилось о возможности ее производства и транспортировки в Европу. К примеру, Узбекистан планирует к 2030 году довести общую мощность «зеленой» энергии до 27 ГВт. Только в 2024 году он подписал соглашения о разработке 18 ГВт солнечной и ветряной энергии. Амбиции Казахстана более скромны: он намерен добавить 5 ГВт к своим текущим 2,9 ГВт мощностям к 2030 году. Вкупе с реализуемыми в Азербайджане проектами по производству и транспортировке «зеленой» энергии в ЕС такие планы способствуют созданию одного из крупнейших в современным мире «зеленых» энергетических коридоров из Центральной Евразии в Европу.
Центральная Азия традиционно была регионом, где ЕС играл второстепенную роль, уступая мировым державам. Однако в нынешних условиях глобальных торговых войн ЕС решил предложить свои сравнительные преимущества, чтобы стимулировать интерес государств региона к сотрудничеству с ним. Речь идет о сотрудничестве в области цифровой инфраструктуры, транспорта и «зеленой» энергетики. Это соответствует не только стратегическим приоритетам ЕС, но и более широкому видению устойчивого и поступательного развития Центральной Азии.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





122












