КРАЙНИЙ СРОК
Евросоюз подтверждает решимость отказаться от импорта российских энергоносителей в ближайшие пару лет
Автор: Нигяр АББАСОВА
Европейская комиссия (ЕК) представила новый план по прекращению импорта российского газа в страны Европейского союза к концу 2027 года. Документ предполагает поэтапное исключение из энергетического рынка ЕС не только газа, но также нефти и ядерной энергетики российского происхождения. В соответствии с газовым пунктом плана новые контракты на поставки российского трубопроводного и сжиженного природного газа (СПГ) заключаться не будут, а действующие спотовые соглашения завершатся до конца 2025 года. Таким образом, ЕС официально зафиксировал намерение свести импорт российского топлива к нулю.
На этом фоне возрастает актуальность диверсификации поставок газа, в том числе за счет дополнительных объемов из Азербайджана. Возможно, это ускорит решение вопроса финансирования увеличения мощностей Южного газового коридора - ключевой инфраструктуры, соединяющей каспийские месторождения с европейскими потребителями.
Обратной дороги нет
«Дорожная карта» Европейской комиссии основана на плане REPowerEU, представленном в мае 2022 года. Этот документ закрепил решимость ЕС отказаться от российских энергоносителей, одновременно ускоряя переход к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Принятые меры позволили сократить объемы импорта российского газа со 150 млрд кубометров в 2021 году до 52 млрд в 2024 году, при этом доля импорта российского газа упала с 45% до 19%.
Весь импорт российского угля запрещен санкциями, импорт нефти сократился с 27% в начале 2022 года до 3% в настоящее время.
В сфере ядерной энергетики государства-члены, которые все еще используют российские водо-водяные энергетические реакторы, добились прогресса в замене ядерного топлива от других производителей.
Согласно заявлению Европейской комиссии, «дорожная карта» REPowerEU прокладывает путь к обеспечению полной энергетической независимости ЕС от России.
В документе отмечается, что несмотря на значительный прогресс, достигнутый в рамках данного плана и с помощью санкций, в 2024 году ЕС все-таки столкнулся с возвращением импорта российского газа, что остается угрозой для общей безопасности. «С REPowerEU мы диверсифицировали наше энергоснабжение и резко сократили зависимость Европы от российского ископаемого топлива. Сейчас настало время для Европы полностью разорвать свои энергетические связи с ненадежным поставщиком», - заявила председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
В сегменте поставок природного газа план предусматривает запрет с 2025 года на подписание новых соглашений по покупке российского «голубого топлива», а до конца текущего года - прекращение всех действующих краткосрочных (спотовых) контрактов. Эта мера гарантирует, что уже к концу этого года ЕС сократит на треть остающиеся поставки российского газа. А до конца 2027 года предполагается запретить импорт газа из России и по долгосрочным контрактам. Эти ограничения касаются как трубопроводных поставок, так и СПГ.
Вслед за «дорожной картой» ЕК намерена в июне 2025 года внести ряд законодательных инициатив, направленных на повышение прозрачности и контроля происхождения газа, поставляемого на рынок ЕС. Среди мер - ограничения, направленные против теневого флота, задействованного Россией для обхода санкций и экспорта нефти выше установленного ценового потолка.
Что касается ядерной энергетики, то в июне ЕК представит предложения по ограничению импорта из РФ обогащенного урана и запрету на заключение новых контрактов на поставку ядерных материалов, включая соглашения, заключаемые через Агентство по снабжению Евратома. В рамках инициативы «Долина радиоизотопов» также предусмотрено расширение собственного производства медицинских радиоизотопов.
Однако, по данным Еврокомиссии, даже после прекращения транзита через Украину в 2025 году поставки из России могут составлять около 13% общего объема импорта газа в ЕС. В 2024 году 15,1 млрд кубометров поступило транзитом через Украину, 16,5 млрд - по «Турецкому потоку» и еще 20 млрд - в виде СПГ. Ожидается, что два последних направления сохранятся и в 2025 году.
По оценке ЕК, переход на ВИЭ и меры по повышению энергоэффективности позволят ежегодно экономить свыше 15 млрд кубометров газа. Кроме того, в ближайшие два года на рынок должны выйти дополнительные объемы сжиженного газа - до 90 млрд кубометров, прежде всего из США, Канады, Катара и африканских стран.
Особые надежды возлагаются на регион Центральной и Юго-Восточной Европы. В частности, с 2027 года в Румынии начнет работу месторождение Neptun Deep, которое, по прогнозам, обеспечит до 8 млрд кубометров газа ежегодно в течение первых десяти лет эксплуатации.
Отдельно в «дорожной карте» подчеркивается роль Азербайджана как надежного партнера. С 2026 года планируется увеличение мощности Трансадриатического трубопровода на 1,2 млрд кубометров, что напрямую связано с расширением Южного газового коридора. Таким образом, ЕС стремится не только к диверсификации поставок, но и к укреплению энергетического партнерства с Каспийским регионом.
На этом фоне западные СМИ сообщили о переговорах между официальными лицами России и США по вопросу возможного содействия американской стороны в восстановлении поставок российского газа в Европу. Среди обсуждаемых вариантов - якобы участие американских инвесторов в проекте «Северный поток», или трубопроводе, идущем через территорию Украины, либо в «Газпроме». Как пишет Reuters, американские компании могли бы выступить в роли покупателей, приобретая российский газ и отправляя его в Европу, в том числе в Германию.
Факт переговоров подтвердил и помощник президента РФ Юрий Ушаков. Хотя подробности консультаций не раскрываются, возникает закономерный вопрос: каким образом США - один из крупнейших поставщиков СПГ в Европу может способствовать возвращению на рынок прямого конкурента? Учитывая политическую и экономическую направленность новой стратегии ЕС, подобный сценарий выглядит маловероятным.
Кстати, реакция Еврокомиссии не заставила себя долго ждать. «Некоторые до сих пор говорят, что нам следует вновь открыть кран российских газа и нефти. Это стало бы ошибкой исторического масштаба, и мы никогда этого не допустим», - заявила Урсула фон дер Ляйен.
Тем временем с критикой «дорожной карты» ожидаемо выступили Венгрия и Словакия, которые намерены бойкотировать его принятие, если голосование будет не большинством голосов, а консенсусом. Так, премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал предложение Еврокомиссии «экономическим самоубийством» Европы. А глава венгерского правительства Виктор Орбан считает, что реализация плана ЕК приведет к росту цен и ударит по венгерским семьям: «Если цены на энергоносители вырастут из-за запрета на российский газ, Венгрия будет ежегодно платить на 800 млрд форинтов (€2 млрд) больше».
Каспийский путь
Пока Европа стремится отказаться от российских энергоносителей, Турция активно реализует собственную стратегию по превращению в ключевой газовый хаб региона. Вопросы энергобезопасности и поставок «голубого топлива» стали центральными на Стамбульском саммите по природным ресурсам.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на форуме, сообщил, что с 1 марта страна начала получать туркменский газ через территорию Ирана, и к настоящему моменту уже закуплено свыше 250 млн кубометров. Анкара намерена довести объемы этих поставок до 1,3 млрд кубометров к концу 2025 года и уже обсуждает с Ашхабадом возможность продления соглашения еще на пять лет.
«В перспективе мы намерены наладить прямые поставки туркменского газа по Каспийскому трубопроводу. Если это удастся, Турция получит возможность обеспечить существенно большие объемы поставок не только для собственного рынка, но и для Европы», - заявил турецкий президент.
Таким образом, Р.Т.Эрдоган четко дал понять, что Турция не отказывается от идеи реализации проекта Транскаспийского газопровода для поставок туркменского газа на международные рынки (через территорию Азербайджана. - R+). Для Туркменистана это направление вполне может стать надежным маршрутом для экспорта собственных энергоресурсов. Да и сам Ашхабад в последние годы неоднократно подчеркивал, что рассматривает Транскаспийский газопровод как элемент своей долгосрочной стратегии по расширению географии экспорта и снижению зависимости от единственного покупателя (в основном Китая).
В практической плоскости проект не получил развития: Туркменистан сделал ставку на строительство газопровода TAPI (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Он рассчитан на транспортировку 33 млрд кубометров природного газа ежегодно, что могло бы значительно способствовать энергетической безопасности и экономическому развитию региона. Однако его реализация сталкивается с рядом вызовов, включая политическую нестабильность в Афганистане, а также сложные отношения между Индией и Пакистаном. Между тем успех любого регионального проекта невозможен без устойчивости в самом регионе и согласованного взаимодействия всех участвующих сторон.
Непонятно, почему Туркменистан остановил свой выбор именно на проекте TAPI, в котором участвуют две враждующие ядерные державы и страна с крайне нестабильной внутренней ситуацией. Как следствие - газопровод до сих пор не введен в эксплуатацию и ожидать его завершения в обозримом будущем вряд ли приходится. Особенно с учетом эскалации конфликта между Индией и Пакистаном. Несмотря на достигнутое при посредничестве США соглашение о прекращении огня, уровень доверия между Нью-Дели и Исламабадом остается крайне низким. Это делает реализацию капиталоемких и долгосрочных энергетических проектов в этом направлении крайне затруднительной.
На этом фоне именно Транскаспийский маршрут выглядит куда более реалистичным и надежным вариантом как для самого Туркменистана, так и партнеров в Азербайджане, Турции и Европейском союзе.
Европа, стремящаяся избавиться от зависимости от российских энергоресурсов, нуждается в стабильных альтернативных источниках газа, и Каспийский регион с его логистическим и ресурсным потенциалами может сыграть в этом процессе стратегическую роль.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





111












