ПРЕКРАТИТЬ ОГОНЬ!
Смогут ли Украина и Россия достичь серьезного прорыва на «дипломатическом фронте»?
Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Призрак долгожданного мира бродит по Украине. У истерзанной войной страны появился шанс на скорейшее прекращение огня. Этот шанс предоставил возможность прямых переговоров между Украиной и Россией в Стамбуле 15-16 мая, идея проведения которых была поддержана и крупнейшими заинтересованными игроками в лице западных силовых центров - США и ЕС. Вот только удастся ли воюющим сторонам, отстаивающим диаметрально противоположные позиции и рассматривающим конфликт как имеющий для них экзистенциальное значение, открыть дорогу к миру?
Перед намеченными российско-украинскими переговорами в Анкаре состоялась встреча президентов Турции и Украины - Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Зеленского, которая продлилась около трех часов. По итогам встречи Зеленский заявил, что украинскую делегацию в Стамбуле возглавит министр обороны Рустем Умеров. Он дал понять, что Украина ждет «четких сигналов от коллег из США и Турции касательно времени и даты переговоров».
В свою очередь ожидаемого приезда президента России Владимира Путина в Стамбул не состоялось. Москва направила в Долмабахче на переговоры делегацию во главе с помощником президента РФ Владимиром Мединским. Американский лидер Дональд Трамп заявил, что не разочарован уровнем российской делегации на переговорах с Украиной в Турции. По его словам, в вопросе урегулирования украинского конфликта ничего не произойдет, пока не состоится его встреча с Путиным. А администрация президента Эрдогана сообщила о готовности принять президентов Украины и России для переговоров при их желании.
Кровавый апрель и трехдневное перемирие
С апреля 2025 года продолжающаяся уже более трех лет война вступила в новую ожесточенную фазу, сопровождающуюся гибелью мирного населения. Целый ряд украинских городов - Кривой Рог, Сумы, Днепр, Запорожье, Харьков и столица Киев подверглись разрушительным ударам примененных Россией баллистических ракет. Согласно ежемесячному докладу Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине, в результате этих обстрелов погибли, по меньшей мере, 209 человек, еще 1146 - ранены. Среди жертв много детей: из них не менее 19 погибли и 78 получили ранения, что является самым высоким подтвержденным месячным показателем жертв среди детей с июня 2022 года. Подобный характер российских атак на крупные города Украины сохранился и в начале мая.
Украина, со своей стороны, наращивала использование БПЛА против стратегических объектов на территории России. Самая масштабная атака дронов по российским городам, включая Москву, имела место 6-7 мая. В ходе нее было использовано свыше 500 беспилотников, что привело, в частности, к коллапсу полетов гражданской авиации в европейской части РФ.
На фоне ожесточения военных действий между Россией и Украиной все больший вопрос вызывала вероятность успеха посреднических усилий новой американской администрации во главе с президентом Дональдом Трампом. Белый дом не скрывал своего недовольства нежеланием обеих сторон пойти на необходимые для достижения мира уступки. Москва требует признания российскими всех территорий Украины, «конституционно» включенных в состав РФ. Не только оккупированных Крыма и части территорий Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, но и не контролируемых российской армией территорий этих областей Украины. Киев, в свою очередь, хоть и соглашается на признание де-факто сложившейся на фронте территориальной ситуации, отвергает ряд предложений США, которые ставят под сомнение территориальную целостность Украины или могут иметь для нее непоправимые тяжелые последствия.
Речь идет, прежде всего, об идее отказа Украины от Крыма, а также о предложении создать демилитаризованную зону, что предполагает отход украинской и российской армий на 15 км от нынешней линии соприкосновения. Президент Украины Владимир Зеленский раскрыл опасность идеи создания буферной зоны на примере Херсона: «С какой линии мы будем считать, с границы, с какой контактной линии... если говорить о 15 км, что мы будем делать с Херсоном? Это означает, что в Херсоне не будет наших войск. Не будет наших войск в Херсоне - у нас не будет Херсона».
Между тем важным событием в контексте американо-украинского сотрудничества и его воздействия на перспективу урегулирования российско-украинского военного конфликта обещает стать заключенное между Вашингтоном и Киевом соглашение, согласно которому США получили доступ к природным ресурсам Украины. Причем если раньше администрация президента Трампа увязывала значение данного соглашения с необходимостью возвращения Украиной долга за военную и финансовую поддержку со стороны США, то в тексте соглашения об этом не сказано ни слова. Возможно, потому что этот вопрос так и остался предметом разногласий между Вашингтоном и Киевом, который настаивал, во-первых, на явной завышенности упоминаемого Трампом размера американской помощи в $350 млрд, а во-вторых, на том, что выделение помощи Украине администрацией предыдущего президента США Джо Байдена вообще происходило на безвозмездной основе. Правда, в документе указано, что договор заключен «в признание значительной финансовой и материальной помощи, которую народ США оказал Украине в деле ее защиты от российского полномасштабного вторжения». Этот пункт примечателен и тем, что администрация Трампа, ранее предпочитавшая не называть действия России «агрессией», сейчас, по сути, признала их таковой. В целом Белый дом расценил договор как показатель партнерства Соединенных Штатов с Украиной, которое «четко дает России понять, что США имеют собственные интересы и последовательно поддерживают успешное развитие Украины».
Событием, которое непосредственно подвело ситуацию к возможности прекращения огня между Россией и Украиной, стало объявленное президентом РФ Владимиром Путиным трехдневное (с 8 по 10 мая) перемирие в связи с празднованием 80-летия Победы над фашистской Германией. Несомненно, в основе данного решения стояло, прежде всего, желание обеспечить безопасность торжественных мероприятий, включая военный парад в Москве с участием лидеров ряда стран. Поэтому неудивительно, что Украина не приняла российскую инициативу.
«Это просто выглядит не очень серьезно, - подчеркнул президент Украины Зеленский. - Играть для того, чтобы дать мягкую атмосферу выхода из изоляции Путину на 9 мая и чтобы всем было комфортно… тем лидерам или друзьям, которые приедут… на Кремлевскую площадь... Просто вопрос в том, что они убивают вас до 7-го, потом 7-го делают для себя комфортные два или три дня, а потом 11-го числа снова атакуют нас ракетами».
Впрочем, в ответ на предложение России Украина выступила с контрпредложением о немедленном и всеобъемлющем перемирии. Отказ же России от украинской инициативы породил угрозу эскалации прямо в день 9 мая. Да так, что не исключались украинский удар по параду в Москве и ответный смертоносный российский удар по Киеву.
Однако праздничные дни в целом прошли спокойно, интенсивность боев на фронте заметно снизилась, несмотря даже на то, что трехдневное прекращение огня сопровождалось взаимными обвинениями в массовых нарушениях. А 10 мая возможность длительного перемирия и в конечном счете прекращения войны получила новое обоснование.
После 9 мая
10 мая посетившие Киев лидеры Великобритании, Франции, Германии и Польши - соответственно премьер-министр Кир Стармер, президент Эмманюэль Макрон, канцлер Фридрих Мерц, премьер-министр Дональд Туск - приняли совместное заявление в поддержку 30-дневного перемирия, начиная с 12 мая, «чтобы создать пространство для дипломатии». «В течение этого периода, - говорится в заявлении, - дипломатическая работа должна быть сосредоточена на определении безопасности, политических и гуманитарных основ мира».
Лидеры четырех европейских стран, называющие себя «коалицией желающих», призвали Россию «прекратить препятствовать усилиям, направленным на обеспечение прочного мира». Имея в виду, что «безусловное прекращение огня по определению не может быть ограничено никакими условиями. Если Россия будет выдвигать такие условия, это можно рассматривать лишь как попытку продолжить войну и подорвать дипломатию». Отметив, что всеобъемлющее прекращение огня «требует эффективного мониторинга, который может быть успешно реализован в тесной координации с Соединенными Штатами», авторы заявления подчеркнули «чрезвычайную важность укрепления Сил обороны и безопасности Украины как главной гарантии суверенитета и безопасности Украины. Основным элементом гарантий безопасности Украины также должны стать гарантийные силы (контингент)». В случае отказа Москвы от полного и безусловного прекращения огня ей пригрозили применением более жестких санкций к банковскому и энергетическому секторам РФ.
По окончании встречи «коалиции желающих» президент Украины Зеленский и лидеры Великобритании, Германии, Франции и Польши провели телефонный разговор с главой США Трампом. После чего министр иностранных дел Украины Андрей Сибига заявил, что «Украина и все союзники готовы к полному безусловному прекращению огня на суше, в воздухе и на море как минимум на 30 дней, начиная уже с понедельника». То есть с 12 мая. Тем самым была подтверждена поддержка перемирию и со стороны Соединенных Штатов.
Показательно, что одновременно с пресс-конференцией европейских лидеров в Киеве спецпредставитель президента США по Украине Кит Келлог заявил: «Всеобъемлющее (воздух, земля, море, инфраструктура) прекращение огня на 30 дней положит начало процессу прекращения самой большой и продолжительной войны в Европе со времен Второй мировой войны».
Синхронно распространилась и информация о том, что Вашингтон одобрил передачу Германией Украине 100 ракет для комплексов ПВО Patriot и 125 ракет большой дальности. Как напомнила в этой связи газета The New York Times, эти вооружения производятся на территории Соединенных Штатов и не могут быть экспортированы без разрешения американского правительства, даже если принадлежат другому государству. Тем самым можно сказать, что Трамп, ранее критически оценивавший практику поставок американских вооружений Украине, теперь предпочитает держать этот вопрос «на крючке» как средство давления на Россию. Что особенно актуально в столь решающий для возможного украино-российского перемирия момент, требующий прежде всего согласия Москвы на всеобъемлющее прекращение огня.
Вечером того же дня, 10 мая, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Россия «обдумает» предложение Украины и ее западных союзников о 30-дневном прекращении огня. Расценив само предложение как «новое развитие событий».
В ночь на 11 мая перед журналистами предстал сам президент РФ Путин, предложив Киеву возобновить прямые, без предварительных условий, переговоры 15 мая в Стамбуле. То есть там, где они были прерваны в конце 2022 года. При этом Путин не поддержал саму идею немедленного прекращения огня, отметив лишь: «Не исключено, что во время переговоров удастся договориться о новом перемирии».
Таким образом, Россия согласилась начать переговоры без предварительных условий, однако на прекращение огня без выполнения предварительных условий с ее стороны она идти не готова. Суть ее позиции сводится к требованию, выражаясь словами Путина, «устранить первопричину конфликта». И именно этому вопросу, с российской точки зрения, должны быть посвящены ее прямые переговоры с Киевом. Очевидно, что под «первопричиной конфликта» Кремль понимает, прежде всего, прозападную ориентацию Украины, ее стремление вступить в НАТО и Евросоюз. И, значит, требованием Москвы остается нейтральный статус Украины.
Однако ясно и то, что помимо геополитической составляющей конфликта первостепенное значение для его урегулирования будет иметь территориальный вопрос. Москва не согласна ограничиться с предлагаемым американской администрацией признанием де-юре Крыма частью РФ и оставлением под ее контролем той части территории Украины, которая захвачена российской армией. Что уж говорить об отношении Москвы к позиции Украины, которая требует полного соблюдения своей территориальной целостности? Между тем очевидно, что подход России, не желающей отступать от своих претензий на всю территорию пяти украинских регионов (Крыма, Донецка, Луганска, Запорожья и Херсона), не устраивает не только Украину и ее европейских союзников, но и готовых пойти на компромисс с РФ Соединенных Штатов. О чем прямо дал понять, в частности, вице-президент США Джей Ди Вэнс, назвавший требования Москвы «слишком большими», при том, что «Россия не может рассчитывать на то, что ей отдадут территории, которые она еще даже не захватила».
Отсюда и опасения Запада по поводу того, что Россия, не отказывающаяся от цели установить свой контроль и над той желаемой ею частью территории Украины, которую она «еще не захватила», а потому и отвергающая идею немедленного прекращения огня, соглашается идти на переговоры лишь для того, чтобы продолжать наступательные военные действия под прикрытием дипломатии. Тем не менее Трамп решил «поймать на слове» российскую сторону и призвал Украину согласиться на предложение Путина возобновить переговоры в Стамбуле 15 мая. После чего президент Украины Зеленский выступил с заявлением: «Я буду в этот четверг, 15 мая, в Турции и ожидаю Путина в Турции. Лично. И надеюсь, что Путин на этот раз не будет искать причины, почему он что-то не может. Мы готовы говорить, чтобы окончить войну. Четверг, Турция». А Трамп пошел еще дальше, поддержав идею встречи Зеленского с Путиным допущением своего собственного участия на переговорах в Стамбуле.
Однако Путин, выражая согласие на прямые переговоры с Киевом, явно не имел в виду личную встречу с Зеленским. Что лишь подтверждает: с учетом согласия Украины вступить в прямые переговоры с Россией, даже без согласия последней приостановить военные действия, именно от нее, России, требуется реальная, а не гипотетическая уступка. И неважно, будет она согласована в результате переговоров на уровне глав государств или чиновников менее высокого ранга. Именно через эту уступку лежит путь к достижению мира. И соответственно получение ответа на вопрос: есть ли вообще шанс на российско-украинский мир? Пока что утешительное предположение на сей счет дает лишь оценка президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который, пообщавшись с лидерами России и Украины, выразил надежду на достижение долгосрочного мира в результате переговоров в Стамбуле.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





99












