«РАЗГОВОРЫ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ»
Переговоры в Стамбуле показали: Москва и Киев преследуют противоположные цели
Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Переговоры между Россией и Украиной, имевшие место в мае в Стамбуле, еще раз подтвердили: стороны подходят к ним с совершенно разными намерениями и целями. Украина делает акцент на постоянном прекращении огня. Это, по мнению Киева, даст возможность лучше подготовиться к следующей фазе конфликта, который, судя по нерешенным территориальным вопросам, вряд ли закончится окончательно. Россия же, напротив, делает упор на закреплении уже занятых территорий и стремится придать своим политическим требованиям международно признанный политический статус. Говоря проще, Москва хочет не просто удержать эти земли, но и добиться их признания, чтобы все выглядело законно с точки зрения международного права.
Понравиться США…
Именно поэтому российский президент Владимир Путин лично в переговорах не участвовал - он отправил в Стамбул техническую делегацию. Ее задача заключалась не в обсуждении перемирия, а в подготовке проекта возможного финального соглашения, который зафиксировал бы достигнутые Россией результаты.
Украина, в свою очередь, рассчитывала на переговоры на самом высоком уровне. Президент Владимир Зеленский сам прибыл в Турцию, чтобы показать: Киев настроен серьезно и хочет заключить соглашение о перемирии как можно скорее. Отсутствие Путина Украина восприняла как признак того, что Москва не готова к настоящим переговорам. Скорее всего это была попытка лишь создать видимость мирного процесса, не имея реального намерения достигнуть договоренностей.
Обе стороны прекрасно понимали, что в этом процессе важнейшую внешнюю роль играет президент США Дональд Трамп. И Украина, и Россия рассчитывали, что им удастся заручиться его поддержкой или хотя бы одобрением. Ведь Трамп еще в своей предвыборной кампании обещал поспособствовать завершению войны, и теперь каждая сторона старалась показать себя в выгодном свете. Доказать, что именно она искренне заинтересована в мире.
Ситуация осложняется тем, что в переговорный процесс пытаются вклиниваться и европейские союзники Украины. Хотя Москва раньше фактически исключила возможность участия Европы в переговорах, указывая, что ее позиция не может считаться нейтральной, поскольку она однозначно поддерживает Киев, ЕС не согласен оставаться в стороне. Такие страны, как Франция, Германия, Польша и Великобритания, уверены, что любое соглашение между Москвой и Киевом повлияет на общую систему безопасности в Европе. Поэтому они стараются координироваться с Украиной, чтобы влиять на ход переговоров хотя бы опосредованно.
Для Украины европейские партнеры стали особенно важными сейчас, когда США под руководством Трампа все чаще стараются сохранять дистанцию и не вмешиваться в конфликт напрямую. В то же время Европа занимает такую же жесткую позицию по отношению к России, как и Киев, и продолжает оказывать ему помощь - военную и экономическую.
В идеале для Украины и Европы было бы выгодно, если бы США снова стали действовать как при Байдене, - активно поддерживать Киев и жестко критиковать Кремль. Это означало бы, что Европа может переложить часть ответственности на Штаты и вновь выступить единым фронтом. Однако для Трампа такой сценарий неприемлем: он не хочет терять образ «посредника», находящегося «над конфликтом», и потому пока не выражает особого недовольства действиями Путина.
«Своя игра» Европы
На этом фоне отдельные европейские политики стараются убедить Трампа, что поведение России обращено против американских интересов. Их цель - склонить его к более явной поддержке Украины.
Напомним, что на полях саммита европейского политического сообщества в Тиране, который прошел сразу после переговоров российской и украинской делегаций, в Стамбуле состоялся разговор Зеленского с Трампом и рядом европейских лидеров, в ходе которого обсуждались возможные совместные шаги.
После этой встречи президент Франции Эмманюэль Макрон выразил уверенность, что президент США не останется безучастным к поведению Владимира Путина, особенно в контексте попыток инициировать переговоры о завершении войны России против Украины.
Однако Трамп, похоже, не собирался портить отношения с Путиным и дал понять, что и дальше намерен оставаться «над схваткой».
Результаты переговоров Дональд Трамп прокомментировал довольно оптимистически: «Тон и дух беседы были отличными. Если бы это было не так, я бы сказал об этом прямо сейчас, а не позже. Россия хочет развернуть масштабную торговлю с Соединенными Штатами после завершения этой катастрофической «кровавой бани», и я поддерживаю эту идею. У России есть колоссальные возможности для создания рабочих мест и наращивания благосостояния. Ее потенциал - безграничен. Украина также может стать крупным бенефициаром торговых отношений в процессе восстановления своей страны. Переговоры между Россией и Украиной начнутся немедленно». Трамп также добавил, что Ватикан, по словам Папы Римского, выразил сильную заинтересованность в проведении этих переговоров на своей территории. Американскую сторону, по всей видимости, полностью устроили доводы Кремля. Более того, чувствуется, что Трамп поскорее хочет не просто заморозить, но закончить этот конфликт, чтобы начать вести «большой бизнес» с Россией, сулящий Соединенным Штатам немалые прибыли. В целом в позиции главы Белого дома по поводу его российского коллеги особых изменений не чувствуется. Ранее президент Украины созванивался с Трампом, очевидно, чтобы максимально нейтрализовать последствия его общения с российским лидером. Судя по всему, желаемая цель достигнута не была.
Почему Ватикан?
Во всей этой истории интересен еще один момент. А именно, что американский лидер очень настойчиво озвучивает предложение нового главы Святого Престола перенести переговоры в Ватикан.
Вероятно, Соединенные Штаты возлагают особые надежды на нового Папу Римского Льва XIV (в миру Роберт Фрэнсис Прево), который имеет глубокие и многослойные связи с США - как по происхождению, так и по текущим отношениям с американскими властями.
После избрания Папой 8 мая 2025 года Лев XIV встретился с вице-президентом США Джей Ди Вэнсом, который передал ему приглашение от президента Дональда Трампа посетить Белый дом. Вэнс подарил понтифику футболку команды его родного города - Chicago Bears с надписью Pope Leo и номером XIV, а также книгу Святого Августина. В ответ Папа вручил Вэнсу бронзовую статуэтку на тему мира и фотоальбом Апостольского дворца.
Кстати, сам Вэнс является убежденным сторонником католической веры и может выступать связующим звеном между главой американской администрации и Святым Престолом. Что в условиях идеологической войны, развернутой Трампом против сторонников леворадикальных идей, с их поддержкой однополых браков, правом на аборты и пр., имеет особый смысл.
Несмотря на несовпадение взглядов нового Папы с некоторыми аспектами политики администрации Трампа, все же по концептуальным темам между ними есть понимание.
Трамп может использовать смену руководства в Ватикане как возможность сблизиться со Святым Престолом и продвигать консервативные ценности не только в США, но и на Западе в целом.
Дональд Трамп неоднократно заявлял о своей поддержке христианских основ и морали, особенно в контексте своей политической программы и взаимодействия с религиозными избирателями.
Даже активные контакты Дональда Трампа с Владимиром Путиным по Украине, без участия европейских союзников, в какой-то степени объясняются ценностными противоречиями. С другой стороны, разность позиций между Ватиканом и европейскими политическими элитами по вопросам либеральных ценностей также отражает глубокие разногласия в отношении морали, культуры и общественного устройства. Эти разногласия особенно обострились в XXI веке, когда Европейский союз все активнее продвигает секулярные и прогрессивные нормы, зачастую вступающие в конфликт с традиционными католическими учениями.
Суммируя сказанное, можно предположить, что выбор Ватикана в качестве площадки для переговоров, чтобы окончательно урегулировать украинский кризис, имеет и важный ценностный аспект, по крайней мере для Вашингтона.
А вот реакция Москвы, для которой Русская православная церковь в Украине в известной степени соперничает за влияние с католической, была отрицательной. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выражая отношение Москвы к предложению Трампа, сказал, что для Ватикана было бы некомфортно и немного «неэлегантно» принимать встречу двух православных стран - России и Украины, которые будут обсуждать вопросы на католической площадке. Этот сценарий нереалистичен, добавил он.
Переговоры или имитация?
Среди других заявлений российского министра, касающихся перспектив мирного урегулирования, следует выделить его уверенность, что второй раунд переговоров Москвы и Киева непременно состоится, а сроки и место его проведения пока определяются. Он также отметил, что Россия ведет работу над меморандумом по украинскому урегулированию.
В какой-то степени Лавров пролил свет и на ситуацию с неприездом Путина в Стамбул. На пресс-конференции он заявил, что вопрос легитимности Зеленского будет иметь решающее значение при подписании документов по украинскому урегулированию. А поскольку так, то какой смысл встречаться и вести переговоры с тем, с кем не придется подписывать никаких соглашений? Во всяком случае, так вполне могут думать в Кремле. О том, что Москва будет добиваться принятия Киевом фундаментальный решений, меняющих политический ландшафт Украины, свидетельствует фраза о том, что «если так называемое правительство [Украины] надеется, что каким-то образом удастся достичь соглашения о прекращении боевых действий, и остальная часть Украины будет жить в соответствии с законами, которые они приняли, то это иллюзия. Этого допустить нельзя ни в коем случае».
Что касается американского посредничества, то и здесь Москва никаких иллюзий не питает.
Глава российского МИД считает, что администрация Трампа в диалоге с Россией исходит из национальных интересов, но важно быть реалистами, понимать, что были случаи, когда американцы меняли свою позицию. То есть в Москве полагают, что договоренности должны быть такими, чтобы следующая, а возможно, даже и нынешняя американская администрация не смогла бы провести их ревизию. И это при том, что США, в отличие от европейцев, открыто говорят о необходимости обсуждения территориального вопроса Украины.
Киев, как и ожидалось, крайне негативно отреагировал на заявления Сергея Лаврова. При этом сообщалось о намерении продолжить контакты в рамках рабочих групп.
В этой связи многие стали поговаривать, что в условиях таких диаметральных подходов сторонам вряд ли удастся прийти к консенсусу по принципиальным вопросам в ближайшее время. А значит, переговоры между Москвой и Киевом, где бы они ни происходили, рискуют стать лишь имитацией данного процесса.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





128












