
«ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО ФОРПОСТА»
Визит главы российского МИД в Ереван запомнился «интересными» заявлениями
Автор: НУРАНИ
Есть несколько произведений мировой живописи, которые с течением времени получили двоякое, ироничное прочтение. «Бурлаки на Волге» Репина, «Не туда заехали» Льва Соловьева, даже «Мона Лиза» Леонардо да Винчи - список можно продолжать долго. В их числе, безусловно, и «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
Сюжет этого живописного полотна на библейскую тему разыгрывается уже в большой политике. Недавний визит в Армению министра иностранных дел России Сергея Лаврова обозначил возвращение Еревана в политическую орбиту Москвы.
Армения передумала вступать в Евросоюз
С протокольной точки зрения все было спокойно и сдержанно. Сергей Лавров встретился со своим ереванским коллегой Араратом Мирзояном, после чего его принял и премьер-министр Армении Никол Пашинян.
На совместной пресс-конференции Лаврова и Мирзояна прозвучало, возможно, главное, ради чего и совершался этот визит. Арарат Мирзоян унылым тоном заявил перед камерами: «Республика Армения не подавала заявку на вступление в Европейский союз, переговоры в этом направлении не ведутся, и, соответственно, вопрос, который мог бы возникнуть в этом направлении, не актуален».
С одной стороны, так оно и есть. Никакой официальной бумаги из Еревана в Брюссель о намерении вступить в Европейский союз действительно не поступало. Но с другой - и в Ереване, и в Брюсселе умудрились наплодить целый ворох разного рода решений и резолюций, где в одно предложение старательно втиснуты слова «Армения» и «евроинтеграция». К примеру, в конце марта 2024 года Европарламент принял резолюцию в поддержку европейских устремлений Армении, не дожидаясь официальной заявки от самой страны. Где даже призвали оказать Еревану помощь в рамках Европейского фонда мира. В самой же Армении к началу апреля 2025 года приняли закон о начале процесса вступления в Евросоюз.
И вот после такой «дипломатической артподготовки» Арарат Мирзоян выходит на трибуну и заявляет, что их не так поняли и вступать в Евросоюз Армения не собирается. Вряд ли здесь можно говорить о каком-то «полицейском развороте» во внешней политике. Просто для Армении евроинтеграция с самого начала была скорее политическим шоу, чем осознанным выбором.
Ожидаемая «еврокапитуляция»
В любом нормальном государстве евроинтеграция начинается не с заявлений или принятия законов, а с экономической подготовки. Применительно к Армении надо было планомерно снижать свою зависимость от России, выходить из Евразийского экономического союза и ОДКБ и только потом «покупать билет в Брюссель». Показательно, что в скандальном решении Европарламента в поддержку «европейских устремлений» Армении изложена и впечатляющая дорожная карта. В Брюсселе от Еревана ждали снижения роли России в экономике, прекращения обхода наложенных на РФ санкций и т.д. Между тем сегодня в той или иной форме под контролем Москвы находится практически вся критическая инфраструктура Армении: железные дороги, энергетические и газовые сети, сотовая связь, основные генерирующие мощности и т.п. Плюс еще Армения приобретает нефть, газ и необработанные алмазы по внутрироссийским ценам. Без такой «кислородной подушки» ее экономика элементарно не выдержит. Заикаться при подобном раскладе о «евроинтеграции» - практически самоубийство.
Эксперты уверены, что Армения на Западе не получила ожидаемых дивидендов. Более того, в ноябре на выборах президента США победил Дональд Трамп, и пребывание в Белом доме самой проармянской администрации Джо Байдена закончилось. Макрон еще держится, но и ему не до Армении. Во-первых, надо помогать Украине. Во-вторых, Евросоюз разворачивает активность в Центральной Азии, а значит, надо договариваться с Азербайджаном. В-третьих, Пашинян уж точно видел, как Макрон на недавнем саммите Европейского политического сообщества в Тиране подошел к Ильхаму Алиеву и всем своим видом демонстрировал дружелюбие.
Наконец, Армения от Запада не получила главного - ожидаемых оружейных траншей. Полусотни французских бронетранспортеров «Бастион» и 10 млн евро на медицинские палатки из европейских фондов вполне хватило, чтобы испортить отношения с Азербайджаном. С российскими миллиардными траншами оружия это не идет ни в какое сравнение. Теперь, похоже, разбираться с политическими последствиями «оружейной дипломатии» предстоит уже Москве. Причем на азербайджанском треке.
Опасные откровения Лаврова
Находясь в Ереване, глава МИД России сделал, по крайней мере, два заявления с далеко идущими последствиями. Так, Сергей Лавров подтвердил, что Армения применяла российское вооружение для оккупации семи азербайджанских районов: «Оружие использовалось российское для, как я уже сказал, захвата семи неоспариваемых азербайджанских районов и для сооружения фортификационных и боевых линий, которые показывали, что расчет был на очень длительное удержание этих территорий. А некоторые аналитики сказали, что характер этих фортификаций говорит о том, что вообще не планировали передавать их назад в Азербайджан». Причем, как оказалось, при посредничестве Москвы вопрос «статуса» региона намеренно откладывался из-за «внутренних политических обстоятельств». Российский министр, собственно, ничего нового не сказал. Чтобы понять, чьим оружием воевала с Азербайджаном Армения, достаточно пройтись по бакинскому «Парку военных трофеев». Военно-транспортные самолеты с грузом оружия летели из России в Армению даже во время 44-дневной Отечественной войны. В Карабахе было сосредоточено больше наступательного оружия, чем полагалось Армении по квотам ДОВСЕ, и все это оружие было российского производства.
Не новость, что Россия всячески затягивала вопрос окончательного решения «статуса» Карабаха. Москва предлагала планы урегулирования, которые, по сути, превращали Карабах во второе армянское государство в Азербайджане. Один из таких планов, которые Москва продвигала в 2016-2019 годах, на страницах «Российской газеты» изложил заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев. По его словам, «поэтапный план предполагал преемственность принципов, заложенных в мадридском и казанском документах. Его основные шаги предусматривали возвращение Азербайджану на первом этапе пяти оккупированных районов после развертывания международных миротворческих сил. При этом предусматривалось предоставление Нагорному Карабаху прав на формирование органов власти и сил самообороны. Прекращалась его блокада со стороны Азербайджана и восстанавливались торгово-экономические отношения. На втором этапе планировалось осуществить передачу оставшихся двух районов в увязке с определением правового статуса Нагорного Карабаха путем проведения референдума в соответствии с международными нормами. При этом предполагалось, что с согласия сторон будет оставлен коридор в Лачинском районе для транспортного сообщения Нагорного Карабаха с Арменией». План не сработал. После разгрома Армении в 44-дневной Отечественной войне Москва на переговорах в Сочи пыталась протащить тезис об «отложенном статусе» Карабаха, что подтвердил, в частности, посол России в Армении Сергей Копыркин.
Даже если Лавров «раскрыл» секрет Полишинеля, до последнего времени Москва предпочитала не акцентировать внимание на таких аспектах своей внешней политики, по крайней мере официально. Можно предположить, что Лавров разоткровенничался потому, что ему надо было как-то отвечать на обвинение армянской стороны, будто Москва «предала Армению» и позволила Азербайджану вернуть под свой контроль Карабах. Есть и другая версия: откровения Лаврова были адресованы Азербайджану.
Летим в Ереван, а подразумеваем Баку?
Отношения Баку и Москвы сегодня переживают не лучшие времена, причем с российской подачи. Сначала преступное головотяпство российской ПВО, которая сбила азербайджанский гражданский самолет в окрестностях Грозного. Причем Москва не торопится приносить адекватных извинений, как и привлекать к ответственности виновных. А потом последовала информационная война в адрес Азербайджана в российских провластных СМИ, на YouTube и ТГ-каналах. Следующим шагом, который в Баку возмутил многих, стала депортация из Москвы депутата парламента Азербайджана Азера Бадамова, который направлялся через российскую столицу в Астрахань в составе официальной делегации. В Баку подчеркивали: любая страна имеет право объявить иностранца невъездным, но состав официальных делегаций обговаривается по дипломатическим каналам заранее и о подобных претензиях принято информировать тоже заранее. Так почему этого сделано не было?
Естественно, последовали ответные ходы. Была прекращена деятельность «Русского дома». А затем Президент Азербайджана Ильхам Алиев не поехал на 9 Мая в Москву. В России по этому поводу многие не могут успокоиться до сих пор. И не исключено, что откровения Лаврова представляли собой завуалированный месседж в адрес Азербайджана.
Только действенность этого месседжа ниже, чем может казаться. Во-первых, осенью 2020 года самолеты с российским оружием не спасли Армению от военной катастрофы, а попытки «отложить статус Карабаха» уже после войны - от дипломатической. Во-вторых, с учетом украинской войны, конца которой не видно, у России вряд ли есть ресурсы предоставить Армении оружие на $5 млрд. Именно в такую сумму эксперты оценивают количество оружия, которое Азербайджан уничтожил, а также взял в качестве трофеев во время освобождения Карабаха. И даже в лучшем случае получится армия, которую Азербайджан уже разгромил.
При подобном раскладе заявление Лаврова вполне может возыметь в Баку эффект, обратный ожидаемому.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:
