12 Июля 2025

Суббота, 16:42

ТРОПОЙ ВОЙНЫ

Железнодорожная магистраль как часть геополитической стратегии Индии

Автор:

15.06.2025

В начале месяца премьер-министр Индии Нарендра Моди принял участие в открытии стратегически важного объекта в индийском Кашмире. Речь идет о железнодорожном мосте Ченаб, который соединит Кашмирскую долину с обширными индийскими равнинами по железной дороге.

В условиях перманентной военно-политической напряженности c Пакистаном это событие особенно актуально. Индия стремится усилить свое военно-стратегическое присутствие в Кашмире, создав здесь эффективный плацдарм для действий против Пакистана. А возможно, не только Пакистана, но и Китая.

Официальная позиция Нью-Дели в отношении спорных северных земель заключается в том, что вся территория бывшего княжества Джамму и Кашмир (включая находящиеся под контролем Пакистана и Китая) считается неотъемлемой частью Индии.

Целью индийского руководства, в частности нынешнего ультранационалистического правительства Моди, являются юридический и фактический контроль над пакистанским Кашмиром. Хотя это представляется маловероятным в краткосрочной перспективе, данная позиция используется для внутреннего консенсуса и внешнеполитических заявлений. А с некоторых пор Индия предпринимает и конкретные действия в этом направлении, что приводит к военно-политической напряженности с Пакистаном. 

 

Геополитические планы Нью-Дели

После отмены статьи 370 своей конституции в 2019 году, что упразднило штат Джамму и Кашмир, Индия усилила контроль над своей частью Кашмира, представив это как шаг к «интеграции».

Для Индии территории, контролируемые Пакистаном, являются не только вопросом суверенитета, но и элементом национальной безопасности. Особенно остро стоит вопрос китайского присутствия в регионе Гилгит-Балтистан, где реализуется масштабный инфраструктурный проект CPEC (Китайско-Пакистанский экономический коридор). Нью-Дели воспринимает CPEC как прямую угрозу своей территориальной целостности, поскольку маршрут проходит через спорные земли. В этом контексте стратегическая цель Индии - ограничить экономическое и военное влияние Китая и Пакистана в этом регионе.

Внешнеполитически Индия активно подчеркивает так называемые «нарушения прав человека в Азад Кашмире и Гилгит-Балтистане», а также «нелегитимность пакистанского контроля над этими территориями». На международных форумах Нью-Дели стремится помешать признанию пакистанского Кашмира как отдельной или законной административной единицы.

Помимо этого Индия усиливает военное присутствие вдоль линии контроля, развивает разведывательную инфраструктуру и проводит дипломатические кампании, направленные против CPEC. Одновременно она формирует юридическую и политическую риторику, подкрепленную парламентскими резолюциями и официальными картами, где Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан обозначены как части Индии.

Визит Моди в регион и реализацию проекта по строительству железной дороги следует рассматривать исключительно сквозь призму указанных процессов. 

 

Амбициозный проект для амбициозных целей

Железная дорога, связывающая Кашмир с обширными территориями на юге Индии, управляется находящейся в подчинении у правительства Индийской железной дорогой (Indian Railways). Сама железнодорожная магистраль является одной из самых сложных трасс в мире. Ее протяженность 272 км, она начинается в гарнизонном городе Удхампур в регионе Джамму и проходит через главный город индийского Кашмира - Сринагар. Конечным пунктом является Барамулл - город, находящийся недалеко от сильно милитаризованной линии контроля, делящей Гималайский регион между Индией и Пакистаном.

Правительство Индии оценило общую стоимость проекта примерно в $5 млрд. Такая высокая стоимость не случайна. 

Железная дорога, которая проходит через 36 туннелей и 943 моста, располагается в труднопересеченной горной местности. Она будет способствовать перемещению не только людей и товаров, но также воинских подразделений, что ранее было возможно только по опасным горным дорогам и воздуху.

Одним из ключевых элементов проекта является мост из стали и бетона длиной 1315 м над рекой Ченаб, соединяющий две горы с аркой на высоте 359 м. В Indian Railways сравнивают его с Эйфелевой башней в Париже, высота которой составляет 330 м. И заявляют, что мост построен так, чтобы прослужить 120 лет и выдержать экстремальные погодные условия, включая скорость ветра до 260 км/ч.

В ходе церемонии открытия движения по мосту индийский премьер-министр также запустил пару новых поездов под названием Vande Bharat, которые сократят время в пути между Сринагаром и городом Катра в Джамму примерно до трех часов с обычных шести-семи.

Визит Моди в контролируемый Индией Кашмир  стал его первым визитом после военного конфликта между Индией и Пакистаном, который чуть не поставил ядерных соперников на грань широкомасштабной войны. Причиной противостояния стал обстрел группы индийских туристов со стороны радикальных группировок, действующих на этой территории, который привел к гибели 26 человек.

Известно, что в ходе конфликта индийская сторона лишилась нескольких своих ударных самолетов, в чем призналась в дальнейшем. Действия Пакистана вынудили Нью-Дели сделать шаг к перемирию. Похоже, что индийские власти решили извлечь из этого урок. Они ускорили работу над совершенствованием системы укрепительных позиций, в рамках которой предусматривается также создание соответствующих инфраструктурных объектов. Одним из важнейших среди них является железная дорога.

 

Религия как повод

Вооруженные группировки в контролируемой Индией части Кашмира борются с правлением Нью-Дели с 1989 года. После упразднения штата Джамму и Кашмир и переподчинения территории в прямое управление из Нью-Дели в 2019 году борьба приняла более ожесточенный характер. Многие мусульмане Кашмира выступают против политики Нарендры Моди и поддерживают повстанцев по объединению территории либо под властью Пакистана, либо в качестве независимого государства.

Хотя Индия настаивает на том, что вооруженные группировки Кашмира поддерживаются Пакистаном, никаких фактов, однозначно подтверждающих это, не приводится. Сам Исламабад отрицает это обвинение, считая, что оно абсолютно надуманно и преследует задачу под любым предлогом будировать тему «агрессии Пакистана» против Индии и поддержку Исламабадом «кашмирских сепаратистов». Это дает повод Нью-Дели предпринимать попытки военно-политического давления на Пакистан. И даже использовать при этом интересы внешних сил.

В последние время Индия существенно усилила военное присутствие в Кашмире на фоне эскалации после теракта в Пахалгаме (22 апреля 2025 г.) В зону Джамму и Кашмир (большей частью в сектор Ахноор) переброшены основные боевые танки Т-72 в рамках операции «Синдур», включающей средства ПВО, артиллерию и пехоту. А в преддверии паломничества «Амарнатх ярта» на территорию введены многочисленные подразделения Центральных вооруженных сил (CAPF), использующих глушилки радиосигналов, беспилотники и кинологов.

Индуистское паломничество к святилищу Амарнатх, расположенному в пещере в горах штата Джамму и Кашмир, проходит с конца июня по август, привлекая сотни тысяч верующих со всей Индии. Святилище посвящено богу Шиве, и его ледяной сталагмит считается священным лингамом (символом Шивы). В условиях индо-пакистанской напряженности и этноконфессионального конфликта, будируемого действиями правительства Индии, это паломничество воспринимается как вызов местному населению. 

Доступ к пещере осуществляется через сложный горный маршрут на высоте более 3800 м. И проходит он через густую сеть населенных пунктов, в которых проживает мусульманское большинство региона. 

Любое неосторожное высказывание или действие какой-либо из сторон, будь то паломники или местное население, может привести к серьезному обострению и еще одному конфликту. Власти Индии используют паломничество не только как религиозное мероприятие, но и как символ индийского присутствия в регионе, что становится еще одним фактором напряженности.

Воспользовавшись этим религиозным мероприятием в качестве повода якобы защиты своих паломников, Индия ввела подразделения CAPF. Впервые для реализации мер безопасности привлечены около 4 тыс. экс-солдат для охраны критической инфраструктуры. На линии контроля с Пакистаном в рамках операции «Синдур» размещена военная группировка.

 

Если завтра война…

Наблюдатели склонны рассматривать действия индийской стороны в качестве общих мер по подготовке к очередному и, возможно, более масштабному вооруженному противостоянию с Пакистаном. СМИ пишут, что Нью-Дели планирует завершить создание своей системы ПВО дальнего радиуса действия, получив все необходимое оборудование уже в следующем году. Речь идет о завершении сделки на сумму $5,5 млрд, подписанной в 2018 году с Россией, и получении последних двух батарей из пяти систем ПВО С-400 «Триумф».

Таким образом, Индия существенно усилит свой зональный ПВО-щит, получив возможность отслеживать и поражать воздушные угрозы на расстояниях до 400 км, включая самолеты, дроны, ракеты и БПЛА.

Железная дорога в Кашмир - лишь часть общего проекта военных приготовлений Индии. В местных СМИ расписывают эту картину самыми яркими красками, восторженно отзываясь о масштабных шагах своего правительства, забывая при этом существенную деталь. А именно - готовятся не только в Индии, но и в Пакистане. Причем готовятся далеко не самым худшим образом. Последняя неуклюжая попытка Нью-Дели продемонстрировать свои мускулы является самым ярким тому подтверждением. 

А дороги должны служить, в первую очередь, людям, улучшая их жизнь и делая развитие регионов инклюзивным. Если кто-то этого не понимает - жизнь и практика, как обычно, выступают хорошими учителями.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

21


Актуально