12 Июля 2025

Суббота, 17:38

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Пашинян против армянской церкви: борьба с реваншизмом или за власть?

Автор:

15.06.2025

«Хлеба и зрелищ!» - этот лозунг городской бедноты известен со времен Древнего Рима. Как в Армении обстоят дела с «хлебом» - вопрос неоднозначный. Армянские экономисты давно научились рисовать красивые цифры. А масштабный обход через Армению наложенных на Россию санкций также дает возможность их раздувать. Но реальный сектор экономики по-прежнему на нуле. К тому же Ереван потерял доступ и, соответственно, возможность грабежа природных ресурсов на оккупированных азербайджанских территориях, где одни только золотые месторождения давали солидную прибавку к армянскому бюджету. Зато недостатка в «зрелищах» ереванская публика уж точно не испытывает. Новости последних недель это еще раз подтвердили. Никол Пашинян, премьер-министр Армении, объявил войну ни много ни мало Армяно-григорианской церкви.

 

«Люби жену своего дяди!»

Отношения с церковью у Никола Пашиняна и так были не очень. Конфликт долго оставался «хроническим, вялотекущим, с обострениями», но недавно страсти накалились вновь. Дошло до того, что последнюю волну протестов в Армении возглавил именно архиепископ Баграт Србазан. Но собрать под свои знамена достаточное количество протестующих ему не удалось и реального успеха они добиться не смогли. Никол Пашинян, однако, выпада против себя не забыл и при каждом удобном случае отпускает шпильки в адрес церковных иерархов. 

В этой связи премьер-министру Армении стоило бы припомнить, как в 1996 году в оккупированном Лачине построили церковь на месте разрушенного дома азербайджанской семьи Ибрагимовых. Но на такое у Никола Пашиняна не хватило пороха. Он решил высказаться по поводу «чуланизации» армянских церквей. И разместил в социальных сетях пост: «Все самое ненужное складируется в церквях - лишняя мраморная плита, мешки с цементом, куски старой ржавой арматуры. Человек зачем заходит в церковь? Заходит, чтобы соприкоснуться с чем-то духовным. И вдруг заходишь и видишь, что в одном месте мусор разбросан, где-то чья-то одежда, обувь, кто-то поставил свою кровать». В ответ канцелярия Эчмиадзина опубликовала собственное открытое письмо. Глава канцелярии Аршак Хачатрян выразил надежду, что премьер-министр обратит свой взор на растущие притязания Азербайджана в отношении армянских храмов, в том числе на сохранение памятников духовного наследия в «занятом азербайджанцами Арцахе». Пашинян, однако, совету не внял и ответил архиепископу Баграту Србазану в Facebook с использованием жесткой ненормативной лексики. Ответ премьер-министра выглядит как совет заняться любовью с женой своего дяди. Церковники тут же припомнили Пашиняну, что он живет с Анной Акопян, так сказать, «в гражданском партнерстве», то есть, в переводе, во грехе. В ответ Пашинян обвинил католикоса Гарегина II в нарушении обета безбрачия и объявил, что у главы церкви есть ребенок. Ну и апофеоз: как заявил Никол Пашинян, у властей Армении должен быть решающий голос при выборах эчмиадзинского католикоса.

 

«Решающий голос»

Взаимоотношения религии и государства - очень тонкая сфера. В мононациональной Армении с ее «национальной» церковью тем более. Здесь даже в конституции черным по белому прописано: «Республика Армения признает исключительную миссию Армянской апостольской святой церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения национальной самобытности». По сути, церковь в Армении является как бы «руководящей и направляющей» - так характеризовала Советская Конституция Коммунистическую партию Советского Союза. Так что справиться с церковниками Пашиняну будет куда сложнее, чем в свое время с Конституционным судом.

Причем затеял «церковную войну» премьер-министр Армении «при живом дедушке» в лице действующего католикоса. Человека, занимающего столь высокий пост в церковной иерархии, сместить извне, тем более по решению гражданских властей или требованию участников очередного митинга, невозможно. Надо дождаться, пока Гарегин II сам подаст в отставку, но он этого делать, судя по всему, не собирается.

Правда, нередко вопросы в армянской церковной среде решаются весьма радикально. Католикос Хорен Мурадбекян, например, в 1938 году был задушен. В феврале 2009 года в собственной квартире был обнаружен в бессознательном состоянии архиепископ Нерсес Позапалян. Священнослужитель был жестоко избит неизвестными. В мае того же года Позапалян скончался. А он, как утверждают, тоже претендовал на престол католикоса. Пойдет ли на подобный шаг Пашинян? Вряд ли. Особенно теперь, когда страсти накалены до предела и на фоне всех обвинений в предательстве Пашиняну не хватает еще только этого.

 «Решающий голос» гражданских властей при выборе католикоса потребует перекройки всей системы взаимоотношений власти и церкви в Армении. Священники в таком случае превратятся просто в госслужащих. И понятно, что клир такому решению будет сопротивляться всеми силами и методами.

 

«Где священник скрывает под рясой…»

Насколько высок реальный авторитет церкви в армянском обществе - вопрос открытый. Слишком уж много откровенно скандальных историй связано с ней. Достаточно вспомнить архиепископа Навасарда Кчояна, имя которого мелькало в знаменитом «офшорном скандале», в ходе чего отжали собственность одного из армянских олигархов. Отец Ваче, настоятель армянской церкви во французской Ницце, оказался связан с местной «русской мафией». А настоятеля армянской церкви в Страсбурге обвинили в изготовлении фальшивых денег… Да и жиденькие митинги под предводительством архиепископа Баграта Србазана знающим людям говорят о многом.

Вместе с тем церкви есть на кого и на что опереться. Она располагает весьма серьезными финансовыми рычагами. Еще в советские годы армянская церковь весьма щедро получала материальную подпитку из-за рубежа. Тогда это были в основном не деньги, а «благотворительные посылки», которые превратили Эчмиадзин в один из ведущих центров контрабанды ширпотреба. 

Об этом в Армении предпочитают не говорить, но церковные иерархи весьма тесно связаны с террористическими группировками. Именно церковь во многих странах занимается сбором так называемой «национальной дани» - со всеми вытекающими, вплоть до связей с рэкетирами.

Самое неприятное для Пашиняна, что церковь может получить впечатляющую поддержку извне - прежде всего от Москвы, у которой в Армении свои инструменты и возможности повлиять на ситуацию. Ереван находится в слишком сильной зависимости от РФ. И никакие прозападные выпады Пашиняна, больше напоминающие шоу, здесь ничего не изменили. Сегодня, когда Армения готовится к выборам в следующем году, Москва дает понять, что Пашинян своими геополитическими вихляниями ей изрядно надоел, и открыто ведет против него информационную войну.

В нынешней ситуации внутри страны церковники будут выступать единым фронтом с политической оппозицией Пашиняну. Это и «карабахский клан», и дашнаки, и многие другие партии и группировки, которые не особо стесняются в выборе средств. Противостоять им Пашиняну сегодня, когда он уже во многом растерял свою былую популярность, будет очень непросто. Тем более что у бывшего лидера «шашлычной революции» нет ни дорожной карты, ни достаточного количества сторонников внутри самой церкви, без чего нечего и надеяться реализовать подобную программу.

 

Укрепление мирной повестки или борьба за власть?

Соблазнительно, конечно, думать, что Никол Пашинян намерен нанести удар по одному из оплотов реваншизма в Армении. Католикос Гарегин II регулярно выступает в своих проповедях с откровенно реваншистскими заявлениями. Армянская церковь не стала распускать «Арцахскую епархию», созданную после оккупации азербайджанских территорий. Да и поддержка армянской церковью наиболее радикальных политических группировок говорит о многом. Впрочем, армянским церковникам к такому не привыкать.

Как бы ни хотелось увидеть в атаке Пашиняна на церковь «борьбу с реваншистами», в действиях нынешнего премьер-министра куда больше банальной борьбы за власть. «Наскакивать» на Гарегина II сторонники Пашиняна начали еще по горячим следам «шашлычной революции» и проводили митинги с требованиями отставки католикоса. По мнению митингующих, глава церкви был слишком близок к прежним властям и теперь должен уйти. Это был период, когда Пашинян выступал с заявлениями в стиле «Карабах - это Армения, и точка», собирал в свою команду заведомых «ястребов» типа Давида Тонояна или Вагаршака Арутюняна, а также намекал, что готов поставить под вопрос Карсский договор и готовился к «новой войне за новые территории», то есть к новому витку агрессии против Азербайджана. При этом «завзятый демократ» Никол Пашинян хотел контролировать в Армении практически все институты и выстроить режим личной диктатуры. Напомним, что вскоре после своего прихода к власти Никол Пашинян без труда подмял под себя Конституционный суд Армении. Его сторонники устраивали погромы в редакциях неугодных СМИ, а сам он анонсировал чистки в армии, где было много представителей «карабахского клана»… Справедливости ради надо отметить, что, кроме Конституционного суда, «кавалерийские атаки» премьер-министра нигде не принесли ему ожидаемого успеха. А сегодняшний конфликт с церковью на фоне стремительного размывания позиций Пашиняна и падение его популярности похожи, скорее, на вынужденную меру. И кто бы ни взял верх в этом конфликте, Армения в нем уже проиграла.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

31


Актуально