12 Июля 2025

Суббота, 16:47

ГРОМКАЯ ТИШИНА КАНАНАСКИСА

Игнорируя голос Глобального Юга, «Большая семерка» все больше отдаляется от реальной геополитики и становится все ближе к символическому существованию

Автор:

01.07.2025

Очередной саммит «Большой семерки» (G7), прошедший 16-17 июня в канадской провинции Альберта в местечке Кананаскис, получил неоднозначные, большей частью негативные оценки наблюдателей. Вплоть до того, что многие из них заговорили о закате этой международной площадки. Хотя вроде бы традиционно был собран внушительный состав - помимо постоянных семи членов клуба были главы Еврокомиссии и Евросовета, генсеки НАТО и ООН, плюс лидеры Бразилии, Мексики и Украины. Однако подкачал международный фон - прежде всего разгаром очередной эскалации на Ближнем Востоке и, конечно же, продолжающимся конфликтом в Украине. По этим вопросам (и не только), как становится все более очевидно, у «развитого мира» есть серьезные разногласия. До такой степени, что президент США Дональд Трамп не стал дожидаться окончания встречи. В результате не было даже итогового коммюнике, хотя в 2024 году оно включало более 30 страниц текста. 

 

Украина на втором плане

Больше всего от такой несогласованности мировых лидеров пострадала Украина, ведь все последнее время G7 была важной площадкой для выражения западной поддержки Киеву. В прошлом году, например, стороны договорились об использовании замороженных российских активов для выделения Украине кредитов на сумму около $50 млрд. Но в этот раз вмешалась война между Израилем и Ираном, которая перетянула на себя внимание лидеров стран - участниц саммита. 

Кроме того, противоречий по самому украинскому вопросу среди членов «Большой семерки» стало больше. Особенно по таким важнейшим моментам, как сроки и формы помощи Киеву, а также возможные варианты выхода из конфликта.  В результате Украине была обещана дополнительная поддержка, но без четкого и жесткого совместного заявления. Было объявлено о новом кредите в размере 4,3 млрд канадских долларов ($3,16 млрд) за счет процентов от замороженных российских активов в Европе. 

Канада и Великобритания объявили о введении более жестких санкций против российского теневого флота. Новый премьер Канады и хозяин саммита Марк Карни сообщил также, что в ходе переговоров была подчеркнута необходимость оказания «максимального давления на Россию», чтобы заставить ее начать серьезные мирные переговоры. Другие лидеры тоже выразили надежду, что США наложат дополнительные санкции на Россию. Западные СМИ пишут, что американцы пока выступают против жестких заявлений в адрес России. 

Масла в огонь подлил досрочный отъезд с саммита Дональда Трампа, на встречу с которым рассчитывал Владимир Зеленский и который затем также уехал из Канады раньше времени. После визита Зеленского в Вашингтон и скандальной беседы с Трампом в Овальном кабинете в конце февраля политики коротко пообщались в Ватикане во время похорон папы римского Франциска. И Киеву нужно было этот прогресс закрепить, но в Канаде это не получилось. 

Еще больший негативный резонанс вызвало заявление Дональда Трампа, что исключение России из формата G8 было большой ошибкой. «Если бы Россия осталась в группе, сегодня не было бы войны, - заявил глава Белого дома. - И если бы я был президентом четыре года назад, мы бы не видели этих конфликтов». По его мнению, необходим прямой диалог с крупнейшими мировыми державами независимо от политических разногласий, и поэтому присутствие Москвы за столом переговоров способствовало бы более открытому обсуждению ключевых международных кризисов, включая безопасность, энергетику и стратегическую стабильность. 

Трамп также допустил возможность присоединения Китая. Что, конечно же, окончательно размыло бы эксклюзивность и смысл данного формата. Но Трампа это, похоже, совсем не волнует.

 

Под знаком противоречий

Хозяин саммита, премьер-министр Канады Марк Карни, отрицал наличие разногласий и всячески пытался сделать «хорошую мину при плохой игре». Например, заявил, что саммит «может положить начало новой эре сотрудничества, которая будет способствовать долгосрочной устойчивости, а не краткосрочной эффективности». 

Впрочем, все зависит от того, кто и что в конечном счете ожидал от встречи именно для своих стран. Все хотели, конечно, обсудить с президентом США в первую очередь торговую войну, затеянную им практически со всем миром, да и сам Трамп также желал именно этого. Так, США с Канадой договорились в течение 30 дней подписать двустороннюю сделку по вопросам торговли и безопасности. Ранее Карни заявлял, что США «начинают монетизировать свою гегемонию, вводя пошлины за право доступа на свой рынок и сокращая свой вклад в нашу коллективную безопасность».  

В целом ни Япония, ни Канада не смогли достичь серьезных результатов, но разговор будет продолжен. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что продолжающиеся торговые переговоры между США и ЕС являются «сложными», но они «продвигаются» и в июле, возможно, будет достигнут какой-то компромисс. При этом Вашингтон заключил торговое соглашение с Великобританией.

Какой можно сделать вывод? В «Большой семерке», видимо, действительно будут нарастать противоречия, по крайней мере пока президентом США остается Трамп. Его досрочный отъезд оставил огромное послевкусие и ощущение разобщенности. В соцсетях и СМИ по этому поводу даже иронизировали, что «Большая семерка» превратилась в «Большую шестерку». 

Заметно, что лидеры этой «шестерки» пытаются оказывать главе Белого дома сопротивление, но пока не могут, что называется, «поймать волну». Так, президент Франции Эмманюэль Макрон по дороге в Канаду посетил Гренландию, где заявил, что остров «не продается». Явный месседж в адрес Трампа, который этот момент пока никак не прокомментировал. Позже Макрон решил публично предположить, почему американский президент досрочно покинул Канаду, - якобы для выработки соглашения о перемирии между Израилем и Ираном. Трампу такая оценка его действий очень не понравилась, и он тоже публично обрушился на Макрона в сети Truth Social, заявив: «Макрон понятия не имеет, почему я еду в Вашингтон». Вдогонку Трамп обвинил своего французского коллегу в стремлении к саморекламе и подчеркнул, что тот «всегда ошибается». Такое «взаимодействие» наглядно иллюстрирует атмосферу внутри формата. 

И подобных противоречий можно найти много. К примеру, Трамп сообщил, что Оттава хочет присоединиться к американскому проекту противоракетной обороны «Золотой купол», но канадские официальные лица отказались это комментировать. При этом известно высказывание Карни, что Канада может присоединиться к плану перевооружения ЕС, что позволит ей уменьшить зависимость от США в этой области…

 

G7 в поисках смысла

Лидеры крупнейших западных экономик стали встречаться раз в год в 1970-х, когда мир накрыл тяжелый энергетический кризис. Со временем этот формат получил название «Большая семерка», а в 1980-е годы здесь стали обсуждать и политические вопросы. Однако диалог на этой площадке лишь подчеркивает проблемы в международной повестке, не помогая находить их решение. Выработка согласованных результатов, способных не остаться просто заявлениями на бумаге, фактически буксует. 

Уже на борту президентского самолета американский лидер сказал: «Мы сделали все, что должны были, на саммите. Хороший был саммит». Примечательно, что Трамп не покривил душой, ведь его действительно интересуют только конкретные дела - то, что он так любит называть «сделкой» (deal). Глава Белого дома также питает слабость к красивым и громким выражениям и обсуждениям, но с собой в главной роли, а не в кулуарах со своими коллегами. Можно даже предположить, что подобный G7-формат, который всегда был главным смыслом и солью саммитов, его раздражает и утомляет. 

Наверное, тут дело даже не в характере Трампа или других лидеров, а в веянии времени, в цифровизации и соцсетях, которые перевернули не только способы подачи и восприятия информации, но и оказали влияние даже на классические приемы дипломатии и межгосударственные отношения. Мир меняется, появляются разные геополитические полюса, и формат G7 постепенно теряет свою актуальность. Различные конфликты и препятствия будут лишь усугубляться, если западный мир будет продолжать беседовать без Китая, Индии, России, Турции, арабских стран Ближнего Востока, стран Глобального Юга, без учета голоса так называемых «средних держав». 

Если раньше формат эксклюзивного клуба «самых развитых» действовал синхронно и поэтому выглядел внушительно, то сейчас все не так. Поэтому другие международные форматы и многосторонние организации, такие как G20, БРИКС и региональные союзы, приобретают все большее значение. Ведь они предлагают более инклюзивные платформы для диалога и сотрудничества. Если в 1975 году на шесть первых участников клуба приходилось 63% мирового ВВП, то к 2024-му доля стран G7 не превышала 29%. При этом мир все равно становится более связанным или, скорее, взаимозависимым. Гораздо сильнее, чем в прошлом веке, экономика сейчас зависит от мировой безопасности и наоборот. Однозначным победителем из противостояния в таком контексте не выйти. Недавний кризис на Ближнем Востоке это беспощадно продемонстрировал.  

То же самое относится к климатическим вызовам, вопросам глобального здравоохранения (вирусы не знают деления мира на границы и развитые и развивающиеся экономики), цифровизации, развитию ИИ. Очевидно, что сам по себе G7 уже не может служить проводником и ориентиром для остального мира. С этой точки зрения саммит «Большой семерки» в Канаде можно смело считать историческим.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

12


Актуально