5 Декабря 2025

Пятница, 09:06

РАЗНЫЕ ПОД ОДНИМ ФЛАГОМ

Саммит в Рио стал отражением общей геополитической неопределенности

Автор:

15.07.2025

В Рио-де-Жанейро 6-7 июля состоялся очередной саммит БРИКС - объединения, в которое входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, а также присоединившиеся впоследствии ЮАР, Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия, Индонезия. По итогам встречи была принята декларация, которая, по мнению большинства наблюдателей, получилась достаточно беззубой. Участники встречи по традиции выразили обеспокоенность вооруженными конфликтами, гуманитарными кризисами, последствиями изменения климата.  Из более конкретных мер - отметили необходимость трансформации бреттон-вудских институтов, включая МВФ и Всемирный банк, отмену односторонних санкций и трансформацию ВТО. Правда, конкретного плана, как это можно сделать, озвучено не было.

Тарифы США были названы угрозой мировой экономике, создающей «неопределенность в международной экономической и торговой деятельности». Что также просто констатация факта, без всяких ответных мер. 

Никаких конкретных кардинальных планов, касающихся, например, введения совместной валюты, тоже озвучено не было. 

 

«Сюрпризы» из Вашингтона

Но для президента США Дональда Трампа, который давно критикует БРИКС, традиционно рассматривающийся в качестве противовеса трансатлантическому сообществу, и этого оказалось достаточно. Он заявил, что если члены группы будут подрывать могущество доллара, они столкнутся со стопроцентными торговыми пошлинами. Также глава Белого дома добавил, что «любая страна, которая присоединится к антиамериканской политике БРИКС, будет облагаться дополнительным 10-процентным тарифом». 

Косвенно в ответ на это Кремль и МИД Китая заявили, что сотрудничество в рамках БРИКС не направлено против третьих стран. Глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что члены БРИКС обсуждали повышение роли национальных валют и новую инвестиционную платформу, но не создание единой валюты. 

При этом помимо прямых угроз со стороны Трампа наблюдатели говорят также о косвенном давлении со стороны Белого дома. Так, отмечается, что Саудовская Аравия в качестве страны-партнера тоже собиралась присоединиться к БРИКС, но пока решила этого не делать и осталась в качестве приглашенного члена организации. Было заметно и то, что хозяйка саммита Бразилия действовала максимально нейтрально относительно критики США или Израиля.

В принципе Трампу есть по поводу чего беспокоиться, когда речь идет о БРИКС. В объединение входят почти половина населения планеты, 40% мировой экономики, $60 трлн мировых активов. По всем этим показателям она опережает страны «Большой семерки». При этом у БРИКС также есть огромные сырьевые рынки, запасы питьевой воды, леса, редкоземельные металлы, торговые пути. 

 

Близкие по духу, но разные по сути

Однако все эти возможности могли бы представлять серьезную угрозу для стран Запада в том случае, если бы членам БРИКС удалось договориться между собой. Но это невозможно, потому что они слишком разные - по своим ресурсам и экономическим возможностям, по внутриполитической обстановке и геополитическим целям, по идеологии и своему месту в мире.  Между участниками БРИКС нет отлаженной коммуникации и, по сути, доверия. Большинство из них опасается доминирования Китая и откровенно боится санкций США. 

В качестве примера следует, прежде всего, упомянуть противоречия между такими гигантами, как Индия и КНР.  Так, Индия заявляла, что в ходе недавнего военного конфликта между Дели и Исламабадом Китай фактически действовал против нее - предоставлял Пакистану оружие и разведывательные сведения. На этом фоне недавнее расширение объединения, которое увеличилось вдвое по числу членов и которому так радовались сторонники БРИКС, может рассматриваться, скорее, как минус, чем преимущество.

Мнение, что БРИКС начинает сдавать позиции, подкреплено и тем, что на саммите не присутствовали лидеры Китая и России Си Цзиньпин и Владимир Путин. Хотя глава КНР на своем посту участвовал во всех встречах на высшем уровне в рамках объединения, в Бразилию на этот раз поехал премьер-министр Ли Цян. Однако сказать однозначно, что это решение связано со снижением интереса к БРИКС, нельзя. 

Как объяснили сами китайские СМИ, Си недавно общался со всеми лидерами Латинской Америки, а именно в мае в ходе встречи на высшем уровне в формате «Китай-Латинская Америка». Причем особое внимание на этом саммите китайцы уделили именно Бразилии, президента которой Луиса Инасиу Лулу да Силву в Пекине назвали «надежным стратегическим партнером». 

Кстати, там же КНР и Бразилия подтвердили готовность к 2028 году полностью перейти на расчеты в национальных валютах. В целом Пекин планирует в ближайшее время выделить более $10 млрд (в китайских юанях) в качестве кредитов государствам Латинской Америки и Карибского бассейна. Такая же ситуация и с Россией. С Владимиром Путиным Си Цзиньпин должен встретиться уже в конце августа - начале сентября на саммите ШОС в Пекине, который перейдет в праздничные мероприятия по случаю 80-летия Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Отсутствие президента РФ в Рио-де-Жанейро, как отмечалось, больше было связано с вердиктом Международного уголовного суда в Нидерландах и невнятной позицией принимающей стороны по этому поводу. 

К слову, на саммит не приехал и президент Египта, который тоже, видимо, решил не осложнять свои отношения с США. Отсутствовал на мероприятии и президент Ирана Масуд Пезешкиан. Вместо него Тегеран представлял министр иностранных дел Аббас Аракчи.

 

Этап притирки

Многие считают, что встреча в Рио-де-Жанейро прошла довольно размыто. Впрочем, возможно, дело не только в «слабых местах» конкретно БРИКС. Скорее такой результат соответствует всеобщему тренду - точно так же без былого внятного результата прошли саммиты «Большой семерки» и НАТО. В основном причина кроется в крайне непредсказуемой международной геополитической ситуации. Мир находится на перепутье. И пока не будет виден в происходящем хоть какой-то выход, ожидать четких заявлений от организаций, созданных и набравших силу в прежние предсказуемые и относительно спокойные времена, просто наивно. Возможно, сейчас время относительно новых региональных организаций, скрепленных общей географией, взаимными целями и интересами, как, например, Организация тюркских государств (ОТГ). 

Последние события наглядно продемонстрировали, что у БРИКС нет объединяющей идеи. Между тем его сторонники видят плюсы организации в том, что она всегда высказывается исключительно в неконфронтационном ключе. Как отметило агентство Reuters, «БРИКС выглядит как убежище для сторонников многосторонней дипломатии». И на самом деле, страны-участницы действуют исключительно на основе консенсуса. Дружат не против кого-то, а исключительно в собственных интересах. Это, безусловно, важный момент и опять-таки то же самое можно сказать про ОТГ. Проблема, однако, в том, что в случае с БРИКС эти «интересы» слишком разные, а порой и прямо противоположные. Есть мнение, что поскольку по итогам двух предыдущих саммитов в БРИКС вошло большое число новых государств, сейчас происходит этап притирки, который может продолжаться в течение двух или трех саммитов. Что ж, остается дождаться, как говорится, развития ситуации. Получится ли у объединения БРИКС перейти от общих деклараций и обтекаемых фраз к конкретным решениям, появятся ли у него устав, штаб-квартира и иные атрибуты международной организации, покажет время.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

91


Актуально