5 Декабря 2025

Пятница, 10:45

«БАЗОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ» МОСКВЫ И ЕРЕВАНА

Зачем Кремль укрепляет базу в Гюмри и кому адресован этот демонстративный шаг

Автор:

15.07.2025

Еще недавно эти прогнозы были на пике политической востребованности: «Россия потеряла Южный Кавказ!», «Влияние Москвы рушится!», «Все три страны региона дистанцируются от Кремля!» Вместе с тем многие эксперты уже тогда советовали относиться к подобным высказываниям с осторожностью. И напоминали, что Россия располагает военными базами в оккупированных грузинских регионах, у нее военная база в Армении, плюс еще совместные группировки сухопутных сил, а также ПВО. 

Скептики, как всегда, оказались правы. Именно на этом фоне в Telegram-канале Главного управления разведки Минобороны Украины появилось сообщение, что Кремль ускорил комплектование своей военной базы в армянском Гюмри для усиления военно-политического давления на страны Южного Кавказа. Указывалось, что «личный состав набирают среди военнослужащих ВС РФ, которые проходят службу в Ростовской и Волгоградской областях, а также во временно оккупированном Крыму. Кроме того, Россия активно ищет добровольцев среди представителей порабощенных народов Кавказа - в частности, в Северной Осетии и Адыгее». Как отметил представитель ведомства Андрей Юсов, развертывание российских войск в Армении - элемент комплексной стратегии Кремля, направленной на дестабилизацию глобальной ситуации безопасности. «Вместе с разжиганием межэтнического конфликта Москва наращивает военное присутствие на Кавказе. Вероятно, ухудшение отношений между Азербайджаном и РФ готовилось заранее», - цитировали украинского чиновника многие информагентства, в том числе и в Азербайджане. 

В Армении поторопились опровергнуть сообщение украинской разведки. Как говорится в информации МИД Армении, Ереван не допускает использования своей территории для ударов по соседним странам. Вышло не очень убедительно.

В регионе слишком хорошо помнят, как с территории Армении били ракетами по азербайджанским городам и как ее военная инфраструктура использовалась Россией в 2008 году во время «пятидневной войны» против Грузии. При таком послужном списке заявление МИД в стиле «да мы никогда в жизни!» звучит, прямо скажем, не очень искренне.

Сообщение украинской разведки никак не комментируют в Азербайджане. Хотя ее соответствующие органы не раз демонстрировали и свой высокий профессионализм, и осведомленность. Вряд ли Баку не в курсе, что происходит вокруг российской базы в Армении. И если упомянутую информацию кроме МИД Армении никто не стал опровергать, что было сделано на редкость неуклюже, это говорит о многом. 

Против кого же укрепляется российский «кулак» в Армении?

 

Кто на прицеле?

Есть версия, что это очередная попытка «произвести впечатление» на Азербайджан. Более того, как раз накануне без какого бы то ни было явного повода в риторику официальных и полуофициальных лиц России вдруг вернулась карабахская тематика. 

Помощник президента России Владимир Мединский, к примеру, назвал Карабах «спорным регионом». Отметим, что в международном праве спорные и оккупированные земли имеют четкое различие. Спорными называются территории, принадлежность которых оспаривают две и более стран. При этом у каждой из них свои аргументы - и посерьезнее, чем «нам так захотелось». Никаких правовых и прочих оснований для притязаний на Карабах у Армении не было и нет. В отличие от тех же Фолклендских островов Карабах никогда не обозначался на картах белым цветом как спорная территория. 

Практически в те же дни неназванный источник в беседе с журналистами ТАСС и РИА «Новости» призвал Азербайджан признать за Россией захваченные украинские территории, в ответ на что, считает он, Москва не станет оспаривать принадлежность Карабаха Азербайджану. А пропагандист Владимир Соловьев, который взялся защищать российского олигарха армянского происхождения Самвела Карапетяна, при этом использовал слово «арцах». В Баку это расценили однозначно - как явный выпад против территориальной целостности Азербайджана.

Происходит беспрецедентный рост напряженности во взаимоотношениях Баку и Москвы: азербайджанский гражданский самолет, сбитый российской ПВО, «информационная война» против азербайджанской диаспоры, трагедия в Екатеринбурге…

Москва открыто оказывала и оказывает покровительство на внутриармянском поле тем силам, что выступают за реванш в Карабахе. Отметим, что эти силы выступают, вместе с тем, за сближение с Москвой. Историческую память никуда не денешь. Без поддержки Москвы Армения даже теоретически не смогла бы оккупировать 20% территории Азербайджана и удерживать эти земли под оккупацией почти три десятка лет. В Баку помнят самолеты с оружием, которые летели в Армению накануне и во время 44-дневной войны.

Сегодня страница конфликта в Карабахе уже перевернута. И как бы кому-то ни хотелось взять реванш, раздуть конфликт заново - это уже другие риски для Армении и другая политическая цена для тех, кто возьмется этому помогать. Азербайджан уже выдворил оккупантов со своей территории, у нашей страны есть профессиональная боеспособная армия, солидная международная поддержка, так что запустить агрессию по второму кругу будет достаточно рискованно. Тем более здесь не пройдут политтехнологии начала девяностых.

 

«Берег турецкий»

Есть определенные аргументы и в пользу того, что «накачка» российской базы адресована Турции. Москва за последнее время получила от Анкары несколько болезненных уколов. Прежде всего Турции удалось сорвать планы привести к власти в Ливии маршала Хафтара, на которого открыто делала и делает ставку Москва. На его стороне воевали наемники ЧВК «Вагнер», Хафтару помогали оружием, его с почетом принимали в Москве. Он даже побывал в качестве гостя на борту крейсера «Москва» - того самого, который потом был потоплен украинцами. Еще до начала украинской и даже 44-дневной войны в Карабахе турецкие беспилотники «Байрактар» с успехом расправлялись с российскими ЗРК «Панцирь». Теперь же, с началом с украинской войны, дела у маршала идут совсем плохо. И если он еще пытается «огрызаться», результат оказывается обратный ожидаемому.

Но самый большой провал Россия потерпела в Сирии. Падение режима Башара Асада - не просто потеря союзника. Москва лишилась военной базы «Хмеймим» и пункта базирования ВМС в Тартусе. Заменить их на Средиземном море, по сути, нечем. Причем располагались эти базы в критической точке - практически «напротив» знаменитой базы «Инджирлик» близ турецкой Аданы. Отсюда рукой подать и до Ливана, и до Израиля. Потерять базу в такой точке - военно-политическая катастрофа.

Наконец, Турции удается решать такую застарелую проблему, как террор РКК. А эта организация, напомним, была создана советскими спецслужбами. Потом, разумеется, курдов пытались использовать в своих целях многие, но советская «закваска» и, соответственно, влияние никуда не исчезли. Достаточно вспомнить поддержку со стороны России попытки объявить независимость Иракского Курдистана в 2017 году. Но сегодня и в Эрбиле влияние России падает, а Турции - растет. В такой ситуации вполне можно было ожидать, что Москва начнет заново накачивать оружием свою базу, которую в свое время создавала именно против Турции.

 

База против… Пашиняна?

Не исключено также, что переброска на базу в Гюмри дополнительного личного состава связана с внутриполитическими процессами в Армении. Об этом говорилось уже бессчетное количество раз, но тем не менее напомним: в 2026 году здесь предстоят парламентские выборы. И понимая, насколько ослабли сегодня в Армении позиции Никола Пашиняна, Россия полна решимости привести к власти своего кандидата. Кого именно - мнения могут расходиться. Но пока в фокусе внимания фигура Самвела Карапетяна - олигарха, из которого явно лепят «армянского Иванишвили». 

Но главное, что в Армении достаточно высок риск силового внутриполитического варианта. Здесь еще во времена Левона Тер-Петросяна был раскрыт крупный террористический заговор дашнаков, что привело к запрету партии «Дашнакцутюн». Чуть позже, в 1998 году, при помощи серии политических убийств и «ползучего переворота» отстранили от власти первого президента Левона Тер-Петросяна. Через год, в октябре 1999 года, прямо в парламенте Армении расстреляли наиболее опасных соперников Роберта Кочаряна. 

Целая серия заговоров была раскрыта и во времена правления Сержа Саргсяна. Начиная от группировки, созданной специалистами по изучению эпоса «Давид Сасунский», и заканчивая попыткой небезызвестного Самвела Бабаяна сбить при помощи ПЗРК «Игла» президентский вертолет. А в июле 2016 года террористы из группировки «Сасна Црер» захватили заложников, которых достаточно долго удерживали - и не где-нибудь, а на полицейской базе в Ереване. Наконец, после разгрома армянских сил в Карабахе в 2020 году теперь уже бывший начальник генштаба вооруженных сил этой страны Оник Гаспарян попытался устроить классический военный переворот, но дело до конца довести не смог. Следует добавить к этому, что в Армении действует множество полуофициальных вооруженных структур типа «Еркрап», VOMA и т.д. И если силовой сценарий станет явным, возникает вопрос: «Вмешается ли в события Россия?» 

Эксперты помнят, как расквартированные в Таджикистане российские войска в начале девяностых положили конец вспыхнувшей в этой стране гражданской войне и, по сути, перекроили политическое поле Таджикистана. После очередного «Майдана» в Бишкеке российские журналисты уже спрашивали, почему в события не вмешалась российская военная база? И вполне возможно, что в Армении этот сценарий станет реальностью.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

123


Актуально