НОВЫЕ НАДЕЖДЫ
Переговоры в Абу-Даби: будет ли использован исторический шанс?
Автор: НУРАНИ
Наверное, на Южном Кавказе уже давно не ждали новостей с переговоров между Азербайджаном и Арменией с таким напряженным вниманием. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян сели за стол переговоров после довольно длительного перерыва. Причем один на один, без посредников, и добавим от себя - без попыток этих самых посредников модерировать переговорный процесс под свои интересы. Встреча длилась пять часов. Обсуждались ключевые и трудные вопросы, от делимитации границ и подготовки мирного договора до Зангезурского коридора. Сообщения пресс-служб обеих сторон во многом совпали. И эксперты расценили это как косвенный признак, что договоренностей удалось достичь - просто пока сохраняется их конфиденциальность.
«Импульс поступательного движения вперед»
Переговорный процесс между Баку и Ереваном точнее всего было бы охарактеризовать не очень политкорректной фразой казахского поэта и тюрколога Олжаса Сулейменова, прозвучавшей на съезде народных депутатов после путча ГКЧП: «Сегодня многие говорят, что мы получили импульс поступательного движения вперед, но иногда импульс поступательного движения вперед приобретается после здоровенного пинка в зад».
Примерно так развивались события и с переговорами в Карабахе, где последовательно проваливалось множество посреднических миссий. Большие надежды на дипломатию возлагались в середине девяностых. После того как в регионе в 1994 году было достигнуто более-менее устойчивое прекращение огня и центр тяжести сместился с боевых действий на переговоры. В тот период в общественном мнении и экспертном сообществе, прежде всего в Азербайджане, еще сохранялись надежды на международные право, давление, резолюции СБ ООН и т.д.
Но постепенно стало понятно, что надежды на дипломатию, международное право, резолюции СБ ООН и т.д. сильно преувеличены. Армения попросту не желала выводить войска с захваченных азербайджанских земель и пребывала в полной уверенности, что Баку рано или поздно будет вынужден с этим смириться. Именно из-за неуступчивости Еревана заглохли и переговоры в рамках пресловутой Минской группы, и встречи высокопоставленных дипломатов Азербайджана и Армении. У мирового сообщества банально не хватало политической воли надавить на Ереван. А в Баку, где тоже разочаровались в дипломатии, готовились к военному решению конфликта. Дарить свои земли кому-то никто не собирался. Международное сообщество при этом всячески увещевало, что «конфликт не имеет военного решения» и «проблему следует решать за столом переговоров». Но после апреля 2016 года стало понятно, что военное решение у конфликта все же есть. И осенью 2020 года это стало реальностью. Да, армянская сторона получила небольшую отсрочку, но воспользоваться ею не хватило политической мудрости. И в результате после антитеррористического рейда 2023 года была поставлена жирная точка.
Уже в послевоенный период в Карабахе провалилась посредническая миссия России - главным образом из-за попыток «протащить» на переговорах «отложенный статус для Карабаха» и перезапуска «миацума» под защитой российских миротворцев.
Затем со своим посредничеством вышел на сцену Евросоюз. Причем европейцев пригласил Ереван. И первоначально Евросоюзу удалось добиться успеха. В 2022 году в Праге были подписаны документы, где Армения впервые признавала территориальную целостность Азербайджана и Алма-Атинскую декларацию, по которой бывшие административные границы союзных республик превращались в государственные.
Однако уже через год - в октябре 2023-го Евросоюз собственноручно похоронил свое посредничество - во время встречи в Гранаде. Тогда, напомним, европосредники решили пригласить на нее и Эмманюэля Макрона, президента Франции, которая открыто оказывала покровительство Армении. В Баку на такой вариант не соглашались. Президент Азербайджана от встречи в Гранаде отказался. Тем не менее ее провели и обсуждали азербайджанскую тематику без его участия, что в Баку сочли неприемлемым совершенно справедливо. После этого продолжить посредническую миссию у Евросоюза уже не получилось. Сделать вид, что встречи в Гранаде не было, не позволяла «еврогордость». Продолжать же переговоры с учетом Гранады - не соглашался Азербайджан. Было еще несколько попыток свести лидеров Азербайджана и Армении на разных площадках. Самым результативным оказался формат вообще без посредника. Именно в его рамках удалось договориться по такому сложному и деликатному вопросу, как делимитация границ.
И вот - переговоры в Абу-Даби. После них явный, хоть и осторожный, оптимизм. Встречи «для галочки» не продолжаются пять часов. Значит, переговоры вновь набирают темп.
Оптимизм и реалии
После восстановления Азербайджаном своей территориальной целостности Баку предложил Армении начать переговоры по заключению полноценного мирного договора на основе принципов неприкосновенности границ. Сегодня положения мирного договора уже согласованы. И, казалось бы, ничего не мешает подписать его хоть завтра. Но…
После того как с оккупацией азербайджанских земель покончено, мирный договор больше нужен самому Еревану, а не Баку. Азербайджан в обеспечении своей безопасности скорее полагается на армию, чем на подпись армянских руководителей. Просто с мирным договором как-то спокойнее, чем без него. Но «клинит» процесс именно Ереван. И как бы оптимистично ни выглядели итоги встречи в Абу-Даби, о подводных камнях забывать не стоит.
Главным камнем преткновения здесь остается все та же отсылка в конституции Армении к декларации независимости, где, в свою очередь, упоминается о «миацуме». Ереван все эти отсылки объявляет «данью истории». Однако в Азербайджане справедливо считают, что такой пункт в конституции нужен исключительно как «форточка для реванша», и с самого начала заявили, что его сохранение исключает подписание мирного договора.
На основании этих фактов эксперты советуют не поддаваться излишнему оптимизму. Они предупреждают: как бы ни закончилась встреча в Абу-Даби, мирный договор вряд ли будет подписан, так сказать, на будущей неделе. Баку четко обозначил свои условия: из армянской конституции должна быть убрана отсылка к декларации независимости, где упоминается решение о «миацуме», то есть «воссоединении» Карабаха с Арменией. Даже при самом оптимистичном развитии событий этого не произойдет до 2026 года, когда Никол Пашинян обещает провести в Армении выборы и одновременно с ними - референдум об изменениях в конституции. Вроде бы обещал. Но готов ли сдержать свое слово?
Тест на договороспособность
Новая конституция должна быть одобрена на референдуме. Но сумеет ли Пашинян заручиться необходимой поддержкой - большой вопрос. Особенно с учетом роста в сегодняшней Армении реваншистских настроений. Можно бы понадеяться, что Пашиняну поможет его уличная популярность. Но, как констатируют наблюдатели, эту уличную популярность бывший лидер «шашлычной революции» успел во многом растерять. Победа оппозиционного кандидата на выборах мэра Гюмри - это достаточно громкий тревожный звонок. Более того, Пашинян последовательно испортил отношения с внешними игроками, у которых есть на кого опереться в Армении, с армией, с полицией, наконец с церковью… В таких условиях его победа на выборах выглядит довольно сомнительно.
Нет уверенности также, что в новом проекте конституции не будет пресловутого камня преткновения. Конституционный суд Армении, который Пашинян уже полностью подмял под себя, постановил: этот пункт в конституции никак не препятствует подписанию мирного договора.
Отступать от достигнутых договоренностей - давний политический почерк Пашиняна. Первым подобного рода прецедентом, наверное, были переговоры на саммите СНГ в Душанбе. После них премьер-министр Армении в социальных сетях просто перевернул итоги той встречи с ног на голову. Можно было бы предположить, что после разгрома в 44-дневной войне в Ереване сделали нужные выводы. Но, увы! Подписав в ночь на 10 ноября трехстороннее Заявление и обязавшись вывести войска Армении из Карабаха, Пашинян, на тот момент верховный главнокомандующий, продолжал держать в зоне ответственности российских миротворческих сил 15-тысячную военную группировку с сотнями единиц танков, другой бронетехники, артиллерии, средств РЭБ. Подписав в Праге документы, где Армения вроде бы признавала территориальную целостность Азербайджана, Никол Пашинян поздравляет оккупационную хунту в Ханкенди с «днем независимости» и устраивает там фарс под названием «выборы президента». И вообще - решились бы в Ханкенди начать террористическую войну против Азербайджана без соответствующей отмашки из Еревана?
И на таком фоне возникает вполне законный вопрос: будут ли выполнены договоренности, достигнутые в Абу-Даби?
Азербайджан никогда не вел на переговорах двойной игры. И не позволит вести подобные игры с собой. Так что лучше понять это вовремя.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




176












