5 Декабря 2025

Пятница, 09:06

НЕ РИТМ, А ДУША

Эльдар МАНСУРОВ: «Каждый должен защищать честь и достоинство Азербайджана во всех сферах»

Автор:

01.08.2025

Эльдар Мансуров - знаковая фигура в музыкальной культуре Азербайджана. Он - один из тех, чье имя давно и прочно вписано в музыкальную историю Азербайджана. Композитор, чьи произведения звучат на сценах мира, в театре, кино и сохранятся в памяти миллионов. Однако сам Эльдар Мансуров не спешит оглядываться назад - его взгляд устремлен в будущее, где азербайджанская симфоническая музыка продолжает завоевывать сердца слушателей на разных континентах.

В нашей беседе он размышляет о роли музыки как инструмента культурной дипломатии, о необходимости показывать современную азербайджанскую музыку за пределами страны, о мелодии как душе произведения и вызовах цифровой эпохи. И самое важное - честно говорит о себе, о своем творческом пути и позиции: быть не просто «песенником», а композитором с собственным почерком, для которого стиль и вкус - не дань моде, а профессиональный и нравственный выбор.

- У музыки, на мой взгляд, есть дополнительная роль - ее спокойно можно отнести к искусству дипломатии. С этого ракурса какими вы видите возможности азербайджанских композиторов, дирижеров, музыкантов и себя в том числе?

- Мне очень хочется давать больше концертов за рубежом. Считаю, что необходимо знакомить слушателей на разных континентах с современной азербайджанской музыкой. В основном зарубежная аудитория слышит произведения признанных азербайджанских классиков: Узеира Гаджибейли, Фикрета Амирова, Кара Караева. Но! Музыка - это всегда развитие, отражение и воспроизведение «происходящего в моменте» через ноты. Ей чужда стагнация! Поэтому не скрою, что рад возможности представлять свои симфонические произведения в разных странах. Как будет складываться далее, покажет время. Сейчас у меня есть четкая цель - давать больше концертов за рубежом, чтобы демонстрировать азербайджанскую современную симфоническую музыку.

- Ломаете расхожее восприятие себя самого в ипостаси композитора?

- Меня почему-то стойко приписывают исключительно к композиторам-песенникам. Это далеко не соответствует моему творчеству. Песенником можно называть лишь того, кто кроме песен ничего больше не пишет. Я же пишу музыку во всех жанрах: от опер, балетов и мюзиклов до многочисленных произведений для кино и театра. Мои песенные композиции, безусловно, завоевали широкую популярность. Однако для меня как композитора это далеко не предел мечтаний. Взять, к примеру, мои собственные симфонические сочинения. Пусть это будет несколько нескромно озвучивать, но я вижу, как слушатели за рубежом воспринимают и принимают их, как от души аплодируют. Это дает мне право с уверенностью сказать: я далеко не песенник, а композитор, который занимается своим делом и делает его на совесть. Вспоминаю прошлогодний концерт в Венгрии, который проходил в роскошном зале Музыкальной академии Ференца Листа при полном аншлаге. Публика ответила на него бурными, уникальными аплодисментами, стоя на протяжении около десяти минут. Это было ошеломительно! В 2022 году я отмечал в Баку 70-летний юбилей, дав концерт во Дворце Гейдара Алиева, где представил разные стороны своего творчества. В том числе и те самые пресловутые песенные композиции, сменившиеся двумя танцевальными, после чего последовали и симфонические произведения. Зная, что наша публика порой покидает зал по ходу концерта, я был приятно удивлен, когда, выйдя на сцену по его окончании, не увидел практически пустых кресел. Казалось, люди сидели и ждали продолжения… И в этом плане я не считаю нужным скрывать радость, что наши слушатели постепенно приобретают определенную элитарность и уважительное отношение к концертной программе.

- Насколько современная музыка коррелирует с нашей национальной и классической?

- Знаете, современная музыка сама по себе разнообразна. С одной стороны, существует стойкое мнение, что она больше склоняется в сторону музыкальных эффектов. В то же время есть современная музыка, выстраиваемая в мелодику. Наверное, я удивлю, но сегодня мелодичная музыка фактически отсутствует. Если смотреть глубже, такая музыка уступает свое место ритмичности, нарочитым шумовым воздействиям. Мне как композитору трудно понять, что скрывается за этими «изысками», которые лишь демонстрируют некие эмоции, но с трудом поддаются определению как музыка. Впрочем, это мировая тенденция - своего рода псевдомузыкальное позерство. Я же всегда являюсь апологетом мелодической «наполненности». Ведь суть вокала - воспроизведение нотных фраз через гармоническое напевное звучание, иначе это будет простая разговорная речь. Поэтому все мои симфонические произведения построены на совокупности мелодических закономерностей.

- А можно научить музыкальному вкусу?

- Увы… Можно обучить игре на музыкальном инструменте. Но вот передавать чувства - это уже другое… Играющих музыкантов много, а выдающимися становятся единицы. Согласитесь, есть произведения, называя которые, мы ассоциируем их с конкретными именами исполнителей. Например, Концерт №1 Чайковского - это Ван Клайберн, который, кстати, гастролировал в Баку. Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер, Гленн Гульд, Владимир Горовиц… Это лишь пианисты… Но подобные им великие музыканты вкладывали такие чувства в исполняемые произведения, словно давали им свежее дыхание, приумножая любовь слушателей. Поэтому я с уверенностью отвечаю на вопрос: не каждому дано обладать вкусом. У моего отца была поговорка «Для того чтобы заставить тебя плакать, я должен заплакать сам». Только пропустив через себя, прочувствовав до глубины своего существа, можно создать нечто, что не оставит и тени равнодушия или поверхностного восприятия. Вкус можно воспитать, но для этого нужна основа! Это относится ко всем аспектам жизни, а в искусстве врожденный вкус играет ведущую роль. Сегодня мир «подсел» на искусственный интеллект. Но где он, там нет чувств! У него нулевая эмпатия. Это суррогат «наборных правил и рецептур». Рефлексия - не про ИИ.

- В таком случае не могу не заметить: чтобы написать музыкальное произведение, надо уметь «услышать и передать»…

- Что тоже не каждому дано, хотя композиторов много! Ведь музыка - это не только семь нот и семь основных ладов. В ней огромное значение играют интервалы. Порой музыканты не очень задумываются о них. Вся мировая музыка, вне зависимости от жанра - песенного, академического и другого, написанная в определенных интервалах, признана самой гениальной во всем мире. И это невозможно передать словами. Поверьте мне как композитору, что досужие рассуждения о творческих поисках через условные «пот и кровь» далеки от реальности. Да, есть сочинительство, но настоящая музыка рождается иначе. Просто надо поймать момент, когда приходит та музыкальная фраза, которая, если ее успеть ухватить, способна «вырасти» в целое произведение. Даже что-то из собственного настроения автора или же чего-то произошедшего в процессе работы может вылиться в какое-то дополнение в той или иной нотной фразе.

- Вы возвращаетесь к своим уже написанным произведениям?

- Когда я сочиняю, то ни о чем конкретном не думаю. Написание музыки в какой-то степени обладает элементом спонтанности. У меня неплохая память, и я собираю авторскую «разрозненность», а в определенное время соединяю и облекаю эти «кусочки» в форму, нахожу ее органическое воплощение и уже внутри нее начинаю распределять «накопленное». Даже не стану скрывать, что уже позволяю себе возвращаться к своим собственным ранним произведениям, написанным, например, к кинофильмам, и переосмысливать их уже в более крупном формате.

- Различаются ли в подходах малая и крупная формы?

- Они абсолютно разные по своей форме и по своему предназначению. Симфоническая, а она соответственно крупная, подразумевает ориентированность на меньший круг слушателей. Тогда как песенный жанр нацелен на массовый охват. Так что надо учитывать аудиторию, к которой обращается композитор. Создавая песни, приходится принимать во внимание простоту мелодии, которая должна запоминаться с первых же музыкальных фраз. А серьезная музыка требует иного подхода, выстроенного по классическим законам. Из чего состоит песня? Всего три части: куплет, припев, интро - вступление или проигрыш. Симфонический же жанр, допустим, простая или трехчастная форма, экспозиция, разработка, реприза… Она очень многовекторная. Как правило, в большом симфоническом произведении «живет» определенная тема. Используя профессиональные навыки, полученные в годы обучения в консерватории и слушая много классической музыки, начинаешь по определенным небольшим параметрам развивать ее на всем протяжении. Порой тема теряет какую-то похожесть и, уйдя куда-то, через какой-то промежуток возвращается… А песня должна быть простой и запоминающейся с первого же раза, как слышится. Хотя классическая музыка прошлых столетий в какой-то степени написана подобным образом. Например, сороковая симфония Моцарта, его же «Маленькая ночная серенада» или «Турецкий марш». У Бетховена есть произведения «на слуху». Темы этих сочинений настолько мелодичные, что запоминаются сразу же. Само время делило периоды на классический, романтический… Сегодня мы живем в эпоху ритма, а не мелодии. Ее фактически «убили». То, что сегодня поют звезды и звездульки, далеко не песни. Знаменитые Рафаэль и Джошгун как-то очень точно отметили: Mahnı oxuyaninsanlarvar, ammamüğənniləryoxdurЕсть люди, которые поют, но нет певцов»). Поэтому я долго не обращался к платформе TikTok, заполненной низкопробностью. И лишь когда мне указали, что там есть невероятный контент классической музыки, понял, что обязан присоединиться к ней, сделав частью пропаганды азербайджанской музыкальной культуры через свои произведения. И реакция не заставила себя ждать, когда выложенные видео стали набирать более трех тысяч просмотров, серьезных отзывов, сообщений и так далее. Кстати, эта отдача как раз подсказывает, на какую мелодию больше реагирует аудитория.

- Шостакович говорил, что «мелодия - это мысль, это движение, это душа музыкального произведения»…

- Считаю, что последними нашими апологетами мелодии были Узеир Гаджибейли, Фикрет Амиров, Кара Караев, Султан Гаджибеков, Ариф Меликов, Агшин Ализаде, Васиф Адыгезалов, Хайям Мирзазаде. Я порой поражаюсь, сталкиваясь с современной музыкой XX-XXI веков, в которой зачастую присутствуют лишь некие «визуализационные потуги» или эффекты, претендующие на музыкальность. Это набор звуков, через которые автор словно хочет высказать собственные впечатления с претензией на «Черный квадрат» Малевича. Только от музыки. А ведь можно взять хотя бы небольшую мелодичную фразу и из нее создать прекрасное произведение для восприятия без напряга мозговых извилин. Возможно, кто-то отнесет меня к консерваторам, но я не считаю это искусством. Оно должно облагораживать человеческие умы, души и сердца. Нельзя ставить рядом нечто несуразное, маразматическое от сиюминутных творцов и гениальность тех, чье величие подтверждено историей и временем. На мой взгляд, необоснованные претензии на желание быть признанным и встать вровень с ними, завуалированные под понятие «современное искусство», как раз подгоняются под тенденции «автор призывает поразмыслить и понять, что занимало его в момент создания». А в уши тебе вгоняется какофония звуков в музыке или несуразные «линейнокруглоуглы» в изобразительном искусстве. Я все-таки сторонник классического образования и наследия, преподносимого в соответствующем формате.

Сам сталкиваюсь с тем, что почему-то считается приемлемым делать что угодно с классическими произведениями. А так нельзя! Недавно в интернете увидел замечание от одного деятеля культуры с возмущением на тему искажения исходного материала. Я не против нового современного прочтения, но во всем должны соблюдаться мера и вкус! То, что ныне делается с музыкой Узеира Гаджибейли, честно говоря, не могу понять. После него не осталось прямых потомков. И мы, композиторы Азербайджана, являясь его наследниками, должны защищать его произведения от посягательств тех, кто пытается переиначить их под свои личные амбиции. Подобное происходит и с моими песенными композициями. Хорошо хоть кто-то приходит за «благословением». При этом я совершенно не узнаю свою музыку, пытаясь найти хоть что-то близкое к оригинальной. Я всегда готов дать совет, чтобы песня, которой уже не один десяток лет, зазвучала свежо и по-современному. Моя профессиональная деятельность подразумевает отслеживание тенденций сегодняшнего дня. Если я не пишу так, как вы, или не делаю то, что вы, это не означает, что я этого не умею. Я себе просто не позволяю выдавать суррогат. У меня есть свой почерк. Мне претит менять свой стиль под модные течения из-за мимолетных веяний. Не нравится моя музыка - не критично, не слушайте. Я такой, как есть, и принимайте меня таким, какой я есть. Я не ретроград, я на стороне тех, кто правильно слушает и слышит, а не гонится за топами. Дело в том, что я никогда не делю музыку на жанры: симфонический, джазовый, эстрадный, народный… Для меня есть два критерия - хорошая музыка или нет. Плохую не люблю слушать, но приходится, для того чтобы знать причину и разницу, почему и для чего подобная существует. Правда, надо признать, не будь таковой, как бы слушатель смог понять различие? В какой-то степени именно ее наличие и заставляет ценить настоящие музыкальные произведения. Это условные «день и ночь или черное и белое» от музыки…

- Вы - пример активного пользователя социальных сетей, самостоятельно их ведущего.

- Мой канал в YouTube - весьма живой организм. Мне хочется чувствовать связь с самыми разными людьми. Мне интересны комментарии. Правда, встречаются индивидуумы, которые ради хайпа используют любую возможность вылить желчь в виде гадких замечаний. Видимо, по-другому не судьба, иначе захлебнутся. Не скрою, я удаляю все и блокирую то, что не опирается на адекватность и объективность. По стилю сразу видно, что стоит за этими «мнениями» и каковы их авторы. Грустно, когда, не обладая ни на йоту хоть какими-то знаниями и образованием, но вооруженные самомнением, подобные «эксперты» пытаются судить о моем творчестве и обо мне. Главное для таких - сам факт «слона и моськи». Тогда как я считаю ниже своего уровня и личного достоинства обращать внимание на их «лай». Но ведь нельзя быть настолько агрессивными в адрес представителей азербайджанской культуры. При этом не внеся в нее ничего, кроме яда «диванного эксперта». С прискорбием наблюдаю, сколько внимания уделяется отслеживанию краж интеллектуальной собственности азербайджанского народа нашими горемычными соседями. Похвально, но и приходится признавать факт того, что у нас внутри общества множество злопыхателей, готовых огульно и уничижительно отзываться о своих представителях культуры. Давая тем самым карты в руки тем же соседям. Таких я отношу к «врагам народа». Я считаю: живешь в Азербайджане по его законам и принимаешь его бытность - должен защищать его честь и достоинство во всех сферах! Свобода мысли дана не для того, чтобы хаять всех. Постарайся полезное дать обществу, а не выпячивать «я есть» в попытке задеть известного человека.

- Цифровые платформы - как следующий этап?

- Цифровые платформы в нашем настоящем, а я говорю также об Instagram, Facebook, YouTube, дают возможность поддерживать связь с социумом, включающим в себя самых разных людей: как любящих твою музыку, так и их оппонентов. Причем последние имеют право на здоровую и грамотно аргументированную критику, которая тоже играет определенную роль в моем творческом подходе. Цифровые платформы обладают практически безграничными возможностями. Платформа TikTokсмогла удивить, стоило обнаружить, что ею пользуются весьма серьезные симфонические коллективы и известные фигуры в мире классической музыки. Поэтому неудивительно, что пройти мимо этого факта было бы непрофессионально. Вот и появился в TikTokмой аккаунт, где я размещаю свою симфоническую музыку, то, что написано к кинофильмам, какие-то инструментальные произведения, песни… Правда, упор все-таки делается на внимание тех, кто далек от формата, где музыка играет развлекательную роль. Мне важно использовать эту платформу в своих интересах, чтобы слушатели, живущие далеко от нашей страны, знали, что в Азербайджане есть контент не только легкого жанра, но и  серьезного формата. Правильность и своевременность моего «прихода» в TikTok подтверждаются множеством комментариев и выраженностью в лайках. Приятно видеть «Браво, дирижер!» или «Браво, оркестр!». Они - выражение людей, которые хорошо относятся к серьезной музыке и обращают внимание на все ее составляющие и ей сопутствующие. Вот такие нюансы делают обратную связь еще более ценной для меня. Думаю, что на сегодняшний день мой возраст, моя профессия, мои знания дают мне право подсказывать людям, что эти произведения также являются частью азербайджанской музыкальной культуры (не той, что называют «бозбаш», хотя это одно из самых вкуснейших блюд азербайджанской кухни). Понимаете, я в силах и вправе призывать своих коллег-классиков также присоединиться и пользоваться цифровыми возможностями, чтобы просвещать народ. Вот это надо делать! А не погружаться в какие-то сплетни и ворошить чье-то белье. Это все уйдет. В истории не останется. Придет наш час, и мы покинем этот мир. А то, что будет загружено в Сеть, будет жить, привлекая внимание людей и воспитывая их. Вот это надо после себя оставить, я так думаю.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

207


Актуально