5 Декабря 2025

Пятница, 09:05

ВЕТЕР С ВОСТОКА

Как Китай проводит военные шоу и расставляет геополитические акценты

Автор:

15.09.2025

За последние 100 лет с хвостиком было немало географических терминов с политическим подтекстом и эффектных фраз, обыгрывающих в той или иной степени эти географические и политические термины. После Первой мировой войны, к примеру, было Междуморье. В годы холодной войны - Восточная Европа: страны, находившиеся под контролем СССР. Ближний, Средний, Дальний Восток… И СССР, и его геополитические противники придерживались в общем-то одной и той же концепции: да, в странах Востока большой потенциал, много ресурсов, огромное население, но им еще слишком рано выступать на мировой арене в качестве самостоятельных игроков. Максимум, на что они могут рассчитывать, - это роль сателлитов «больших белых господ». Даже если некоторые из этих господ именуют себя «товарищами».

Новости первых дней сентября, когда в Китае праздновали 80-летие победы во Второй мировой войне, а заодно проводили расширенный саммит ШОС, говорят уже о новых политических трендах. И заставляют вспомнить известную фразу Мао Цзэдуна «Ветер с Востока передует ветер с Запада».

 

Забытая война

Пожалуй, в столь пышном празднике был своеобразный вызов. В большинстве стран Запада празднуют день окончания Второй мировой войны в Европе 8 мая. В России же и на большей части постсоветского пространства - 9 мая. И это скорее дань памяти, чем масштабное милитари-шоу. В новом веке Россия стала менять традицию - 9 мая превратилось не просто в главный государственный праздник. В этот день на Красной площади стали проводить парады, приглашать иностранных гостей, и едва ли не главным содержанием стал лозунг «Можем повторить». Правда, с началом украинской войны торжеств поубавилось.

И вот теперь свой парад победы проводит уже Китай. Напомнив всему миру, что война вообще-то шла не только в Европе. Война Японии и Китая началась в 1937 году - за два года до «европейской» Второй мировой. Более того, те же союзные силы вели боевые действия против Японии, в том числе уже после разгрома Германии, и добились капитуляции. Акт о капитуляции Японии был подписан     2 сентября на борту американского линкора «Миссури». 

Но Китай не просто провел у себя торжества в честь 80-летия своей победы в войне. Была явно обозначена заявка на глобальную роль - по крайней мере такую же, как у России до «украинских санкций». 

Безусловно, свою роль сыграл и грандиозной военный парад на площади Тяньаньмэнь. Это была не только демонстрация отточенного строевого шага. Конвертировать свои экономические достижения, в том числе и в военную область, Китай начал достаточно давно. Но западные эксперты говорили о достижениях КНР в этой сфере чаще всего пренебрежительно. Дескать да, Китай поднял экономику на «отверточной сборке», но в том, что касается настоящих военных технологий, остается «бумажным тигром». Теперь подобное мнение не работает. Китай показал весьма эффективное и высокотехнологичное оружие - насколько, конечно, об этом можно судить по параду.

Можно долго рассуждать, кому адресована эта демонстрация военной мощи. Но поговорка «Хочешь мира - готовься к войне» говорит сама за себя.

 

«Мягкая сила»

Без сомнения, главной в стратегии Пекина по-прежнему остается «мягкая сила». И в этом плане парад произвел нужное впечатление. До последнего времени казалось, что Китай может рассчитывать разве что на поддержку военного режима Мьянмы или еще кого-нибудь в этом роде. Однако помимо глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) Поднебесную посетили высокие гости и из таких стран, откуда многие не ожидали и что для наблюдателей стало сюрпризом. Особого внимания заслуживает присутствие тюркских лидеров, в том числе президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. А Турция, между прочим, входит в НАТО.

Визит в Пекин Ильхама Алиева, теплая и торжественная встреча в аэропорту, подчеркнутое протокольное внимание на торжественном банкете - все это азербайджанские эксперты и аналитики отслеживали еще в режиме горячей хроники. Отношения Баку и Пекина развиваются, они на подъеме и уже вышли на уровень стратегического партнерства. Лишь совсем недавно прошел государственный визит Ильхама Алиева в Китай. И вот теперь азербайджанский лидер вновь в Поднебесной, где  проводятся переговоры с китайским руководством, председателем КНР Си Цзиньпином. 

За это время, конечно, кое-что изменилось. Состоялись сенсационные переговоры в Вашингтоне. Азербайджан решил многие проблемы во взаимоотношениях с США. И главное, Баку и Еревану удалось продвинуть мирный процесс.

Теоретически вашингтонские переговоры могли создать определенные сложности на китайском направлении. Но в Азербайджане могут находить баланс, проводить многовекторную дипломатию и не дружить с одними против других, вовлекаясь в весьма опасные геополитические авантюры. Поэтому переговоры в США вряд ли обеспокоили Китай. А вот укрепление региональной стабильности и безопасности, скорое открытие Зангезурского коридора, который, если хочется, можно называть и «маршрутом Трампа», - это уже другое. Пекин заинтересован в выстраивании прочной системы логистики и сотрудничества вдоль возрожденного Шелкового пути, и здесь не могут не замечать, какие процессы происходят в тюркоязычных странах. Китай активно предлагает и инвестиции, и высокие технологии, и многое другое, прекрасно понимая, что тюркские страны - это ценные и многообещающие партнеры. Именно поэтому в Пекине так торжественно встречали и Ильхама Алиева, и его казахского коллегу Касым-Жомарта Токаева, что, кстати, резко контрастировало с весьма скромной церемонией встречи президента РФ Владимира Путина. Россия остается важным и ценным партнером для Китая, но украинская война, санкции, политические и геополитические риски - все это заставляет его сдерживаться. И, как говорил председатель Мао, придерживаться тактики мудрой обезьяны, которая наблюдает с вершины хребта за боем двух тигров в долине.

Для Азербайджана итоги визита Ильхама Алиева в Китай можно назвать успешными. Если даже до конца реализовать проект полноценного членства в ШОС не удалось, Баку добился поддержки Пекина в этом вопросе.

 

Новость, которой не было

Российские эксперты, особенно из числа близких к Кремлю, до последнего времени считали, что в геополитической связке Россия-Китай ведущей является Москва, а ведомым - Пекин. Сейчас эту установку придется пересматривать, причем в условиях жесткого цейтнота. Скромная церемония встречи Путина в Пекине говорит о многом. Китай продолжает стелить перед российским лидером красную дорожку, но уже без прежней пышности. Весьма скромно Китай был представлен и на открывшемся Владивостокском экономическом форуме. При том, что на фоне войны и санкций в Москве возлагают большие надежды на Китай, который во всех смыслах набирает силу. Однако Пекин эти надежды оправдывать, судя по всему, не спешит. И тому есть причины.

Россия ждет от Китая главным образом военной и политической поддержки. И хотя в СМИ периодически в формате утечек происходят вбросы о поставках военной продукции из Китая в Россию, это явно не то, на что Москва рассчитывала. Воздерживаются в Пекине и от участия в обходе санкций, особенно в таком болезненном для России вопросе, как авиационная сфера.

Большинство российских авиакомпаний использовали самолеты иностранного производства, взятые в лизинг, то есть напрокат. С началом войны лизингодатели свои воздушные суда отозвали. Гражданские самолеты - и грузовые, и пассажирские - могут использоваться для военных перевозок. 

Именно за предоставление подобного рода услуг попал под украинские санкции небезызвестный Рубен Варданян, который сегодня держит ответ за свои «художества» в бакинском суде. 

Вернуть самолеты Россия отказалась, что было названо «крупнейшей кражей в сфере авиации». Но такие самолеты сразу оказываются на нелегальном положении. А значит, не могут проходить сертифицированный технический осмотр, для них невозможно закупить расходники, запчасти и т.д. Эту проблему Москва как раз и пыталась решить при помощи Пекина. Не вышло.

В Китае стремятся воздерживаться от участия в сомнительных и рискованных геополитических играх. И Пекин, по всей видимости, избрал тактику: принимаем, но без особо теплых объятий. Это не повод, конечно, говорить о союзе РФ и КНР в прошедшем времени. Слишком сильно стороны заинтересованы друг в друге. Но в том, что свою значимость для Китая российские эксперты сильно переоценили, сомнений тоже нет.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

109


Актуально