В ФОКУСЕ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Визит американского президента в Лондон выявил и новые альянсы, и старые кризисы - от политики до миграции
Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Государственный визит президента США Дональда Трампа в Великобританию ожидаемо оказался в центре внимания всех мировых СМИ. Прием в Виндзорском дворце, который оказал главе Белого дома британский король Карл III, пресса назвала «великолепным зрелищем». По американскому лидеру было видно, что ему все понравилось, причем до такой степени, что он хоть несколько раз и нарушил протокол поведения с королевскими особами, но все-таки, вопреки опасениям, не сказал ничего провокационного и был крайне вежлив - отметил «львиное сердце народа королевства», назвал Карла III «великим джентльменом и великим королем».
На публику также безупречно прошла и встреча Трампа с премьер-министром Киром Стармером. Не слишком сосредотачиваясь на проблемных вопросах вроде пошлин или способов давления на Россию, было заявлено об «особых отношениях» Соединенного Королевства и Соединенных Штатов, которые «открывают новую эру». Стармер подчеркнул, что США и Британия выступают друг для друга в качестве главных партнеров в обороне и торговле, а также в области науки и технологий. «Мы готовы вместе определять направление движения этого века так же, как и предыдущего», - провозгласил Стармер, имея в виду технологии ИИ, квантовые вычисления и атомную энергетику.
Трамп также оптимистично высказался об «исторической сделке о технологическом процветании», которая «обеспечит лидерство Вашингтона и Лондона в следующей великой технологической революции». «Этот визит привел в движение миллиарды долларов в рамках сделок во многих секторах… Это естественное партнерство для близких союзников», - заявил американский лидер.
Политическая нестабильность в Британии и Европе
Даже если отбросить в сторону разногласия из-за тарифов, иммиграции, климата и конфликтов в мире, есть существенные опасения по поводу фундамента, на котором будет выстраиваться заявленное партнерство, должное продлить лидерство ведущих стран Запада. Внутриполитическая атмосфера в Великобритании далека от прихода в норму. Судя по всему, многие надежды и планы, которые озвучивались, когда Стармер оказался в премьерском кресле, так и не будут реализованы. Британское правительство и правящую Лейбористскую партию по-прежнему лихорадит. По данным Economist, действия правительства поддерживают лишь 20% избирателей, а персональные рейтинги Стармера и того хуже. Кроме того, в стране непопулярный бюджет, низкий рост экономики, тревожность по поводу темпов инфляции, вопросы к эффективности госслужб, а также сильные антимигрантские настроения. И как следствие всего этого, возрастающая уверенность оппозиционных политических сил, в первую очередь популистской крайне правой Партии реформ во главе с Найджелом Фараджем, который, кажется, уже не сомневается, что однажды сменит Стармера на его посту.
Как отмечают эксперты, всегда надежный политический центр Великобритании уже далеко не столь прочен, поскольку кризис одновременно переживает и Консервативная партия, находившаяся у власти с 2010 по 2024 год. Нынешнему британскому кабинету все труднее выдерживать натиск флангов - как крайне правых, так и крайне левых сил. Лейбористы проигрывают левым партиям, а тори - Партии реформ. Происходит беспрецедентный рост влияния политиков, которых раньше мало кто воспринимал всерьез. Помимо Фараджа это еще лево-зеленый Зак Полански и экс-лейборист, а ныне новый левый Джереми Корбин.
Миграция, радикализация и новые линии международного разлома
Схожие тенденции наблюдаются по всему ЕС, с которым Британия оформила официальный развод, но по факту продолжает делить общие проблемы. На фоне падения роста экономик, снижения конкурентоспособности предприятий, высокого госдолга, недовольства населения миграционной политикой, распределением бюджетных средств и работой госорганов происходит радикализация взглядов избирателей, которая периодически выплескивается на улицы. В итоге по всему Старому Свету наблюдается неустойчивость правящих коалиций, центристские партии теряют голоса избирателей, партии поляризируются и фрагментируются.
Так, 15 сентября 2025 года партия канцлера Германии Фридриха Мерца Христианско-демократический союз победила на местных выборах в земле Северный Рейн-Вестфалия - густонаселенном промышленном центре страны. Но важно не это, а что ультраправая, а в некоторых землях и вовсе считающаяся экстремистской «Альтернатива для Германии» (АдГ) во главе с Алисой Вайдель получила почти втрое больше голосов, чем на прошлых выборах в 2020 году. АдГ стала второй политической силой в стране и уже является главной оппозиционной партией Германии. Изначально начав свой рост в восточных землях Германии, она уверенно продвигается на запад и имеет все шансы победить на следующих выборах.
В сентябре во Франции пало центристское правительство Байру. Из-за вопроса сокращения расходов оно оказалось неспособно совладать одновременно с требованиями крайне левых и правых. Вряд ли новый и пятый за два года премьер-министр Себастьян Лекорню сможет долго продержаться. Все это происходит под пристальным вниманием сторонников Марин Ле Пен, которой удалось отменить в апелляционном порядке судебное решение, запрещавшее ей в дальнейшем занимать политические должности.
В Испании возглавляемая социалистами коалиция премьер-министра Педро Санчеса также держится на грани. В Италии премьер Джорджа Мелони пока является долгожителем, но тоже балансирует на грани из-за конкуренции внутри ее коалиции. Не слишком стабильные внутриполитические ситуации (по схожим причинам) в Нидерландах, Бельгии, Польше, Румынии…
Примечательно, что то же самое происходит и в США, хотя президент Дональд Трамп и пытается делать вид, что все у него под жестким контролем. В Америке, с одной стороны, движение «Вернем Америке былое величие» (MAGA), а с другой - левые с местной спецификой. Причем, в отличие от Европы, там очень высок градус политического насилия, который стал еще выше после убийства Чарли Кирка - правого активиста, который отстаивал консервативные ценности и был сторонником Трампа. Левые его гибели очень обрадовались и всячески демонстрировали это в соцсетях. Поэтому очень сложно предсказать, какими будут выборы в Америке в 2028 году, но не исключено, что временами они будут не слишком мирными. Особенно в штатах, где одновременно сильны и демократы, и республиканцы, вроде Колорадо.
При этом как в Европе, так и в США рост популярности таких настроений в политической среде в немалой степени связан с мигрантами. В Великобритании уже не раз случались протесты недовольных приезжими, но сентябрьская многотысячная акция в Лондоне Unite the Kingdom («Объедини королевство») собрала под флагами ультраправых рекордное количество участников. Акция была устроена основателем крайне правой организации English Defence League (Лига английской обороны) Томми Робинсоном, который заявил, что «революция началась».
Робинсон известен своими исламофобскими и антииммигрантскими взглядами. Лига английской обороны, которую он основал в 2009 году, как раз и занимается организацией уличных акций. Конечно, никакой революции в Британии не случится, но это тенденция, которую уже сложно не принимать в расчет.
Интересно также, что ряд американских СМИ увязали протесты в Великобритании с движением MAGA Дональда Трампа, поскольку было отмечено вмешательство американского предпринимателя Илона Маска, который, как утверждается, поддерживает ультраправых в Европе, в частности Робинсона. Как отметил сам Трамп в ходе визита в Великобританию, при администрации Байдена американскую границу бесконтрольно пересекли миллионы людей, многие из которых имеют темное прошлое. Американский президент уверен, что их нужно останавливать любыми средствами.
Действительно, в Соединенном Королевстве проживает больше нелегальных мигрантов, чем в любой другой европейской стране. Основная часть из них прибывают из стран, не входящих в ЕС, таких как Индия, Нигерия, Пакистан. В Британии, как и в ряде других европейских стран, таким образом пытались решить другую проблему - снижение рождаемости, которая, как известно, ведет к серьезным экономическим, политическим и социальным проблемам. Половина населения ЕС сейчас относится к возрастной группе 44 года и старше. Из-за этого под угрозой находится, прежде всего, социальная модель государств, построенная на том, что работающие граждане содержат пенсионеров. Казалось бы, может помочь увеличение иммиграционных потоков, но на деле ситуация становится лишь хуже.
В ходе своего выступления на Генеральной Ассамблее ООН Трамп жестко раскритиковал Европу, еще раз отметив, что иммигранты разрушают культуру, экономику и правопорядок принимающих стран. «Пора прекратить провальный эксперимент с открытыми границами […] Ваши страны катятся в ад… Европа в серьезной беде. В нее вторглась армия нелегальных иммигрантов, подобной которой мир еще не видел... Вы хотите быть политкорректными - но вы так уничтожаете свое наследие. В Лондоне ужасный мэр. Город сильно изменился», - заявил Трамп. При этом американский президент особо подчеркнул собственные усилия по сдерживанию миграции, которые, по его словам, иностранным лидерам стоило бы перенять.
С главой Белого дома согласны партия Reform UK и ее лидер Фарадж, который, как и Трамп, выступает за сокращение иммиграции (даже легальной), увеличение полицейского штата и расходов на оборону. Явно согласны со словами Трампа и другие европейские политики, такие как Алиса Вайдель и Марин Ле Пен. Вопрос в том, будут ли они теми самыми лидерами, которым предстоит руководить в «новой эре» и «определять направление движения этого века»?
Международные отношения все больше отходят от привычных устоявшихся рамок. Кто бы мог предположить, что технологический прогресс так тесно переплетется с политикой в сфере миграции? Тем не менее это уже реальность…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





44












