5 Декабря 2025

Пятница, 09:05

САНКЦИИ И ЭСКАЛАЦИЯ

США и Израиль могут вновь ударить по Ирану?

Автор:

15.10.2025

Тучи над Ираном и его ядерной программой вновь сгущаются. В то время как ООН и Евросоюз восстановили масштабные санкционные ограничения против Тегерана, Израиль, опираясь на поддержку США, рассматривает возможность повторного применения силы против ИРИ.

 

Конец дипломатии?

Результатом последних оценок Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), согласно которым Иран является единственной страной без ядерного оружия, которая обогащает уран до 60% (тогда как для развития мирной атомной энергетики достаточно всего 3,67%), а также фактического провала переговоров по новой «сделке» с Тегераном стало важное решение Совета Безопасности ООН. Речь идет о возвращении мер, действие которых приостановили в 2015 году после принятия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Тегерана. Один из пунктов соглашения, подписанного между Ираном и «шестеркой» международных переговорщиков (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия), предусматривал возобновление официальных санкций ООН в случае выявления существенных нарушений со стороны Тегерана. При жалобах на Иран других участников соглашения члены Совета Безопасности не могут воспользоваться правом вето с целью не допустить введения санкций. Поэтому Россия и Китай, противопоставляющие себя позиции западных держав по иранской проблематике, не смогли использовать право вето.

Вслед за восстановлением антииранских санкций ООН аналогичное решение последовало от ЕС. В заявлении верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Каи Каллас говорится о безуспешности интенсивных дипломатических контактов с Тегераном, которые велись в течение последнего месяца. И поэтому, учитывая решение СБ ООН, Брюссель немедленно возобновляет все ограничительные меры в отношении Ирана. При этом Каллас подчеркнула, что восстановление санкций «не должно стать концом дипломатии», так что Брюссель рассчитывает на продолжение переговоров.

Между тем основная доля антииранских санкций приходится на США. Это вынуждены учитывать и те европейские страны, которые их формально не поддерживали, дабы не подпасть под вторичные американские санкции. В целом же ограничения предусматривают оружейное эмбарго, финансовую изоляцию, запрет на экспорт товаров двойного назначения в Иран и импорт из Исламской Республики нефтепродуктов, металлов и других товаров, составляющих основу ее экономики.

Как ответит Иран на ужесточение международных санкций? Пока что первая реакция говорит о его намерении «решительно ответить» на «любые действия, направленные против интересов и прав иранского народа». МИД ИРИ заявил о пересмотре формата сотрудничества с МАГАТЭ и отказе от переговоров с «евротройкой», то есть с Великобританией, Францией и Германией, которые «последние месяцы продвигали деструктивный курс в отношении ядерного вопроса, а также злоупотребили своими полномочиями по СВПД в интересах США в СБ ООН». 

Кроме того, в иранском парламенте заговорили о возможном принятии закона, предусматривающего выход ИРИ из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Однако действительно ли настолько далеко готов зайти Тегеран в своем ядерном споре с западными оппонентами?

Судя по всему, вокруг того, какой должна быть дальнейшая политика Исламской Республики, существуют серьезные разногласия в иранском руководстве. С этим связана и критика внешнеполитического курса президента Масуда Пезешкиана и главы МИД Аббаса Арагчи консервативным лагерем иранской верхушки. Поскольку те выступают за продолжение переговоров с Западом даже после возобновления санкций ООН, а также отвергают перспективу выхода Ирана из ДНЯО. Последнее же слово, как это принято в иранской политической практике, будет принадлежать верховному лидеру ИРИ аятолле Али Хаменеи, которому и предстоит определить: следует ли Тегерану вернуться к переговорам и согласиться в конечном счете с требованием Запада о сворачивании иранской ядерной программы?

Пока что Тегеран в ответ на требование, прежде всего США, полностью отказаться от обогащения урана и допустить инспекторов МАГАТЭ на все ядерные заводы ИРИ (взамен на снятие части санкций и возобновление экспорта иранской нефти) сообщает о скором восстановлении объектов, подвергшихся ударам Израиля и Соединенных Штатов во время июньской 12-дневной войны.

Между тем одним из ключевых игроков в околоиранской конфигурации остается Израиль. Премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху заявил, что Израилю известно, где хранится обогащенный уран, спрятанный Ираном до и в ходе 12-дневной войны. И этой информацией, как следует из слов Нетаньяху, Израиль поделился с Соединенными Штатами. Что наравне с последними санкционными решениями ООН и Запада создает фон для муссирования разговоров о готовящейся новой военной операции США и Израиля против Ирана.

 

«Раненый зверь» под прицелом

То, что Израиль вполне способен возобновить активные военные действия против Ирана, ни у кого не вызывает сомнений. Как пишут израильские СМИ, после повторного введения ООН антииранских санкций израильская армия (ЦАХАЛ) находится в состоянии полной боевой готовности. Показательны и заявления израильских политиков, причем не только власть предержащих. Так, экс-министр обороны Израиля Авигдор Либерман, возглавляющий ныне партию «Наш дом Израиль», призвал соотечественников готовиться к новой войне с Ираном. По его словам, военная операция «Народ как лев» принесла Израилю тактические успехи, но не позволила достичь главной цели - ликвидации иранской угрозы, и оставленный в положении «раненого зверя» Иран представляет особую опасность и действует все более решительно.

Очевидно, Израиль преследует цели уничтожения ядерной программы Тегерана и вдобавок ликвидации враждебного режима, коей является для еврейского государства иранская муллократия. Однако Израиль понимает также, что решить эти стратегические задачи (а решить их можно лишь силовым путем) он способен, только оперевшись на помощь своего ближайшего союзника - Соединенных Штатов. Отсюда и стремление Израиля убедить Вашингтон в том, что новый удар по Ирану может стать необходимостью. Причем в самое ближайшее время и, главное, исходя из интересов не только Израиля, но и США.

Израильский премьер Нетаньяху прямо заявил о том, что Иран разрабатывает новые виды вооружений, которые могут представлять опасность для США. По его словам, Тегеран создает баллистические ракеты дальностью до 8000 км. «Добавьте еще 3000 км - и ядерное оружие Ирана сможет угрожать Нью-Йорку, Бостону, Вашингтону, Майами и Мар-а-Лаго», - предупредил Нетаньяху. И тем самым подвел к мысли, что Израиль «фактически защищает Америку» от иранской угрозы.

Позиция США относительно ядерной программы ИРИ столь же однозначна, как и израильская. А именно - у Ирана не должно быть ядерного оружия. Эту позицию регулярно выражают и президент Дональд Трамп, и члены его администрации. В частности, министр энергетики США Крис Райт, который в ходе ежегодной Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии в Вене заявил, что «ядерный путь Ирана к созданию оружия, включая все мощности по обогащению урана и переработке плутония, должен быть полностью демонтирован».

Но намерены ли США реально ударить по Ирану, чтобы окончательно решить вопрос его ядерной программы? И готовы ли они реально поддержать новую возможную атаку Израиля на Иран?

В западных СМИ появились сообщения, что Штаты перебрасывают на Ближний Восток военную авиацию, в том числе самолеты-заправщики. Подобные шаги предпринимались и незадолго до начала 12-дневной войны. Одновременно американский авианосец USS Nimitz перенаправлен из Южно-Китайского моря к Персидскому заливу. Военные эксперты видят в этом подтверждение того, что авиация США, даже если не намерена напрямую наносить удары по Ирану, то, по крайней мере, готовится защищать Израиль от ответных ракетных и дроновых ударов ИРИ в случае начала новой войны.

Кроме того, Пентагон провел экстренное заседание военного командования, на котором глава военного министерства Пит Хегсет объявил о новой стратегии, суть которой заключается в «ведении войны и подготовке к победе». Это также указывает на то, что США не исключают своего непосредственного задействования в силовой операции против Ирана, даже если она будет развернута напрямую не самими Штатами, а израильтянами.

В самом Иране, похоже, осознают риск новой военной эскалации. Во всяком случае официальные СМИ, прежде всего связанные с верховным лидером Хаменеи, публикуют материалы, обосновывающие «высокую вероятность» нового масштабного конфликта с Израилем и США. А потому громко звучат призывы быть готовыми к «сложной войне с врагом» и укреплять внутреннее единство иранцев.

Таким образом, все вовлеченные в конфликт так или иначе допускают вероятность нового военного столкновения. Она рассматривается в том числе и с учетом близости палестино-израильского перемирия и прекращения войны в Газе, что может развязать еврейскому государству руки для развертывания новой силовой кампании. Между тем мировое сообщество заинтересовано в восстановлении переговорного процесса с участием Запада и Ирана, поскольку именно этот шаг мог бы предотвратить погружение Ближнего Востока в омут очередной широкомасштабной войны. Ближайшие месяцы покажут, есть ли у этого мирного варианта развития событий хоть какой-то шанс на реализацию.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

51


Актуально