5 Декабря 2025

Пятница, 09:05

«МЕЧТА» ПРОТИВ ИЛЛЮЗИЙ

Правящая партия побеждает, Европа критикует, а попытка повторить «революцию роз» терпит поражение

Автор:

15.10.2025

Муниципальные выборы в большинстве стран мира не вызывают особых страстей. Избирают на них местные власти, и речь идет не о каких-то глобальных вопросах, а сугубо местных делах. Можно сказать, что муниципальные выборы - тест общественного мнения. После них начинается «разбор полетов»: партии, особенно недовольные результатами, ведут «работу над ошибками», эксперты и аналитики выдвигают свои версии и т.д.

Между тем муниципальные выборы в Грузии стали исключением. Митинги протеста, штурм президентского дворца, обвинения в попытке госпереворота - в стране кипят нешуточные страсти. Власти Грузии называют оппозиционных радикалов «иностранной агентурой», чьи хозяева - европейские страны. В ответ европейцы открыто обвиняют руководство Грузии в нарушении демократии и намекают подспудно на их излишнюю близость с Россией.

У Баку и Тбилиси налаженное стратегическое партнерство. Азербайджан - один из ведущих инвесторов в экономику Грузии. По территории этой страны проходят азербайджанские экспортные трубопроводы, железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс. Именно поэтому наша страна кровно заинтересована в спокойствии и стабильности в Грузии. Отношения Азербайджана и Грузии - это отношения государств, а не отдельных политиков, и они достигли той стадии, когда внутриполитические процессы могут повлиять на ситуацию, хотя и в ограниченных масштабах. В Баку очень пристально следят за тбилисскими событиями, откуда приходят весьма драматичные новости.

 

Правящая партия победила, но…

Выборы, состоявшиеся 4 октября, завершились убедительной победой правящей партии «Грузинская мечта». Ее представители избраны практически во всех муниципалитетах. «Во всех без исключения 64 муниципалитетах и во всех городах наши кандидаты в мэры и наш партийный список заручились поддержкой в среднем 75% избирателей», - подвел итоги плебисцита премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе. 

Конечно, при большом желании можно найти здесь и ложку дегтя. Выборы прошли при рекордно низкой явке - на участки пришли менее 50% избирателей. Две крупнейшие оппозиционные партии - «Единое национальное движение» и «За перемены» бойкотировали голосование. Обе партии считаются близкими к бывшему президенту Грузии Михаилу Саакашвили, который находится в заключении. Муниципальные выборы в Грузии прошли «в условиях всеобъемлющих репрессий» против оппозиции, говорится в совместном заявлении верховного представителя ЕС по иностранным делам Каи Каллас и еврокомиссара по вопросам расширения, восточного соседства, восстановления Украины Марты Кос. По их мнению, «многомесячные рейды против независимых СМИ, законы против гражданского общества, аресты оппозиционеров и активистов, а также изменения в избирательном законодательстве в пользу правящей партии резко ограничили возможность проведения справедливых выборов», а отказ грузинской стороны допустить к ним международных наблюдателей «подорвал прозрачность избирательного процесса».

Каллас и Кос призвали и власти, и оппозицию к «сдержанности». Однако практически сразу же после объявления результатов голосования радикальные оппозиционеры не только устроили митинг с сожжением российских флагов, но и пошли на штурм президентского дворца. Их встретила полиция, которая пустила в ход слезоточивый газ. Пятеро наиболее активных оппозиционеров были арестованы: это оперный певец Паата Бурчуладзе, экс-генпрокурор Муртаз Зоделава, а также оппозиционеры Ираклий Надирадзе, Паата Манджгаладзе и Лаша Беридзе. Власти Грузии обвиняют их ни много ни мало в попытке государственного переворота.

 

«Розы» отцвели, «шипы» остались

Премьер Ираклий Кобахидзе, комментируя попытку штурма президентского дворца, заявил, что партия экс-президента Михаила Саакашвили «Единое нацдвижение» пыталась устроить «майдан» в стране. После чего предупредил: «Любые попытки устроить майдан или беспорядки в стране будут наказаны». Впрочем, скорее это было стремление повторить не майдан, а грузинскую «революцию роз» 2003 года, которая и привела к власти Михаила Саакашвили. 

Попытка не удалась. Как иронизируют многие, войти в одну реку дважды невозможно, использовать один и тот же прием в политике - тем более. Грузия 2003 года ждала перемен, и Саакашвили с лозунгами борьбы с коррупцией, демократии по западному образцу и т.д. оказался именно тем, в ком видели надежду на перемены. Но через десять лет - в 2013-м, еще занимая пост президента, Михаил Саакашвили уже выборы проиграл, на что были свои причины. 

Наблюдатели советуют вспомнить события 2021 года. Тогда в Грузии тоже проходили муниципальные выборы. И Михаил Саакашвили, находившийся в розыске, сделал рискованную ставку. Тайно вернулся в Грузию, рассчитывая, что его сторонники возьмут на выборах сокрушительное большинство, он выйдет к народу как триумфатор и победитель, и власти просто не решатся его арестовать, опасаясь давления снизу и реакции Запада. Однако оппозиция проиграла, Саакашвили был арестован и оказался в тюрьме.

Сегодня, отмечают эксперты, оппозиционный фронт расколот. Если в 2003 году против власти выступала весьма широкая коалиция, то ныне картина совсем другая. Отношение к попытке штурма президентского дворца даже в оппозиционном лагере далеко не однозначное. Саломе Зурабишвили, экс-президент Грузии, которая по-прежнему считает себя «законным главой государства», назвала Паату Бурчуладзе, Муртаза Зоделаву и других лидеров оппозиционного движения «Площадь свободы» «провокаторами» и «агентурой властей», которые пытались скомпрометировать мирный протест грузинского народа. Зурабишвили, напомним, занимала пост министра иностранных дел в команде Саакашвили. Одним словом, «революционные розы» на грузинском политическом поле давно отцвели, остались лишь «шипы». Вторую попытку широкие массы банально не поддержали. Именно поэтому у оппозиционных лидеров и не хватило сил для штурма президентского дворца.

Напрашивается вопрос к европейским дипломатам, которые не торопятся осуждать поствыборное насилие: считают ли они штурм президентского дворца «выражением демократии»? Или это все-таки что-то другое? В тех же США, к примеру, попытка штурма Капитолия в Вашингтоне закончилась жесткими мерами со стороны полиции, серьезными тюремными сроками и т.д. И никому не пришло в голову обвинить администрацию Джо Байдена в «недостаточной демократичности». А как быть с Грузией?

 

«Грузинская мечта» против «европейских иллюзий»

Еще недавно Грузия была самой «интегрированной в Европу» страной Южного Кавказа. В Тбилиси открыто декларировали свое стремление вступить в НАТО и ЕС, подписали целый ряд соглашений с Евросоюзом и даже получили такой соблазнительный приз, как безвизовый режим. Но потом все изменилось. Сначала на Грузию стали «наезжать» по такому спорному вопросу, как ЛГБТ. Затем, с началом украинской войны, Евросоюз стал требовать от Тбилиси если и не открытия «второго фронта» против России, то, по крайней мере, поддержки санкционного режима. На что в Тбилиси не соглашались. Во-первых, экономические реалии к подобным решениям не располагали. А во-вторых, и это, безусловно, главное, в Тбилиси слишком хорошо помнили 2008 год, когда во время «пятидневной войны» западные союзники так и не оказали Грузии заметной поддержки. Страну просто сдали ради очередной «перезагрузки». И это только верхушка айсберга.

Об этих реалиях не всегда говорят вслух, но факт остается фактом. В девяностые и даже в начале нулевых выражение «европейская интеграция» действовало на аудиторию постсоветских стран как магическое заклинание. Евросоюз тоже как бы делал намеки, что государства, по крайней мере европейской части постсоветского пространства, могут быть приняты в ЕС. Конечно, не сегодня и не на будущей неделе, а после того, как проведут необходимые реформы. Была создана даже специальная программа «Восточное партнерство». 

Азербайджан, как известно, является участником этой программы, но от интеграционных проектов в ее рамках отказывался с самого начала. Страна не делится своим суверенитетом ни с Москвой, ни с Брюсселем, ни с кем-либо еще. Именно поэтому вместо расплывчатых разговоров об «ассоциации» в Азербайджане говорили о подписании с Евросоюзом соглашения о стратегическом партнерстве. Другие же страны - Грузия, Молдова, Украина - выбрали евроинтеграцию.

Однако очень скоро правила игры изменились. В Евросоюзе заговорили о «моратории на расширение». В переводе это означало, что вопрос о членстве в «европейской семье» отодвигается для стран постсоветского пространства в неопределенное будущее. Но при этом Европа оставляла за собой право вмешиваться практически во все вопросы, диктовать своим партнерам, как им строить внутреннюю и внешнюю политику и т.д.

В результате сегодня не только в Грузии, но также в других странах все сильнее дает о себе знать евроразочарование. Наглядный тому пример - парламентские выборы и референдум в Молдове в октябре 2024 года. Тогда избирателям предлагалось ответить на вопрос, поддерживают ли они вступление Молдовы в Евросоюз. Результаты едва перевалили за 50%, что оказалось шоком практически для всех: такого скепсиса в отношении «евромечты» никто не ожидал.

В Грузии не забыли 2008 год, проволочные заграждения России и «поддержку» европейских партнеров. И если в ответ на законное опасение Тбилиси Евросоюз устроил кампанию мелких придирок, неудивительно, что лозунги евроинтеграции теряют свою магическую привлекательность. И более чем закономерно, что Европа проиграла очередные грузинские выборы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

88


Актуально