ХРУПКОЕ ПЕРЕМИРИЕ В ГАЗЕ
Удастся ли международному сообществу предотвратить возобновление войны между израильтянами и палестинцами?
Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
В секторе Газа в целом сохраняется режим прекращения огня, предусмотренный заключенным на Саммите мира в Шарм-эль-Шейхе соглашением. Однако периодические удары Израиля по территории палестинского анклава, а также все еще остающаяся неопределенной судьба радикальной группировки ХАМАС не позволяют говорить о реально утвердившемся мире.
Удары ЦАХАЛ и туннели ХАМАС
В соответствии с договоренностями, достигнутыми на основе мирного плана президента США Дональда Трампа, ХАМАС освободил израильских заложников, проведших в плену 737 дней. Израиль, со своей стороны, выпустил из тюрем 250 палестинских заключенных и 1718 задержанных непосредственно в секторе Газа, а также отвел свои войска к линии так называемой «желтой зоны». Впрочем, даже с учетом этого отвода под контролем ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) остается более 50% территории анклава.
Предложенный американской администрацией план мирного урегулирования конфликта включает в себя и разоружение ХАМАС. Исходя из чего «региональные партнеры» Соединенных Штатов - Турция, Египет и Катар, выступившие, наряду с американской стороной, гарантами перемирия между Израилем и ХАМАС, взяли на себя обязательство не допустить, чтобы палестинская группировка представляла «угрозу для своих соседей или их населения». Это положение соответствует стратегии Израиля, который с самого начала военной операции, развернутой сразу после совершенного ХАМАС теракта 7 октября 2023 года, поставил своей целью разгром данной организации и прекращение ее многолетнего правления в секторе Газа.
Израиль и теперь, после заключения соглашения о прекращении огня, четко дает понять, что ХАМАС в секторе Газа отныне быть не должно. Несмотря на объявленное с 10 октября 2025 года перемирие, израильская армия периодически наносит удары по анклаву, объясняя свои действия необходимостью подавления военной активности ХАМАС, включая пересечение его боевиками линии «желтой зоны». Число погибших уже после объявленного перемирия палестинцев исчисляется десятками, а раненых - сотнями. Общее же число жертв израильской военной операции превысило 68 000, раненых - 170 000 человек.
Действия Израиля получили поддержку у США. Эксперты обращают внимание на то, что одна из атак израильской армии - на город Рафах - имела место вскоре после заявления американцев о наличии у них «достоверных сообщений» о планировании ХАМАС «неминуемого нападения». Причем в качестве предполагаемого объекта нападения называется палестинское население, что связано с муссированием информации о серьезном сопротивлении власти ХАМАС внутри самого палестинского общества.
Судя по поступающим сведениям, ХАМАС противостоит не только ФАТХ, представители которого составляют руководство Палестинской национальной администрации с административным центром в Рамалле, но и отдельные вооруженные группировки в самом секторе Газа. Такие, например, как «Народные силы Абу Шабаба», которых сам ХАМАС обвиняет в прислуживании интересам Израиля, сеющего раскол среди палестинцев. С этой целью, как утверждает ХАМАС, израильтяне вооружают и финансируют группировки, бросившие вызов его власти в Газе.
Между тем Израиль предупреждает, что он и далее будет предпринимать решительные действия для искоренения власти ХАМАС. Так, министр обороны Израиля Исраэль Кац дал указание ЦАХАЛ «сделать теперь уничтожение туннелей центральной задачей в «желтой зоне». Поскольку «стратегическая задача заключается в демилитаризации Газы путем полного уничтожения террористических туннелей, 60% которых все еще существуют, а также разоружения ХАМАС».
Все это показывает, что борьба между Израилем и группировкой далеко не закончена. И в этой связи чрезвычайную актуальность приобретает вопрос отправки в Газу международных сил безопасности, призванных не допустить возобновления войны.
Чьи военные силы войдут в анклав?
Вопрос размещения в секторе Газа международных сил для содействия обеспечению прекращения огня между Израилем и ХАМАС нашел свое отражение в мирном плане Дональда Трампа. Но из военных каких стран будут состоять эти силы? Похоже, по этому поводу сейчас ведутся активные переговоры, называется целый ряд арабских и европейских стран, которые могут отправить свои контингенты для поддержания мира в Газе.
Об отправке американских военных в палестинский анклав, как следует из заявления президента Трампа, речи не идет. Госсекретарь США Марко Рубио, посетивший с визитом Израиль, подчеркнул, что международные силы должны состоять из представителей «стран, с которыми Израиль согласен». Сам Израиль дал понять, что в числе стран, с возможным участием которых в урегулировании ситуации в поствоенной Газе однозначно не согласно еврейское государство, первое место занимает Турция.
Глава МИД Израиля Гидеон Саар прямо заявил, что Израиль не допустит присутствия вооруженных сил Турции в секторе Газа в рамках американского плана по окончательному прекращению войны. «Страны, которые хотят или готовы направить вооруженные силы, должны быть как минимум справедливы к Израилю», - уточнил Саар.
Между тем Турция, сыгравшая, наряду с другими посредниками, решающую роль в достижении перемирия в секторе Газа, отнюдь не одинока в своем осуждении израильской политики в отношении палестинцев. Более того, можно сказать, что аналогичной позиции придерживается большинство стран мира, и этот факт нашел свое отражение в соответствующих документах ООН, согласно которым Израиль обвиняется в совершении актов геноцида жителей Газы. Международный суд ООН вынес также консультативное заключение об обязательствах Израиля как оккупирующей державы, обязав его выполнять нормы международного гуманитарного права, включая обеспечение населения продовольствием, водой, жильем, топливом, медицинской помощью и другими необходимыми средствами для выживания.
Отдельно стоит упомянуть о прошедшем в Стамбульском университете заседании Гаагского трибунала под председательством бывшего специального докладчика ООН по Палестине профессора Ричарда Фалька. В принятом заявлении указывается, что «Израиль, опираясь на идеологию превосходства сионизма, осуществляет геноцид населения Газы в рамках широкомасштабного режима апартеида». Тель-Авив обвиняется в реализации таких методов геноцида, как создание «голода и нехватки продовольствия путем умышленного отказа в предоставлении пищи и воды», «массовые убийства в домах», «экологическая катастрофа», «намеренное уничтожение и нацеливание на инфраструктуру, оборудование и персонал здравоохранения», «репродуктивное убийство» (преднамеренное и систематическое нанесение ущерба репродуктивному здоровью палестинцев путем предотвращения рождений, лишения будущих жизней и безопасной возможности деторождения), «уничтожение академического потенциала» (уничтожение интеллектуального будущего Палестины путем убийства, замалчивания и изгнания целого поколения студентов и преподавателей, разрушения школ и университетов).
Несомненно, подобные политические и международно-правовые заключения серьезно ухудшают имидж Израиля на международной арене, что проявляется и в значительном ужесточении критических оценок в его адрес со стороны даже традиционно поддерживающих еврейское государство европейских стран. И, соответственно, весь этот фон усложняет выбор стран, которые отвечали бы требованию Израиля о «справедливом» к нему отношении. Выбор, который должен определить судьбу мирного процесса, фактически поставленного в зависимость от отправки в сектор Газа международных сил безопасности.
Таким образом, судьба Газы, несмотря на прекращение огня, остается весьма неопределенной. Эта неопределенность связана не только с дальнейшими видами группировки ХАМАС, которую поклялось уничтожить нынешнее правительство Израиля во главе с Биньямином Нетаньяху. Всеобъемлющее палестино-израильское урегулирование упирается в целый ряд фундаментальных проблем. Таких, как статус Иерусалима, судьба еврейских поселений на оккупированном Израилем Западном берегу реки Иордан (кстати, Кнессет одобрил в первом чтении законопроект об аннексии данной территории), наконец - создание независимого палестинского государства. По всем этим вопросам между израильтянами и палестинцами сохраняются диаметрально противоположные позиции, что, прежде всего, и мешает безоговорочному восприятию достигнутого в Газе перемирия как прорывного шага на пути к долгосрочному миру.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




31












