5 Декабря 2025

Пятница, 09:05

ОТ РЕВОЛЮЦИИ К ЗАЧИСТКЕ

Внутренние расколы и внешние интересы, формирующие предвыборную повестку Армении

Автор:

01.11.2025

Подготовка к общенациональным выборам часто стартует задолго до официального начала предвыборной кампании. Проигравшие партии ведут свою «работу над ошибками», победители стараются выполнить, по возможности, данные обещания и продумать, с чем они пойдут на следующие выборы… Уже ближе к голосованию начинаются процессы межпартийных переговоров, создания блоков, уточнения списка кандидатов, праймериз, которые входят в моду уже не только в США… Хотя в Армении до предвыборной кампании еще предостаточно времени - плебисцит намечен на июнь 2026 года, - ситуация в стране довольно напряженная. Слишком уж многое зависит от этого голосования.

 

Война или мир?

Пожалуй, впервые в новейшей политической истории Армении в стране ожидается реальная проба сил между условными «партией мира» и «партией войны» - точнее «партией реванша». Практически сразу же после прихода Никола Пашиняна к власти в 2018 году его стали называть «голубем мира». Тогда для этого как бы имелись основания. В отличие от своих предшественников, лидеров «карабахского клана» и заслуживших статуса военных преступников Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, он не был замаран кровью. С его приходом к власти связывали серьезные надежды на продвижение мирного процесса. К сожалению, реальность не оправдала ожиданий. Оказавшись у власти, Пашинян проводил скорее «ястребиную», чем «голубиную» политику, что привело к новой войне, которую Армения проиграла. Азербайджан покончил с оккупацией своих территорий и предложил мир на своих условиях: отказ от территориальных притязаний, признание целостности своих земель и т.д. И если на выборах 2021 года Пашинян обещал своим избирателям «вернуть Шушу и Гадрут», то сегодня, после антитеррористических рейдов и переговоров в Вашингтоне, ситуация совсем другая. Премьер-министр говорит о необходимости мира, сотрудничества, признания собственных и чужих границ и отказа от территориальных претензий. С этой платформой он и собирается выходить на выборы.

Синхронно с парламентскими выборами состоится и референдум по новой конституции. В действующем основном законе прямо прописаны территориальные притязания на Карабах. И Азербайджан настаивает, чтобы перед заключением мирного договора они были удалены. В Ереване регулярно заявляют, что анонсированный референдум по конституции - не выполнение требований Азербайджана, а решение самой Армении. Многое зависит от того, будет ли это решение поддержано армянскими избирателями. Особенно сегодня, когда местные реваншисты полны решимости «дать бой» Николу Пашиняну, которого уже обвиняют в том, что он «предатель», «турецкий агент» и т.д.

Много признаков, пусть и косвенных, что «дать бой» Пашиняну намерены и в Москве, где хотели бы видеть на посту премьера более лояльного персонажа.

 

Шансы реваншистов

Против Никола Пашиняна выступает достаточно пестрый фронт, включающий дашнаков, остатки «карабахского клана», «республиканцев» Сержа Саргсяна, новые партии с претенциозными названиями типа «Честь имею» и т.п. Но нет явного лидера, под имя и имидж которого можно было бы собрать голоса.

Не последнюю роль в оппозиционном фронте играют лидеры все того же «карабахского клана» Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Именно второй президент Армении - Кочарян считается наиболее опасным для Пашиняна. Это опытный политический игрок, который не отличается большой разборчивостью в выборе средств, он обладает солидной финансовой базой и, наконец, имеет серьезную поддержку в Москве. Казалось бы, с таким багажом нет помех для штурма властного Олимпа вновь. Тем более что Роберт Седракович регулярно напоминает о себе, раздает интервью, проводит пресс-конференции...

Однако общественная поддержка у Кочаряна не на том уровне, чтобы бросить вызов Пашиняну, который после «шашлычной революции» до сих пор сохраняет огромную популярность среди городских низов. К тому же в Армении слишком хорошо помнят годы криминальной диктатуры «карабахцев» и вряд ли захотят вернуться обратно.

Безусловно, у Кочаряна есть возможность оставаться таким «теневым руководителем», выдвинув на первый план своих прокси. Он даже провел в парламент страны своего сына Левона. Но получится ли играть в подобные игры в политике - большой вопрос.

 

Зачистка политического поля

Возможно, именно поэтому в стане армянской оппозиции идут поиски нового, альтернативного лидера. Еще совсем недавно казалось, что такой лидер у оппозиции появился. Это Вардан Гукасян, мэр Гюмри - второго по величине города Армении. В апреле нынешнего года на местных выборах он уверенно обошел кандидата от правящего «Гражданского договора». И на первой же пресс-конференции сделал два громких заявления. Во-первых, новоизбранный мэр выступил за вступление Армении в Союзное государство России и Беларуси. А во-вторых, пообещал выставить свою кандидатуру на парламентских выборах 2026 года и добиваться избрания на пост премьер-министра. В Ереване это восприняли молча, но впоследствии Вардан Гукасян был арестован по обвинению во взяточничестве. Можно представить, какой крик подняли бы европейские политики и правозащитники, если бы избранного мэра, да еще кандидата от оппозиции, арестовали в Азербайджане. В данном же случае - полная тишина. Ереван за нарушение прав человека не критикуют. И не только когда речь идет о военных преступлениях против человечности, совершенных на оккупированных азербайджанских землях. Армянской верхушке сошел с рук даже расстрел митингующих на улицах Еревана 1 марта 2008 года. Так что арест Гукасяна на этом фоне - не более чем мелкие шалости. В доме №26 по улице маршала Баграмяна это хорошо понимают. И воспринимают как карт-бланш. Очевидно, что арест мэра Гюмри - этап предвыборной зачистки политического поля, которую ведет Пашинян.

Премьер-министра Армении авансом объявили не только миротворцем, но и демократом. Однако накануне выборов глава правительства не просто использует «административный ресурс» - его политические противники все чаще оказываются за решеткой. И это не только Вардан Гукасян. Арестован также Самвел Карапетян - российский олигарх армянского происхождения и явный кандидат на роль местного Иванишвили. 

Судя по всему, не особо надеясь на возможный реванш «карабахского клана», Москва рассчитывала, а возможно, и сейчас планирует реализовать в Армении «вариант Иванишвили». Первым кандидатом на роль армянского Иванишвили был, по всей видимости, Рубен Варданян. План был вполне читаемым: возвращение из России в Карабах, рестарт сепаратистского проекта, а уже оттуда - «политический марш» на Ереван. Правда, это обернулось полным провалом. После антитеррористических рейдов Азербайджана в сентябре 2023 года сепаратистский проект рухнул окончательно, а сам Варданян оказался в бакинском СИЗО. Следующим кандидатом как раз и был Самвел Карапетян, владелец группы «Ташир» и компании «Электросети Армении». Но и он оказался в СИЗО, правда, уже ереванском. Столь же решительно Никол Пашинян ведет атаку и на иерархов армянской церкви, сочетая как информационную войну, так и судебные рычаги. Вероятно, глава правительства намерен до лета 2026 года обезопасить себя от неожиданностей. Но станут ли противники Пашиняна дожидаться июня, понимая, что победа им не гарантирована?

 

Возвращение в девяностые?

Многое указывает на то, что противники Пашиняна могут проявить себя раньше. Силовой вариант в Армении вовсе не снят с повестки. Роберт Кочарян уже имеет опыт «ползучего переворота». А оппоненты Пашиняна уже сегодня могут выставить против него солидный «вооруженный кулак». Прежде всего это выходцы из Карабаха, которые обосновались в Армении. Уже делаются попытки превратить в ударный антипашиняновский отряд участников второй Карабахской войны. Достаточно вспомнить акцию с бросанием медалей к ступенькам офиса министерства обороны. Но если в США ветераны вьетнамской войны таким образом протестовали против несправедливости военной кампании, в которой участвовали, то армянских ветеранов возмущало, что правительство не разделяет целей их борьбы, и вообще воевали они зря. Многие, убегая из Карабаха, привезли с собой оружие, которым Карабах был перенасыщен сверх всякой меры. В Армении действует предостаточно полуофициальных вооруженных структур типа «Еркрапа» или VOMA. Но самое главное, что нет уверенности в полной лояльности легальных вооруженных структур - прежде всего армии.

У Пашиняна отношения с армянским генералитетом изначально складывались сложно. За время своего премьерства он неоднократно инициировал «армейские чистки», арестовал нескольких генералов, включая Манвела Григоряна - того самого, у которого дома нашли ящики тушенки и солдатского белья, автомобиль «скорой помощи» и даже похоронный венок. Уже после 44-дневной войны власти Армении во главе с Пашиняном попытались организовать целую серию судебных процессов над местными военачальниками и представителями вооруженных сил с обвинениями в халатности, оставлении боевых позиций и т.д. То есть ответственность за поражение в войне перекладывали на армию. Все это не могло не вызвать возмущение в армейских кругах. 

Надо отметить также весьма сильные пророссийские настроения среди военных. Если учесть, что российские спецслужбы в Армении по-прежнему активны, то возможность военного мятежа в этой стране не исключена. А уж потом, на выборах, местный центризбирком послушно нарисует те цифры, которые нужны новой власти. Безусловно, такой вариант создает серьезные риски для продвижения мирного процесса. Но нести потери в этом случае придется, прежде всего, самой Армении.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

62


Актуально