АДАПТАЦИЯ И УСТОЙЧИВОСТЬ
Азербайджан укрепляет экосистему малого и среднего бизнеса, делая ставку на экономический и экологический балансы
Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
В условиях усиливающейся турбулентности мировой экономики и нестабильности глобальных рынков тема устойчивости малого и среднего предпринимательства (МСП) приобретает для стран Азии особое значение.
Новый отчет Азиатского банка развития (АБР) «Мониторинг малых и средних предприятий Азии 2025» (ASM 2025), озвученный в Баку, показал, что именно сектор МСП становится ключевым элементом национальных стратегий, направленных на обеспечение инклюзивного экономического роста и адаптацию к внешним шокам.
В этой связи и Азербайджан усиливает меры по укреплению экосистемы МСП, делая ставку на финансовую устойчивость, цифровую трансформацию и «зеленый переход».
На фоне глобальных вызовов
Как отметил на презентации ASM 2025 исполнительный директор АБР по Японии Шигэо Шимидзу, текущие глобальные вызовы вынуждают правительства стран мира пересматривать стратегию и подходы к развитию МСП. По его словам, при этом одной из основных проблем остается нехватка достоверных данных об их масштабе и функционировании.
«Учитывая нехватку такой информации, ASM взял на себя задачу создания надежного хранилища данных. Теперь у нас есть важный ресурс для разработчиков политики, когда они проектируют и реализуют национальные программы развития МСП», - подчеркнул Ш.Шимидзу.
Создание системного источника информации, по мнению эксперта, является базовым условием для выработки эффективных инструментов поддержки бизнеса. Однако «впереди еще много работы».
«База данных уже хороша, но остаются пробелы, которые нужно заполнить. По мере углубления глобальной экономической неопределенности более полная база данных может придать вес доказательной политике, которая становится все более необходимой для построения устойчивого и инклюзивного экономического роста как на национальном, так и на региональном уровне», - отметил представитель АБР.
Это тем более важно в период высокой неопределенности, который переживает мировая торговля. Все - от тарифных войн до геополитических конфликтов - влияет на МСП в зависимости от экономических условий стран, включая их размер и политику роста. «Но поскольку МСП играют ключевую роль в национальной экономике, глобальные вызовы вынуждают правительства пересматривать стратегии и подходы к их развитию, чтобы обеспечить формирование устойчивой и жизнеспособной экосистемы роста», - утверждает Ш.Шимидзу.
Второй ключевой спикер презентации - ведущий экономист АБР Шигехиро Шинозаки - акцентировал внимание на неоднородности кредитных тенденций в регионе. «Малые и средние предприятия формировали рынок в развивающейся Азии и Тихоокеанском регионе, однако он оставался очень небольшим, составляя в среднем 16,9% от общего объема банковского кредитования, что эквивалентно 10,7% национального ВВП в 2024 году. В среднем 53% кредитов МСП приходилось на сферу услуг, за которой следовали промышленность и сельское хозяйство», - сказал Ш.Шинозаки.
Экономист отметил, что распределение кредитных ресурсов существенно различается по регионам и зависит от уровня подверженности внешним шокам, а также от соответствующих мер правительства.
По его словам, с 2020 по 2024 год динамика в разных странах отличалась: в одних экономиках наблюдалось сокращение доли МСП-кредитования, в других - рост благодаря активной государственной поддержке. «В некоторых странах, таких как Азербайджан и Армения, доля кредитов МСП постепенно сокращалась, что совпало с расширением кредитования крупных компаний. В других, например в Узбекистане, напротив, доля кредитов МСП увеличивалась благодаря усилению государственной поддержки финансирования через вновь созданный Банк развития бизнеса», - отметил он.
Особое внимание ведущий экономист АБР уделил качеству кредитных портфелей, указав на новые риски. «Таким образом, соотношение проблемных кредитов МСП к их общему объему кредитов снизилось после скачка до 8,7% во время пандемии в 2020 году, а затем стабилизировалось на уровне 7% в 2023 году. Однако в 2024 году снова выросло до 7,6%. В целом доля проблемных кредитов продолжала снижаться на Кавказе и в Центральной Азии, но увеличивалась в Южной Азии, а также в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе», - подчеркнул Ш.Шинозаки.
То есть даже при общей тенденции восстановления после пандемии малый и средний бизнес остается уязвимым перед геополитическими рисками и структурными изменениями на глобальном рынке. Это требует от стран региона, в том числе и Азербайджана, продолжения процесса укрепления механизмов финансовой поддержки МСП и совершенствования инструментов экономической адаптации.
Азербайджанский контекст
С этим согласен и первый заместитель министра финансов Азербайджана Анар Керимов, который заявил, что в будущем успех предприятий будут определять их устойчивость и адаптивность.
По его словам, повышение прозрачности и подотчетности государственных расходов в стране в последние годы способствовало развитию МСП. «Мы стремимся предоставлять налоговые льготы и льготное финансирование малому бизнесу, содействовать цифровой трансформации и расширять возможности доступа к рынкам для женщин и молодых предпринимателей», - сказал А.Керимов.
Председатель правления Агентства по развитию малого и среднего бизнеса (KOBİA) при Минэкономики АР Орхан Мамедов добавил, что малый и средний бизнес - это не просто экономические структуры, а «пульс общества», создающий инновации и развитие. «В Азербайджане мы рассматриваем МСП как основу инклюзивного благосостояния и инноваций, мост между экономическим потенциалом и социальным прогрессом. KOBİA верит не в изоляцию, а в партнерство. Наша цель в том, чтобы каждый малый бизнес двигался вперед», - подчеркнул он.
Вместе с тем, несмотря на усилия по созданию стимулирующей экосистемы и рост взаимодействия банков с реальным сектором, вклад МСП в формирование добавленной стоимости в Азербайджане остается ограниченным.
При этом банки продолжают играть ключевую роль в обеспечении доступа к финансовым ресурсам. В отчете указано, что Центральный банк Азербайджана (ЦБА) поставил цель довести объем выданных бизнес-кредитов, включая кредиты малому и среднему бизнесу, до не менее чем 16,5 млрд манатов к концу 2026 года.
По словам директора Департамента устойчивого развития финансового сектора ЦБА Рустама Таирова, кредиты МСП составляют около 25% общего кредитного портфеля и 47% бизнес-портфеля банков. «Это свидетельствует о растущем взаимодействии банков с реальным сектором экономики. Однако в случае колебаний кредитного цикла МСП могут столкнуться с трудностями в привлечении финансирования», - заметил Р.Таиров.
Одним из системных ограничений, по его мнению, является недостаточный уровень финансовой грамотности предпринимателей. «Наши опросы среди микро-, малых и средних предприятий показывают, что около трети из них имеют ограниченные или недостаточные знания о финансовых продуктах, предлагаемых кредиторами. Это, конечно, ограничивает их возможности в выборе подходящего продукта и эффективном сотрудничестве с кредиторами», - пояснил он.
Не менее значимым барьером остаются проблемы залогового обеспечения. «Микро-, малые и средние предприятия, особенно в регионах, испытывают ограничения в плане ликвидного обеспечения, хотя более 80% кредитов выдаются под залоговое обеспечение. Это означает, что порой даже жизнеспособные малые предприятия могут остаться вне системы», - указал Р.Таиров.
«Зеленый переход» МСП
Кроме того, в данном секторе сохраняется низкий уровень финансового менеджмента и прозрачности, что затрудняет оценку рисков и повышает стоимость заимствований. Недоразвитость инфраструктуры бухгалтерского учета и аудита, слабость механизмов распределения рисков и недостаточная эффективность процедур взыскания залога усиливают давление на сектор и формируют дефицит доступного финансирования.
Центральный банк, со своей стороны, применяет инструменты пруденциального регулирования для стимулирования кредитной активности. Так, взвешенные по риску активы для МСП в Азербайджане составляют 50%, что является одним из наиболее мягких режимов по сравнению с международными стандартами.
Одновременно ЦБА ведет активный диалог с банками, помогая им адаптировать стратегии кредитования и бизнес-модели. Р.Таиров считает, что финансовым учреждениям важно развивать риск-ориентированный подход к оценке заемщиков. «В этих условиях они будут оценивать кредитоспособность предприятий и надежность данных, а не только коммерческое кредитование. Помимо этого важным элементом является укрепление аудиторских и бухгалтерских институтов страны. Традиционно инструменты господдержки, такие как гарантии, являются важными инструментами снижения рисков проектов МСП», - уверен представитель регулятора.
В целях мониторинга финансовой устойчивости сектора ЦБА регулярно проводит стресс-тесты портфелей МСП. «Такие стресс-тесты важны для заблаговременного выявления возникающих рисков. Это общепринятые инструменты, которые мы используем для расширения доступа МСП к финансированию», - заявил Р.Таиров.
Одним из новых направлений в деятельности Центробанка является разработка модели банкострахования, которая может стать дополнительным инструментом поддержки предпринимательства.
Важным шагом системного развития МСП стала и подготовка стратегии финансовой инклюзивности, которая предполагает межведомственный подход к решению проблем сектора. По утверждению Р.Таирова, «главная цель этой стратегии заключается в том, чтобы не одно, а несколько госучреждений отвечали за решение вопросов финансирования».
Еще один момент, который предстоит в будущем учитывать МСП, - это соблюдение экологических норм в своей деятельности.
«Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при экологизации МСП в Азербайджане и во всем мире, по-прежнему заключается в нехватке информации и знаний о «зеленых технологиях» и инструментах «зеленого финансирования». Вторая проблема для МСП - это затраты. «Зеленые технологии» обычно дороже традиционных», - отметил Таиров. Именно поэтому требования, устанавливаемые для оценки «зеленых проектов» малого бизнеса, должны быть соразмерны их реальным возможностям.
Так или иначе, но уже с этого года ЦБА будет требовать от финансовых институтов информацию о своих «зеленых» и устойчивых портфелях. По словам Р.Таирова, на глобальном уровне регуляторы стараются упростить механизмы оценки устойчивости и выбросов: «На рынке формируются различные решения, компании и поставщики предлагают свои подходы, активно используются открытые источники данных. Например, расширяется практика получения информации от коммунальных служб для оценки профиля выбросов МСП». В этой связи Азербайджан активно сотрудничает с международными партнерами, развивая принципы «зеленого финансирования» и стимулируя участие малого бизнеса в процессе экологической трансформации.
Резюмируя, можно сказать, что развитие малого и среднего бизнеса в Азербайджане требует не только финансовых стимулов, но и институциональных реформ, направленных на повышение прозрачности, улучшение бизнес-культуры и укрепление инфраструктуры поддержки предпринимательства. Ведь в долгосрочной перспективе именно МСП способны стать катализатором «зеленого роста» и цифровой трансформации региональной экономики.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:



24












